В 2025 году окончательно умерли форматы онлайн-образования, построенные на пассивном потреблении и размытых обещаниях. Длинные лекции, текстовые стенографии и курсы-винегреты проиграли в борьбе за внимание, уступив место интерактивным и глубоко нишевым продуктам.
Рассказываем, как превратить обучение в качественный персонализированный продукт, освежив старые неработающие курсы.
Читайте также: Как создать сильный бренд для онлайн-школы — 9 шагов







ТОП-5 устаревших форматов в 2025 году
Ключевое, что нужно понять про нынешний рынок онлайн-обучения: современный студент готов платить не за курс как таковой, а за практический опыт, помогающий решить конкретную проблему. Даже пресловутые официальные дипломы и престижные сертификаты уже не играют такой роли, как раньше — только осязаемый результат. И вот эти форматы способны свести энтузиазм аудитории к нулю:
1. Длинные скучные видеолекции (90+ минут без интерактива)
В эпоху клипового мышления, TikTok и повсеместной многозадачности удерживать внимание дольше 15—20 минут невозможно. Такие форматы вызывают цифровую усталость, имеют катастрофически низкий процент досмотра и проигрывают микрообучению.
Исключение: длинные подкасты/интервью по научпоп-тематике и/или какой-то профессиональной теме, которые можно слушать параллельно с другими занятиями, откладывать и переслушивать в любое время
2. Текстовые «стенографии» лекций и учебники в PDF-формате
Причина та же, что и в первом случае. Получается не курс, а электронная книга с плохой навигацией. Подобный формат игнорирует все современные принципы педагогического дизайна, не вовлекает и не дает практики, проигрывая даже качественным лонгридам в блогах.
3. Вебинары в формате «говорящей головы» (монолог без вовлечения)
Также вполне типичная причина провала, особенно если тема сложная, а материал подается путано и невнятно. При этом даже при наличии толкового харизматичного лектора, можно столкнуться с высоким процентом отказов.
Аудитория в 2025 году ожидает больше интерактива: нужны опросы, сессии Q&A, интерактивные доски, работа в сессионных видеозалах Zoom. Пассивное прослушивание спикера в прямом эфире потеряло смысл, ведь его можно заменить записью — то есть опять-таки вернуться к формату длинной лекции.
Читайте также: Учёба через игру — зачем внедрять геймификацию в онлайн-курс?
4. Курсы-«винегреты» без четкой цели
Продукты с невнятным УТП, намекающим на «Вы научитесь всему!», не дающим никакой глубины и экспертизы, благополучно скончались в числе первых. На рынке EdTech такого контента более чем достаточно, а потенциальный слушатель устал копаться в общей информации, которую и без того знает, либо может нагуглить буквально за пять минут.
Самая трендовая вещь в 2025 году (и была таковой ещё два-три года назад) — это узкоспециализированные, нишевые курсы с измеримым результатом. Принцип Job-to-be-done работает практически безотказно, если вы сумеете обнаружить нишу и закрыть конкретную боль клиента.
5. Полностью асинхронные курсы без поддержки и комьюнити
Такой формат погружает студентов в образовательный вакуум, оставляя наедине с материалом, а значит и проблемами в его усвоении. По сути, педагогическая архаика, которая не даёт ценности без ключевого компонента — обратной связи.
Иными словами, у всех форматов с самообучением одна проблема: они начисто игнорируют социальную психологию. Студент безусловно, может купить, или того проще — бесплатно скачать учебник по Python, и даже самостоятельно разберётся с базовыми функциями языка. Однако он вряд ли эффективно применит его на практике. Вот за этим в 2025 году и нужно делать ставку на интерактивность, микрообучение, социализацию и конкретные навыки.
Ключевой тренд последних лет — социальное обучение. Ценность создается в обсуждениях, дискуссиях среди сокурсников и поддержке куратора, что радикально снижает процент бросивших
Как оживить устаревший курс: приемы и рекомендации
Если материал в своей основе не утратил актуальность, то начисто выбрасывать старый курс будет попросту неразумно. Его лучше реструктурировать, освежить при необходимости актуальным контентом, разбить на смысловые части и добавить больше интерактивных материалов там, где это уместно.
Ключевой принцип обновления: трансформировать пассивное потребление информации в активное, социальное и практико-ориентированное обучение.
1. Микроуроки вместо длинных лекций
Если материал лекции пользуется спросом, но длинный и утомительный, её лучше перемонтировать:
- Разрежьте видео на смысловые модули по 5—15 минут;
- Между видео добавьте интерактивные элементы. Это могут быть, к примеру, плагины с вопросами на проверку понимания (H5P), или тесты;
- Добавьте подкрепляющий смысловой визуал в кадре — инфографику, интерактивные элементы;
- Предложите практическое задание («Вы посмотрели главу X, теперь попробуйте повторить/сделать Y»).
Это превратит пассивный просмотр в активное усвоение. Главное, не «шинковать» курс на короткие тик-ток ролики и не перегружать тестами — это дезорганизует и рассеивает внимание точно так же, как и полуторачасовая лекция. Ищите золотую середину.
2. Текстовые PDF-документы становятся скрайбингом
Скучное полотно текста лучше переделать в динамичную видеопрезентацию с голосом автора и визуализацией ключевых идей (например, в формате scribe- или doodle-видео). Скрайбинг — это по сути универсальный способ визуализировать и сделать понятнее любой сложный контент, коим являются, например, учебники и методички. Его можно применять и в серьезном профессиональном обучении, и для интерактивных курсов для детей.
Есть также альтернативный вариант в виде SCORM-модуля с кликабельными элементами, всплывающими подсказками и короткими тестами после каждого блока. Не самое свежее и актуальное решение, но далеко не мертвое. SCORM-курсы хорошо применимы для корпоративного обучения, или курсов с жесткими алгоритмами и протоколами (SCORM — это как раз такой протокол), например, в IT.
3. Воркшопы вместо скучных вебинаров
Тут без вариантов: обязателен интерактив и задачи в реальном времени с переориентацией лекций на практику.
Читайте также: Вебинар, который работает: как правильно организовать и провести (полное руководство)
Дайте задание до вебинара, а в эфире разбирайте работы учеников, проводите мозговые штурмы на интерактивной доске (Miro), делите участников на комнаты для обсуждения. Ведущий воркшопа превращается из лектора в модератора дискуссии и/или рабочего процесса. Главное, чтобы было соблюдено несколько ключевых условий:
- Участники должны приходить на воркшоп подготовленными — без выполненного домашнего задания дискуссия развалится в самом начале;
- Нужен четкий технический бриф. Не имея инструктажа, участники половину времени потратят на настройку микрофонов и поиск нужных кнопок, плюс могут добавиться проблемы со звуком, устаревшими драйверами и прочие неприятности;
- Избегайте «сломанного скрипта». Если ведущий не готов к тишине в эфире, то по привычке начнёт сам отвечать на все вопросы и опять-таки сведёт всё к пассивной лекции;
- Проработайте сильный сценарий для групповой работы — участники в комнатах должны понимать, что конкретно им нужно делать и каким будет конечный результат работы;
- Не игнорируйте «разбор полётов». Необходим общий созвон в конце мероприятия, дабы участники смогли отрефлексировать результаты работы групп — без этого ценность совместной деятельности теряется для каждого участника в отдельности.
4. Курсы-«винегреты» превращаются в «карьерную дорожную карту»
Четко сегментируйте контент на отдельные мини-курсы или треки, предоставляя ученику «карту возможностей»: какой мини-курс за каким последует и какой результат он в итоге получит.
Это создает прозрачность и помогает выбрать точечный продукт, а не «всё, везде и сразу». Процесс довольно-таки трудоёмкий, но иного пути нет:
- Для начала проведите аудит курса и выявите ключевые компетенции — они станут основой для дальнейшей разбивки на специальности;
- Определите четкие карьерные и продуктовые «дорожные карты». К примеру, «Станьте Junior-маркетологом за 3 месяца», «Освойте продвинутую аналитику для Middle-специалиста»;
- Внедрите систему входного тестирования и рекомендаций. Она поможет клиенту выбрать подходящий путь на основе его текущего уровня знаний и не потеряться в выборе;
- Сегментируйте контент по уровням сложности (Junior, Middle, Senior) — такое разделение также сделает курс более понятным для освоения, а вы привлечете не только новичков, но и специалистов с определенным опытом;
- Добавьте интерактивные элементы выбора в рамках курса. Ключевой раздел и/или модуль должен завершаться «развилкой», переводящей к определенной ветке компетенций. К примеру, после общего курса по Python можно перенаправить студента в сторону Data Analysis, QA Engineering или иные направления, где требуется знание этого языка программирования;
- Сделайте карту компетенций наглядной — студент должен видеть дерево будущих навыков с его текущей позицией и всеми вариантами развития. Это повысит вовлеченность;
- Сопровождайте каждый этап реальными проектами, которые будут полезны для портфолио. Результат обучения должен быть осязаемым.
5. Когортное обучение с наставником вместо курсов без поддержки
Учёба в формате «свободное плавание» по сути бессмысленно: слушатель не видит конкретных результатов и не понимает, к чему придёт в итоге. Когорты (группы), которые стартуют одновременно, напротив дают больше осмысленности и вовлеченности.
Добавьте обязательные еженедельные созвоны с куратором для ответов на вопросы, создайте общий чат в Telegram/Slack, где ученики делятся прогрессом и помогают друг другу.
Роль куратора — не отвечать на всё подряд, а управлять динамикой обучения, мотивировать всю группу и каждого её члена по отдельности.
Что делать с устаревшими курсами?
Пожалуй, единственно верная стратегия: не пытайтесь «реанимировать труп». Если информация бесконечно устарела и больше не актуальна, но совсем выбрасывать её жалко, то проще избавиться от всего лишнего, а основу превратить в бесплатный контент для воронки.
Читайте также: Как создать и настроить воронку для онлайн-курсов в Telegram — разбираем нюансы
Читайте также: Методы продвижения онлайн-курсов в 2025 году
К примеру, у вас был некогда успешный курс по Python для начинающих. Хорошо структурированный, понятный, но по старым библиотекам и неактуальной версии. Что с ним можно сделать:
- Переупаковать в бесплатный интенсив «Основы Python за 2 часа: с нуля до первого кода» — это придаст позиционирование в качестве первого легкого шага для освоения языка;
- Добавить честности. Не забудьте подчеркнуть, что интенсив лишь даёт основы синтаксиса и логики Python. Чтобы стать востребованным разработчиком, этих знаний недостаточно — сейчас индустрия использует современные инструменты, о которых будет рассказано в полном курсе;
- Перекинуть «мостик». В финале интенсива потребуется важный модуль «Актуальный Python 2025: что нужно изучать после основ». Здесь кратко перескажите проблемы устаревшего подхода и анонсируйте ваш новый платный продукт («Python-разработчик 2025: полный курс с трудоустройством») как логическое продолжение для новичков, которые освоили базу;
- Сделать апсейл: всем, кто проработал интенсив, предложите специальный бонус (скидку, дополнительный модуль, консультацию) для перехода на новый актуальный курс.
По итогу, старый контент будет работать как мощный лид-магнит, а вы сможете грамотно сегментировать аудиторию, отсеяв тех, кому «только посмотреть», и оставив только самых мотивированных. Кроме того, вы проявите свою экспертность, грамотно показав разницу между устаревшими и современными подходами.
Читайте также: Лид-магниты для онлайн-школы: как сделать правильно
Чего ожидать от продвижения курсов в 2025 году
Тренды в EdTech тоже сменились — и это ещё одна причина, почему старые форматы умерли. Хайп прошёл, случайные инвесторы и продавцы «успешного успеха» с рынка удалились, а продвигать курсы в целом стало дороже и сложнее. Требуется куда более аккуратный и скрупулёзный подход вкупе с постоянной борьбой за внимание пользователя. На острие тренда — работа с коммьюнити и экспертиза, а не обещания научить всему и сразу.
Читайте также: Тренды онлайн-образования в 2025 году: перспективы и точки роста
Это нужно учитывать как при переупаковке старых курсов, так и разработке новых. Если есть хотя бы намёк на «желтизну» и сомнительную полезность — лучше сразу от него отказаться. Запуская же новый образовательный контент, будьте готовы и избавьтесь от завышенных ожиданий:
- Низкие темпы роста, но высокая LTV (пожизненная ценность клиента). Взрывного роста в 2025 больше не будет. Вы будете набирать первую аудиторию медленно, через личный бренд и сарафанное радио. Но каждый довольный ученик из узкой ниши станет вашим амбассадором и приведет коллег с тем же запросом. Ваша прибыль — не в массовости, а в глубоком проникновении в нишу и удержании аудитории за счет качества;
- Высокие требования к качеству. Аудитория пресыщена контентом и постоянным инфошумом, равно как и громкими обещаниями. Поэтому ждёт не просто лектора, а практикующего эксперта, современную платформу, мгновенную поддержку и актуальный контент. Маржа будет уходить не на рекламу, а на обеспечение клиентского сервиса;
- Конкуренция за внимание, а не за деньги. Главный вызов — не противостояние с другими курсами, а конкуренция с работой, рутиной и короткими форматами, которыми перенасыщена жизнь вашего клиента. Продукт должен доказывать, что время, инвестированное в него, даст больше пользы, чем просмотр сотого по счёту ролика в TikTok$
- Непрерывная забота о репутации. Она складывается не только из полезности/качества образовательного продукта, но и из манеры общения с аудиторией. Можно быть экспертом и талантливым преподавателем, но портить всё неуместным tone-of-voice или не попадать в ценности аудитории. Нужна тщательная работа как над брендом всей школы в целом, так и над имиджем всех ваших спикеров.
Читайте также: Отзывы о курсах и почему они важны для любой онлайн-школы
Итог
В 2025 году выигрывает тот, кто не просто учит, а формирует своего рода «гильдию мастеров». Вы собираете вокруг себя не целевую аудиторию с прицелом пару-тройку раз продать некие знания. Вам нужно профессиональное комьюнити, готовое платить и за глубину, и за актуальность, и за осязаемый результат, и за принадлежность к кругу избранных. Это сложный, но устойчивый подход, который обязательно окупится.