Зачем онлайн-школе мобильный трафик и почему mobile-first — важнейшая стратегия в 2025 году

KEDU
Автор статьи

Содержание

Дата публикации 26.06.2025 Обновлено 12.07.2025
Зачем онлайн-школе мобильный трафик и почему mobile-first — важнейшая стратегия в 2025 году
Автор фото freepik

В 2025 году мобильные платформы окончательно захватили лидерство на рынке контента. Свежие данные, которые приводит издание Techgaged, гласят, что в первом квартале года на смартфоны приходится уже 64% всего мирового трафика, что стало абсолютным рекордом.

Тенденция вовсе не внезапная: число владельцев смартфонов повышается ежегодно. В России, согласно отчёту DataReportal, в 2025 году 95,5% интернет-пользователей выходят в сеть именно со смартфонов.

Для всех владельцев онлайн-школ это однозначный сигнал: нужна не просто адаптивная мобильная версия основного продукта, а ставка на mobile-first. Почему это важно, какие шаги предпринять, чтобы не упустить мобильного пользователя, нужно ли срочно разрабатывать своё адаптивное приложение — читайте в нашем материале.

Читайте также: Тренды онлайн-образования в 2025 году: перспективы и точки роста

Почему mobile-first критичен для онлайн-школы?

Тренд на образовательный контент для смартфонов не нов, на рынке уже немало успешных продуктов подобного рода (к примеру, сверхпопулярное приложение Duolingo). Но к 2025 году он приобрёл черты лидерства, и на то есть несколько веских причин:

1. Доступность и удобство

Покрытие высокоскоростного мобильного интернета огромно, смартфоном можно пользоваться почти где угодно, кроме разве что самых отдаленных районов.

Люди хотят учиться в любом месте без ограничений: в метро по дороге домой, в очереди, во время перерыва. Если курс плохо адаптирован под смартфоны, отток студентов практически неизбежен.

2. Повышение конверсии

Лендинги и платформы с мобильной оптимизацией конвертируют на 20—30% эффективнее. Сделать регистрацию и пробные занятия удобными с мобильного устройства, означает довести больше потенциальных клиентов до оплаты.

3. Тренд на микрообучение

Малые форматы обучения набрали популярность буквально пару лет назад, тренд продолжает развиваться. Причина проста: у людей не слишком много времени, чтобы поглощать информацию большими объёмами, нужны короткие и неутомительные форматы. И лучше всего мини-лекции, интерактивные тесты и push-уведомления работают именно в мобильном формате.

4. Социальные сети — основной канал продвижения

Большая часть трафика из Instagram, Telegram, TikTok и YouTube приходит на мобильные устройства. Если после клика по рекламе пользователь попадает на плохо адаптированную страницу, школа гарантированно потеряет клиентов.

Читайте также: Методы продвижения онлайн-курсов в 2025 году

5. Мобильный контент = стабильный рост подписчиков

Экспертную и познавательную информацию пользователи тоже предпочитают черпать со смартфона. Контент и каналы в Telegram, подкасты и TikTok-ролики также адаптированы в основном для прослушивания/просмотра/чтения с малого экрана. Хотите эффективнее продвигать свои курсы и настроить воронку продаж через блог? Снимайте контент для смартфонов.

Читайте также: Как создать и настроить воронку для онлайн-курсов в Telegram — разбираем нюансы

Как адаптировать курс под мобильные платформы

Прежде всего нужно помнить о психологии мобильного пользователя. Он мыслит контекстно, параллельно делая другие дела, пока едет в метро, или стоит в очереди за покупками. Его ключевое ожидание — моментальное удовлетворение запроса (быстрый ответ и мгновенный результат).

За внимание человека со смартфоном ведётся жёсткая конкуренция. Он всегда готов отвлечься (объем внимания не более 8 секунд) и не терпит сложных действий: если за ПК или ноутбуком спокойно потратит 6—8 кликов, то на смартфоне не более 2 тапов до цели

Ещё одна ключевая черта — ожидание персонализации, то есть подстройки под привычки и рутину: подкаст, пока клиент чистит зубы, или поднимается в лифте до офиса, небольшой квиз, краткий урок, когда едет домой с работы.

Мобильный пользователь ценит микровзаимодействия и наглядность действий (лайки, прогресс-бары), поэтому не готов к глубокой вовлечённости сразу, без погружения.

Иными словами, смартфон — это инструмент для «перекусов» контента, а не для «многочасовых пиршеств», поэтому контент нужен лаконичный, захватывающий внимание и максимально эффективный для запоминания. И для этого нужно соблюсти несколько правил:

1. Адаптивный дизайн платформы, а не просто «резиновая вёрстка»

Главная проблема в том, что подавляющее большинство пользователей (порядка 57% по статистике Microsoft) закроет сайт, если он неудобен для смартфона. Причины: слишком много текста, неудобный шрифт, мало интерактива и иллюстраций, проблемы с адаптацией картинок и т.п.

Как решить проблему

  • Тестируйте платформу на реальных устройствах. Пример: если кнопка «Купить курс» требует масштабирования — конверсия упадёт;
  • Упростите навигацию — вместо многоуровневого меню используйте «бургер-меню» + плавающую кнопку CTA (как у Duolingo);
  • Оптимизируйте загрузку — сжатие изображений, Lazy-loading видео. Например, Coursera сократила время загрузки мобильной версии на 3 секунды и получила +15% к завершению уроков.

2. Микрообучение: как разбить контент под смартфоны

Средняя продолжительность концентрации внимания на мобильном устройстве составляет 1,5—2 минуты, поэтому предлагать сходу большой курс малопродуктивно и приведёт к отказам.

Читайте также: Как создать и запустить мини-курс

Как решить проблему

  • Дробление уроков. 10-минутный видеоурок лучше перемонтировать в 3 по 3 минуты + интерактив между ними. К примеру, приложение Sololearn разбивает уроки программирования на «карточки» с практикой после каждого шага, чем добивается удержания внимания;
  • Формат «сторителлинга». Записывайте вертикальные видео в стиле TikTok (как делает Skillshare для креативных курсов);
  • Чек-листы вместо текста. Преобразуйте теорию в свайп-галерею, как это делает, к примеру, платформа EduDo, которая помимо коротких роликов использует слайдеры с ключевыми тезисами.

3. Упрощение регистрации и входа

Каждое дополнительное поле на мобильном устройстве будет снижать конверсию: чем меньше дополнительных экранов — тем быстрее пользователь доберётся до целевого действия.

Решение проблемы

  • Регистрация через аккаунты в соцсетях и вход через SMS, как у Udemy — 1 клик через Google/Facebook;
  • Автозаполнение данных. Например, после ввода номера телефона подтягивать имя из SIM-карты (так делает GetCourse);
  • Гостевой доступ. Дайте возможность посмотреть первый урок без регистрации (стратегия MasterClass).

4. Интерактивность: вовлекаем без клавиатуры

У смартфонов нет полноразмерной клавиатуры, поэтому вводить текст неудобно, особенно если пользователь набирает его одной рукой.

Как решить проблему

  • Подключать голосовые ответы, интегрируя с системами ASR (автоматическое распознавание речи), как в ELSA Speak для обучения языкам;
  • Tап-тесты. Вместо открытых вопросов — простые тесты формата «выберите правильный вариант» (свайп или тап). Пример: Quizlet позволяет учиться движением пальца;
  • Подключение AR-элементов. Например, курсам по дизайну подойдет возможность «примерить» интерьер через камеру (по аналогии с IKEA Place).

5. Push-уведомления + геймификация

Исследование Leanplum показывает, что подключение пушей помогает увеличить приток пользователей до 65%. Однако тут важно не перестараться и не стать слишком назойливым.

Конкретные тактики

  • Триггерные сообщения с напоминанием. Например «Вы остановились на 5-м уроке — вот краткий конспект перед продолжением», как делает Memrise;
  • Погресс-бары. Важна визуализация результата типа «Вы прошли 70% модуля!». Пример: приложение Mimo для обучения программированию);
  • Мини-игры. Помогает начисление бонусных баллов за вход с мобильного 3 дня подряд. Такая механика есть у приложения Yousician для музыкантов.

Стратегия адаптации курса под смартфоны

Далеко не всякий образовательный продукт можно безболезненно интегрировать на мобильные устройства и более того — далеко не каждому курсу это нужно. Если вы продаёте сложный образовательный контент, то лучше сработает уход в сторону гибридизации.

Контент, который можно адаптировать

  1. Микроуроки на 3—7 минут, поскольку среднее время сессии на смартфоне не превышает 15 минут. Здесь хорошо работают языковые тренировки по типу Duolingo или лекции по soft skills;
  2. Интерактивы: тесты с выбором варианта, квизы, карточки для запоминания, голосовые задания (например, говорение в иностранных языках);
  3. Вертикальные видео: объяснение тем вкратце, в формате TikTok, или скринкасты с разбором ошибок;
  4. Геймифицированные курсы, где есть отслеживание прогресса, ежедневные челленджи и награды за регулярность;
  5. Уроки с социальным взаимодействием: обсуждение темы в чатах (например, Telegram), голосовые и кружочки от преподавателя.

Неадаптируемый контент

Объёмные курсы под экран смартфона подстраиваются плохо, поэтому не нужно стремиться их переупаковывать. Речь про:

  1. Сложные технические курсы, где много информации + нужен специальный софт для практики. К ним относятся курсы по программированию, инженерным расчётам Excel/SolidWorks/AutoCAD;
  2. Длинные лекции с презентациями (от 60 минут и больше) без интерактива. Есть паллиативное решение: разбить вебинар на несколько частей с быстрым повторением материала между ними. Однако оно не универсально: если материал на сложную техническую тематику и требует конспектирования, дробление не сработает;
  3. Курсы с графикой/дизайном. Photoshop, Figma, AutoCAD и прочий софт требует точности при рисовании. Исключение составляют курсы по их мобильным аналогам (Canva, Procreate для рисования);
  4. Работа с большими документами, где есть аналитика с таблицами, юридические материалы и длинные конспекты;
  5. Групповые учебные программы с совместными проектами, где требуется одновременное редактирование материалов и мозговые штурмы с помощью интерактивных онлайн-досок (например, Miro).

Как понять, что курс «не для мобильных»?

Самое простой тест для проверки — это правило «одной руки». Если потенциальному клиенту требуется увеличивать изображение, вводить много текста, часто переключаться между вкладками, то перед нами однозначно десктопный вариант.

Остальное подскажут метрики:

  • Низкий процент завершения курса с мобильных устройств (пользователи начинают учиться, но бросают на полпути из-за неудобства);
  • Высокий процент отказов, когда ученики открывают программу и быстро закрывают, даже не начав учиться, поскольку требуется слишком много шагов до использования.

Обязательно собирайте обратную связь и проводите QA-тесты: «удобно ли пользоваться со смартфона?», «Перевести курс в PDF?» и другие.

Стратегия гибридной адаптации курса

Адаптируя образовательный продукт в сторону для пользователей смартфонов, не пытайтесь «утрамбовать» всё в мобильный формат. Разделяйте его по сценариям и обязательно проводите исследования перед запуском: сравнивайте возможности обеих платформ, отслеживайте поведение клиентов

Гибридизация обучения — оптимальная стратегия, чтобы изучать основную программу за столом вместе с преподавателем (созвоны Zoom, общие чаты, диктанты), а повторение материала оставлять для «учебы на ходу». Для этого прекрасно подойдут карточки, квизы и тесты на смартфоне, а также аудиозадания. Типичный пример: языковая школа. Теорию в виде карточек легко уместить в мобильном приложении, письменные эссе и задания с развёрнутым ответом — решать на ПК.

Повторимся, сценарии могут быть разными. Если удаётся уместить курс на экран смартфона без ущерба для конверсии, смело переводите в мобильный формат.

Нужно ли онлайн-школе своё приложение?

Ещё один насущный вопрос: а стоит ли уходить с головой в мобильную разработку? Собственное приложение — дорогая инвестиция, по разным оценкам в 2025 году такой продукт обойдётся в сумму от 2 до 5 млн. Рублей. И далеко на факт, что он станет драйвером роста. Нужно иметь перед глазами чёткие критерии окупаемости.

1. Клиенты приходят учиться ежедневно, или почти каждый день

Знаковая тенденция: 40% аудитории приходит за учёбой с мобильного устройства с очень высокой регулярностью (не менее 3 раз в неделю). Нативное приложение поможет удерживать её внимание на 30—50% эффективнее за счёт:

  • Push-уведомлений с напоминаниями;
  • Более быстрого доступа без ввода логина/пароля;
  • Геймификации и ежедневных событий, а также возможности отслеживать прогресс в обучении.

2. Удобнее учиться офлайн

Если ваш контент адаптирован под скачивание и за ним регулярно приходят, то мобильный софт в разы облегчит ученикам жизнь. Браузеры не дают полноценного офлайн-режима, а приложение — да. Так делает, к примеру, Preply, позволяя скачивать контент от репетиторов.

3. Курс построен на интерактиве, который не работает в браузере

Приложения отлично подходят для интерактивных форматов, поскольку дают постоянный доступ к микрофону, камере, сенсорам телефона. Примеры:

  • Голосовые тренировки (распознавание речи, как в Elsa Speak);
  • AR/VR-элементы (например, 3D-модели в медицине);
  • Сложная геймификация (внутриигровая валюта, уровни, как в Duolingo).

4. Вы монетизируете курс через подписки или платный контент

Приложение для подписок выгоднее, поскольку через него выше конверсия в оплату, к тому же легче удержать подписчиков путем Push-напоминаний об оплате, а сами продажи мобильных курсов дают меньше возвратов, если подписка оформлена в приложении.

Главная проблема в том, что платный контент должен регулярно обновляться и оставаться актуальным — иначе подписка быстро утратит ценность.

5. У конкурентов уже есть мобильное приложение

Довольно спорный пункт, если взвесить все «за» и «против»: может оказаться, что конкуренты просто разработали его для галочки или «на вырост».

Ситуация станет критичной, когда пользователи начнут массово жаловаться, что ваш сайт неудобно выглядит на телефоне по сравнению с конкурентами и даже адаптивная вёрстка не очень помогает.

Здесь важно понаблюдать за лидерами ниши и предметно разобраться, что им дал запуск приложения — возможно, увеличился прирост подписчиков, или появились новые интересные курсы, за которыми охотно приходят.

Когда можно обойтись без приложения: альтернативы

Есть ситуации, когда можно сэкономить бюджет, но при этом не потерять мобильную аудиторию:

  • Клиенты покупают редко. Если у вас курс по подготовке к экзаменам, который ученики проходят раз в несколько месяцев, или специализированный тренинг для профессионалов, который изучают поэтапно, то приложение не окупится. Пользователям попросту незачем будет туда заходить;
  • Основная аудитория учится из браузера. Обучение программированию, где нужно писать код, работать с терминалом или сложными IDE, либо уроки графического дизайна, требуют специального софта и отдельных мануалов. Даже если студенты будут читать их со смартфона, практиковаться они все равно будут, сидя за компьютером или ноутбуком;
  • Банальное ограничение бюджета. Приложение не заканчивается одной только разработкой — его нужно регулярно обновлять и поддерживать, а также платить комиссии AppStore и GooglePlay.

Есть более дешевые и простые решения:

  • Progressive Web Application (PWA) — «гибрид» сайта и приложения: работает в браузере, но может быть установлен на главный экран, поддерживает офлайн-режим и push-уведомления. Таким вариантом пользуются, к примеру, Spotify и Twitter Lite;
  • Улучшенная мобильная версия сайта. Если сделать удобную навигацию, быструю загрузку и адаптивные формы, пользователи не почувствуют разницы. Например, платформа Teachable предлагает школам готовые мобильные шаблоны без необходимости кодинга;
  • Интеграция с мессенджерами. Если смартфон нужен только за тем, чтобы рассылать уведомления о занятиях и учебные материалы, то проще подключить Telegram-бот. Так поступила школа EnglishDom, чтобы ученики могли получать задания и практиковаться прямо в чате.

Суть mobile-first для онлайн-школы, кратко

Онлайн-образование больше не конкурирует только с другими школами — оно борется за внимание пользователя с развлекательным контентом на мобильных платформах. Если ученику неудобно заниматься с телефона, он не станет ждать, пока сядет за ноутбук — просто переключится на другой ресурс: полистает ленту в Telegram или увлечётся дискуссией на Пикабу

Именно поэтому mobile-first — не просто маленькая техническая доработка, а переосмысление подхода к проектированию курса. Те, кто внедряет его осознанно, убивают двух зайцев: получают и рост конверсии, и завоёвывают лояльность аудитории. Когда курс идеально встраивается в повседневные привычки (поездки в метро, перерывы на кофе), ученики проходят его до конца в 2—3 раза чаще, а потом возвращаются за новым образовательным контентом.

Здесь нужна не переупаковка контента в «коробочку» поменьше, а переработка UX, где каждый элемент — от навигации до формата заданий — проектируется под конкретный мобильный сценарий.

Фокус на mobile-first — это инвестиция в будущее школы, но, разумеется, подходить к нему нужно с умом и обоснованными тратами.


Комментарии
Всего
3
2025-07-03T00:00:00+05:00
не понимаю чему можно научиться на ходу. Это какая-то профанация а не учеба. Едешь за рулем следишь за дорогой и типа слушаешь лекцию по квантовой механике. И что ты запомнишь? Бред
2025-07-12T00:00:00+05:00
научпоп давно весь в аудиоформате и нормально запоминается. Сейчас мышление у молодежи более гибкое в этом плане, они легко впитывают знания через аудио
2025-06-29T00:00:00+05:00
Все справедливо и по делу! подметил за собой что с телефона в интернете сижу гораздо больше чем с компа. Ибо удобнее и проще
Читайте также
Все статьи