В 2025 году мобильные платформы окончательно захватили лидерство на рынке контента. Свежие данные, которые приводит издание Techgaged, гласят, что в первом квартале года на смартфоны приходится уже 64% всего мирового трафика, что стало абсолютным рекордом.
Тенденция вовсе не внезапная: число владельцев смартфонов повышается ежегодно. В России, согласно отчёту DataReportal, в 2025 году 95,5% интернет-пользователей выходят в сеть именно со смартфонов.
Для всех владельцев онлайн-школ это однозначный сигнал: нужна не просто адаптивная мобильная версия основного продукта, а ставка на mobile-first. Почему это важно, какие шаги предпринять, чтобы не упустить мобильного пользователя, нужно ли срочно разрабатывать своё адаптивное приложение — читайте в нашем материале.






Читайте также: Тренды онлайн-образования в 2025 году: перспективы и точки роста
Почему mobile-first критичен для онлайн-школы?
Тренд на образовательный контент для смартфонов не нов, на рынке уже немало успешных продуктов подобного рода (к примеру, сверхпопулярное приложение Duolingo). Но к 2025 году он приобрёл черты лидерства, и на то есть несколько веских причин:
1. Доступность и удобство
Покрытие высокоскоростного мобильного интернета огромно, смартфоном можно пользоваться почти где угодно, кроме разве что самых отдаленных районов.
Люди хотят учиться в любом месте без ограничений: в метро по дороге домой, в очереди, во время перерыва. Если курс плохо адаптирован под смартфоны, отток студентов практически неизбежен.
2. Повышение конверсии
Лендинги и платформы с мобильной оптимизацией конвертируют на 20—30% эффективнее. Сделать регистрацию и пробные занятия удобными с мобильного устройства, означает довести больше потенциальных клиентов до оплаты.
3. Тренд на микрообучение
Малые форматы обучения набрали популярность буквально пару лет назад, тренд продолжает развиваться. Причина проста: у людей не слишком много времени, чтобы поглощать информацию большими объёмами, нужны короткие и неутомительные форматы. И лучше всего мини-лекции, интерактивные тесты и push-уведомления работают именно в мобильном формате.
4. Социальные сети — основной канал продвижения
Большая часть трафика из Instagram, Telegram, TikTok и YouTube приходит на мобильные устройства. Если после клика по рекламе пользователь попадает на плохо адаптированную страницу, школа гарантированно потеряет клиентов.
Читайте также: Методы продвижения онлайн-курсов в 2025 году
5. Мобильный контент = стабильный рост подписчиков
Экспертную и познавательную информацию пользователи тоже предпочитают черпать со смартфона. Контент и каналы в Telegram, подкасты и TikTok-ролики также адаптированы в основном для прослушивания/просмотра/чтения с малого экрана. Хотите эффективнее продвигать свои курсы и настроить воронку продаж через блог? Снимайте контент для смартфонов.
Читайте также: Как создать и настроить воронку для онлайн-курсов в Telegram — разбираем нюансы
Как адаптировать курс под мобильные платформы
Прежде всего нужно помнить о психологии мобильного пользователя. Он мыслит контекстно, параллельно делая другие дела, пока едет в метро, или стоит в очереди за покупками. Его ключевое ожидание — моментальное удовлетворение запроса (быстрый ответ и мгновенный результат).
За внимание человека со смартфоном ведётся жёсткая конкуренция. Он всегда готов отвлечься (объем внимания не более 8 секунд) и не терпит сложных действий: если за ПК или ноутбуком спокойно потратит 6—8 кликов, то на смартфоне не более 2 тапов до цели
Ещё одна ключевая черта — ожидание персонализации, то есть подстройки под привычки и рутину: подкаст, пока клиент чистит зубы, или поднимается в лифте до офиса, небольшой квиз, краткий урок, когда едет домой с работы.
Мобильный пользователь ценит микровзаимодействия и наглядность действий (лайки, прогресс-бары), поэтому не готов к глубокой вовлечённости сразу, без погружения.
Иными словами, смартфон — это инструмент для «перекусов» контента, а не для «многочасовых пиршеств», поэтому контент нужен лаконичный, захватывающий внимание и максимально эффективный для запоминания. И для этого нужно соблюсти несколько правил:
1. Адаптивный дизайн платформы, а не просто «резиновая вёрстка»
Главная проблема в том, что подавляющее большинство пользователей (порядка 57% по статистике Microsoft) закроет сайт, если он неудобен для смартфона. Причины: слишком много текста, неудобный шрифт, мало интерактива и иллюстраций, проблемы с адаптацией картинок и т.п.
Как решить проблему
- Тестируйте платформу на реальных устройствах. Пример: если кнопка «Купить курс» требует масштабирования — конверсия упадёт;
- Упростите навигацию — вместо многоуровневого меню используйте «бургер-меню» + плавающую кнопку CTA (как у Duolingo);
- Оптимизируйте загрузку — сжатие изображений, Lazy-loading видео. Например, Coursera сократила время загрузки мобильной версии на 3 секунды и получила +15% к завершению уроков.
2. Микрообучение: как разбить контент под смартфоны
Средняя продолжительность концентрации внимания на мобильном устройстве составляет 1,5—2 минуты, поэтому предлагать сходу большой курс малопродуктивно и приведёт к отказам.
Читайте также: Как создать и запустить мини-курс
Как решить проблему
- Дробление уроков. 10-минутный видеоурок лучше перемонтировать в 3 по 3 минуты + интерактив между ними. К примеру, приложение Sololearn разбивает уроки программирования на «карточки» с практикой после каждого шага, чем добивается удержания внимания;
- Формат «сторителлинга». Записывайте вертикальные видео в стиле TikTok (как делает Skillshare для креативных курсов);
- Чек-листы вместо текста. Преобразуйте теорию в свайп-галерею, как это делает, к примеру, платформа EduDo, которая помимо коротких роликов использует слайдеры с ключевыми тезисами.
3. Упрощение регистрации и входа
Каждое дополнительное поле на мобильном устройстве будет снижать конверсию: чем меньше дополнительных экранов — тем быстрее пользователь доберётся до целевого действия.
Решение проблемы
- Регистрация через аккаунты в соцсетях и вход через SMS, как у Udemy — 1 клик через Google/Facebook;
- Автозаполнение данных. Например, после ввода номера телефона подтягивать имя из SIM-карты (так делает GetCourse);
- Гостевой доступ. Дайте возможность посмотреть первый урок без регистрации (стратегия MasterClass).
4. Интерактивность: вовлекаем без клавиатуры
У смартфонов нет полноразмерной клавиатуры, поэтому вводить текст неудобно, особенно если пользователь набирает его одной рукой.
Как решить проблему
- Подключать голосовые ответы, интегрируя с системами ASR (автоматическое распознавание речи), как в ELSA Speak для обучения языкам;
- Tап-тесты. Вместо открытых вопросов — простые тесты формата «выберите правильный вариант» (свайп или тап). Пример: Quizlet позволяет учиться движением пальца;
- Подключение AR-элементов. Например, курсам по дизайну подойдет возможность «примерить» интерьер через камеру (по аналогии с IKEA Place).
5. Push-уведомления + геймификация
Исследование Leanplum показывает, что подключение пушей помогает увеличить приток пользователей до 65%. Однако тут важно не перестараться и не стать слишком назойливым.
Конкретные тактики
- Триггерные сообщения с напоминанием. Например «Вы остановились на 5-м уроке — вот краткий конспект перед продолжением», как делает Memrise;
- Погресс-бары. Важна визуализация результата типа «Вы прошли 70% модуля!». Пример: приложение Mimo для обучения программированию);
- Мини-игры. Помогает начисление бонусных баллов за вход с мобильного 3 дня подряд. Такая механика есть у приложения Yousician для музыкантов.
Стратегия адаптации курса под смартфоны
Далеко не всякий образовательный продукт можно безболезненно интегрировать на мобильные устройства и более того — далеко не каждому курсу это нужно. Если вы продаёте сложный образовательный контент, то лучше сработает уход в сторону гибридизации.
Контент, который можно адаптировать
- Микроуроки на 3—7 минут, поскольку среднее время сессии на смартфоне не превышает 15 минут. Здесь хорошо работают языковые тренировки по типу Duolingo или лекции по soft skills;
- Интерактивы: тесты с выбором варианта, квизы, карточки для запоминания, голосовые задания (например, говорение в иностранных языках);
- Вертикальные видео: объяснение тем вкратце, в формате TikTok, или скринкасты с разбором ошибок;
- Геймифицированные курсы, где есть отслеживание прогресса, ежедневные челленджи и награды за регулярность;
- Уроки с социальным взаимодействием: обсуждение темы в чатах (например, Telegram), голосовые и кружочки от преподавателя.
Неадаптируемый контент
Объёмные курсы под экран смартфона подстраиваются плохо, поэтому не нужно стремиться их переупаковывать. Речь про:
- Сложные технические курсы, где много информации + нужен специальный софт для практики. К ним относятся курсы по программированию, инженерным расчётам Excel/SolidWorks/AutoCAD;
- Длинные лекции с презентациями (от 60 минут и больше) без интерактива. Есть паллиативное решение: разбить вебинар на несколько частей с быстрым повторением материала между ними. Однако оно не универсально: если материал на сложную техническую тематику и требует конспектирования, дробление не сработает;
- Курсы с графикой/дизайном. Photoshop, Figma, AutoCAD и прочий софт требует точности при рисовании. Исключение составляют курсы по их мобильным аналогам (Canva, Procreate для рисования);
- Работа с большими документами, где есть аналитика с таблицами, юридические материалы и длинные конспекты;
- Групповые учебные программы с совместными проектами, где требуется одновременное редактирование материалов и мозговые штурмы с помощью интерактивных онлайн-досок (например, Miro).
Как понять, что курс «не для мобильных»?
Самое простой тест для проверки — это правило «одной руки». Если потенциальному клиенту требуется увеличивать изображение, вводить много текста, часто переключаться между вкладками, то перед нами однозначно десктопный вариант.
Остальное подскажут метрики:
- Низкий процент завершения курса с мобильных устройств (пользователи начинают учиться, но бросают на полпути из-за неудобства);
- Высокий процент отказов, когда ученики открывают программу и быстро закрывают, даже не начав учиться, поскольку требуется слишком много шагов до использования.
Обязательно собирайте обратную связь и проводите QA-тесты: «удобно ли пользоваться со смартфона?», «Перевести курс в PDF?» и другие.
Стратегия гибридной адаптации курса
Адаптируя образовательный продукт в сторону для пользователей смартфонов, не пытайтесь «утрамбовать» всё в мобильный формат. Разделяйте его по сценариям и обязательно проводите исследования перед запуском: сравнивайте возможности обеих платформ, отслеживайте поведение клиентов
Гибридизация обучения — оптимальная стратегия, чтобы изучать основную программу за столом вместе с преподавателем (созвоны Zoom, общие чаты, диктанты), а повторение материала оставлять для «учебы на ходу». Для этого прекрасно подойдут карточки, квизы и тесты на смартфоне, а также аудиозадания. Типичный пример: языковая школа. Теорию в виде карточек легко уместить в мобильном приложении, письменные эссе и задания с развёрнутым ответом — решать на ПК.
Повторимся, сценарии могут быть разными. Если удаётся уместить курс на экран смартфона без ущерба для конверсии, смело переводите в мобильный формат.
Нужно ли онлайн-школе своё приложение?
Ещё один насущный вопрос: а стоит ли уходить с головой в мобильную разработку? Собственное приложение — дорогая инвестиция, по разным оценкам в 2025 году такой продукт обойдётся в сумму от 2 до 5 млн. Рублей. И далеко на факт, что он станет драйвером роста. Нужно иметь перед глазами чёткие критерии окупаемости.
1. Клиенты приходят учиться ежедневно, или почти каждый день
Знаковая тенденция: 40% аудитории приходит за учёбой с мобильного устройства с очень высокой регулярностью (не менее 3 раз в неделю). Нативное приложение поможет удерживать её внимание на 30—50% эффективнее за счёт:
- Push-уведомлений с напоминаниями;
- Более быстрого доступа без ввода логина/пароля;
- Геймификации и ежедневных событий, а также возможности отслеживать прогресс в обучении.
2. Удобнее учиться офлайн
Если ваш контент адаптирован под скачивание и за ним регулярно приходят, то мобильный софт в разы облегчит ученикам жизнь. Браузеры не дают полноценного офлайн-режима, а приложение — да. Так делает, к примеру, Preply, позволяя скачивать контент от репетиторов.
3. Курс построен на интерактиве, который не работает в браузере
Приложения отлично подходят для интерактивных форматов, поскольку дают постоянный доступ к микрофону, камере, сенсорам телефона. Примеры:
- Голосовые тренировки (распознавание речи, как в Elsa Speak);
- AR/VR-элементы (например, 3D-модели в медицине);
- Сложная геймификация (внутриигровая валюта, уровни, как в Duolingo).
4. Вы монетизируете курс через подписки или платный контент
Приложение для подписок выгоднее, поскольку через него выше конверсия в оплату, к тому же легче удержать подписчиков путем Push-напоминаний об оплате, а сами продажи мобильных курсов дают меньше возвратов, если подписка оформлена в приложении.
Главная проблема в том, что платный контент должен регулярно обновляться и оставаться актуальным — иначе подписка быстро утратит ценность.
5. У конкурентов уже есть мобильное приложение
Довольно спорный пункт, если взвесить все «за» и «против»: может оказаться, что конкуренты просто разработали его для галочки или «на вырост».
Ситуация станет критичной, когда пользователи начнут массово жаловаться, что ваш сайт неудобно выглядит на телефоне по сравнению с конкурентами и даже адаптивная вёрстка не очень помогает.
Здесь важно понаблюдать за лидерами ниши и предметно разобраться, что им дал запуск приложения — возможно, увеличился прирост подписчиков, или появились новые интересные курсы, за которыми охотно приходят.
Когда можно обойтись без приложения: альтернативы
Есть ситуации, когда можно сэкономить бюджет, но при этом не потерять мобильную аудиторию:
- Клиенты покупают редко. Если у вас курс по подготовке к экзаменам, который ученики проходят раз в несколько месяцев, или специализированный тренинг для профессионалов, который изучают поэтапно, то приложение не окупится. Пользователям попросту незачем будет туда заходить;
- Основная аудитория учится из браузера. Обучение программированию, где нужно писать код, работать с терминалом или сложными IDE, либо уроки графического дизайна, требуют специального софта и отдельных мануалов. Даже если студенты будут читать их со смартфона, практиковаться они все равно будут, сидя за компьютером или ноутбуком;
- Банальное ограничение бюджета. Приложение не заканчивается одной только разработкой — его нужно регулярно обновлять и поддерживать, а также платить комиссии AppStore и GooglePlay.
Есть более дешевые и простые решения:
- Progressive Web Application (PWA) — «гибрид» сайта и приложения: работает в браузере, но может быть установлен на главный экран, поддерживает офлайн-режим и push-уведомления. Таким вариантом пользуются, к примеру, Spotify и Twitter Lite;
- Улучшенная мобильная версия сайта. Если сделать удобную навигацию, быструю загрузку и адаптивные формы, пользователи не почувствуют разницы. Например, платформа Teachable предлагает школам готовые мобильные шаблоны без необходимости кодинга;
- Интеграция с мессенджерами. Если смартфон нужен только за тем, чтобы рассылать уведомления о занятиях и учебные материалы, то проще подключить Telegram-бот. Так поступила школа EnglishDom, чтобы ученики могли получать задания и практиковаться прямо в чате.
Суть mobile-first для онлайн-школы, кратко
Онлайн-образование больше не конкурирует только с другими школами — оно борется за внимание пользователя с развлекательным контентом на мобильных платформах. Если ученику неудобно заниматься с телефона, он не станет ждать, пока сядет за ноутбук — просто переключится на другой ресурс: полистает ленту в Telegram или увлечётся дискуссией на Пикабу
Именно поэтому mobile-first — не просто маленькая техническая доработка, а переосмысление подхода к проектированию курса. Те, кто внедряет его осознанно, убивают двух зайцев: получают и рост конверсии, и завоёвывают лояльность аудитории. Когда курс идеально встраивается в повседневные привычки (поездки в метро, перерывы на кофе), ученики проходят его до конца в 2—3 раза чаще, а потом возвращаются за новым образовательным контентом.
Здесь нужна не переупаковка контента в «коробочку» поменьше, а переработка UX, где каждый элемент — от навигации до формата заданий — проектируется под конкретный мобильный сценарий.
Фокус на mobile-first — это инвестиция в будущее школы, но, разумеется, подходить к нему нужно с умом и обоснованными тратами.