Трейд-маркетолог: суть профессии, обязанности, обучение

KEDU
Автор статьи

Содержание

Дата публикации 30.12.2022
Главная картинка статьи Трейд-маркетолог: суть профессии, обязанности, обучение
Designed by drobotdean/freepik

На рынке розничных товаров всегда есть жесткая конкуренция: предложений великое множество, а привлечь внимание покупателей крайне тяжело. Наиболее действенный способ — тщательно продумывать товарную линейку и следить за тем, чтобы предложение были лучше, нежели у конкурентов. А для этого нужен особый подход и грамотные специалисты с аналитическим мышлением.

Что такое трейд-маркетинг

Трейд-маркетинг — это подход к продвижению товара (услуги), когда маркетологи стремятся выстроить полную цепочку сопровождения товара от производителя до конечного потребителя. На каждом этапе проводятся мероприятия, которые влияют на увеличение продаж и уменьшение издержек.

В трейд-маркетинге существует множество инструментов, самые известные из которых — это различные промо-акции. Самый банальный пример, с которым мы сталкиваемся регулярно, это акции из разряда «Купи два товара и получи третий бесплатно».

Разумеется, это далеко не все инструменты: трейд-маркетинг решает множество других задач от выбора места для торгового помещения до внутреннего оформления, выкладки товара и даже подбора специфических ароматов. Мелочей здесь очень много и все они тем или иным образом направлены на то, чтобы привлечь покупателей.

Чем занимаются трейд-маркетологи

Трейд-маркетолог старается работать со всеми контрагентами в цепи поставок, однако, прежде всего его внимание направлено на покупателя и владельцев торговой точки или дистрибьюторов продукции.

Задача трейд-маркетологов — простимулировать покупателей на покупки, а продавцов — на повышение эффективности продаж. Методики воздействия, как мы уже упомянули, бывают разными и подбираются персонально под каждую ситуацию, но конечная цель трейд-маркетолога неизменна: стимулировать торговлю и заставить торговые сети эффективнее сбывать товар.

Немалая часть работы трейд-маркетолога проходит непосредственно в торговых точках. Здесь он следит за тем, как работает персонал, как движутся потоки покупателей, как разложен товар, на какие товарные позиции наибольший и наименьший спрос.

Вторая часть работы — привлечение внимания покупателей путем проведения разных промо-акций: дегустаций, розыгрышей, презентаций новых товаров и т.д. Также трейд-маркетологи разрабатывают различные дисконтные программы: сезонные акции на товары, бонусные купоны, скидки для оптовых закупщиков и тому подобное.

Что конкретно делает трейд-маркетолог

  1. Ищет «узкие места» в стратегии продаж, проводит аналитические расчеты;

  2. Корректирует или полностью меняет стратегию;

  3. Контролирует ход исполнения;

  4. Помогает с настройкой ценообразования;

  5. Анализирует предложения и эффективность конкурентов;

  6. Проводит мониторинг доходов и расходов;

  7. Анализирует работу персонала, маркетологов, менеджеров, мерчендайзеров;

  8. Составляет бюджеты и заказывает POS-материалы (оформление витрин, мест продажи, сувенирную продукцию и т.д.);

  9. Следит за развитием и узнаваемостью бренда;

  10. Контролирует расход бюджета на различные мероприятия по продвижению;

  11. Ищет дистрибьюторов продукции;

  12. Составляет сметы, ведет аналитическую и отчетную документацию.

Навыки и знания трейд-маркетолога

Первое, что нужно такому специалисту — это доскональное знание подходов трейд-маркетинга и умение их применять на практике. Очень ценится умение сходу разобраться в специфике конкретного бизнеса и выстроить под него эффективную стратегию.

Соответственно, трейд-маркетолог должен хорошо разбираться и в устройстве товарного рынка, и в особенностях конкретной ниши.

Очень важны в этой профессии и личные качества:

  • Сильное лидерство;

  • Умение аргументированно доказывать свою позицию;

  • Коммуникабельность;

  • Требовательность к подчиненным;

  • Инициативность;

  • Стрессоустойчивость;

  • Высокая работоспособность.

Где учиться на трейд-маркетолога

Наиболее подходящая вузовская специальность для данной должности — это «Маркетинг» со специализацией именно в розничной торговле. Подходит также «Менеджмент в торговле» или иные смежные специальности.

Однако стать трейд-маркетологом с нуля не получится — это всё-таки руководящая должность. Поэтому, как правило, до нее нужно дорасти, поработав какое-то время торговым представителем, менеджером по персоналу в крупной торговой сети, а затем супервайзером торговых агентов.

Будет полезно на этом пути пройти повышение квалификации и отучиться на каких-либо курсах, посвященных трейд-маркетингу.

Зарплата трейд-маркетологов в %%currnetyear%% году

Учитывая большой объем задач и важность профессии, трейд-маркетологи зарабатывают весьма прилично. Как правило, их зарплата колеблется в диапазоне 80000—100000 рублей в месяц. Также специалисты могут рассчитывать на различные бонусы KPI и премий по итогам работы, но это уже предмет индивидуальных договоренностей с работодателем.

Плюсы и минусы профессии трейд-маркетолога

Плюсы:

  • Престижность;

  • Высокая зарплата;

  • Карьерные перспективы;

  • Возможность самореализации;

  • Официальное трудоустройство и бонусы.

Минусы:

  • Высокая ответственность;

  • Требуются специальные знания и опыт;

  • Ненормированный график работы;

  • Широкий круг обязанностей.


Курсы, выбранные нашей командой экспертов
Программа обучения
ООО Институт Новых Технологий
Дистанционная

Оценка стоимости предприятия (бизнеса)

1050 часов
9 500 ₽
Программа обучения
ООО "АДО"
Заочная

Бухгалтерский учет и налогообложение, программа переподготовки

500 часов
25 000 ₽
18 000 ₽
Программа обучения
Открытый социально-экономический колледж
Дистанционная

Банковское дело + Бухгалтерский учет и налогообложение с присвоением квалификации «Бухгалтер»

2678 часов
22 000 ₽
Программа обучения
Центр образования
Очная

Бухгалтерский учет и налогообложение с 1С: Бухгалтерия 8.3

72 часа
16 000 ₽