Маркетолог: что это за профессия и каковы обязанности?

позиция интернет-маркетолога и его работа

Почти каждый сегмент рынка включает в себя массу товаров и услуг. Рассчитаны они при этом на определенного потребителя, по-разному позиционируются и подаются. Такой подход сейчас считается наиболее оправданным: клиент может легко найти то, что ему требуется, а продавец – серьезно экономит на рекламе товара.

По этой причине производители регулярно изучают предпочтения аудитории, стараются наладить с ней контакт и выстроить доверительные отношения. Этим занимаются особые специалисты – маркетологи.

Особенности профессии маркетолог

отдел маркетинга за работой фото

Впервые потребность в маркетологах возникла в 50-е годы XX века на фоне экономического рывка в США и послевоенного восстановления европейской экономики. На рынок выходили всё новые участники, а компании с однотипными предложениями очень быстро начинали терпеть убытки и разоряться.

Сложилась ситуация, когда компании вынуждены были искать «своего потребителя» и искать новые подходы к общению с клиентами. Приоритетным способом стали мониторинги настроения потребителей, анализ их поведения. Это стало отправной точкой для профессии специалиста по маркетингу, или попросту маркетолога.

В России потребность в таких специалистах в силу исторических обстоятельств возникла лишь в 90-е годы ХХ века. Поначалу отечественные маркетологи очень плохо ориентировались в потребностях клиента и вынуждены были учиться методом проб и ошибок. Сейчас - это вполне устоявшаяся и сформированная профессия, а грамотные маркетологи на российском рынке - крайне авторитетные и высокооплачиваемые специалисты.

Обязанности маркетолога

работа маркетологом в фирме фото

В настоящее время стандарт профессии уже более-менее сложился. В официальных документах перечислены следующие обязанности для маркетологов:

  • проведение комплексов мероприятий для создания наиболее актуальных и привлекательных товаров и услуг;

  • регулярный анализ текущей рыночной ситуации и подготовка на основе полученных данных предложений;

  • разработка маркетинговый политики с учетом активности потребителей и предложений конкурентов;

  • прогнозирование потребительского спроса и объемов продаж.

Для того, чтобы грамотно выполнять поставленные перед ним обязанности, специалист по маркетингу должен знать:

  1. маркетинг – основные ключи и инструменты;

  2. основы экономики и анализа рыночных ситуаций;

  3. навыки по прогнозированию спроса и потребительской активности;

  4. информационные технологии и способы интернет-продвижения;

  5. SEO-оптимизация.

Требования к профессии маркетолог

маркетолог за работой фото

Поскольку должность специалиста по маркетингу весьма ответственная, то на нее принимают только кандидатов с высшим образованием. Однако довольно часто работодатели принимают на работу и сотрудников без профильного диплома и со смежными специальностями:

  • экономика;

  • социология;

  • информационные технологии;

  • статистика.

Место работы и условия труда

Текущее состояние рынка дает маркетологу большие возможности для трудоустройства. Так, его услуги могут быть необходимы:

  1. товарно-производственная организация;

  2. мерчандайзинг;

  3. трейд-маркетинг;

  4. рекламные агентства;

  5. интернет-маркетинг.

В связи с этим у специалиста по маркетингу есть возможность осуществлять свою профессиональную деятельность как удаленно, так и с полным нахождением в офисе работодателя. Кроме того, маркетолог может быть представителем компании, которая представляет свои услуги различным предприятиям.

Где выучиться профессии маркетолог?

работа маркетологом в компании фото

Практические любое высшее учебное заведение гуманитарного профиля имеет подобное направление. В среднем продолжительность обучения составляет 4 года, после чего выпускник получает степень бакалавра. У него также есть возможность продолжить обучение в магистратуре, которое может продлиться около двух лет.

Необходимо также отметить, что для получения специальности маркетолог можно поступить на следующие направления:

  • инноватика;

  • менеджмент и его подвиды;

  • социология;

  • торговое дело.

Перспективы карьерного роста и развития

Свою карьеру данный специалист начинает с одной из двух позиций: ассистент маркетолога или стажер. При этом необходимо ответить, что достаточно часто на эту работу могут принимать не только выпускников вузов без опыта работы, но и кандидатов, которые не имеют профильного образования.

Главное для карьерного роста маркетолога – это наработка портфолио и реальные проекты. Хотя, конечно, многое зависит от того, в какой компании он работает. Если штат позволяет, со временем можно дорасти до начальника маркетингового отдела, а потом и перейти в категорию высшего менеджмента.

Вообще с работой маркетолога двоякая ситуация: работодатели часто предпочитают набирать их на проектную работу с конкретным результатом. Этот вариант вообще не предполагает карьерного роста, но здорово влияет на количество заказов и репутацию специалиста.

Личностные качества профессии маркетолог

Для того, чтобы работать специалистом по маркетингу, необходимо обладать следующими качествами:

  1. аналитический склад ума;

  2. внимательность;

  3. наблюдательность;

  4. стрессоустойчивость;

  5. креативность;

  6. творческое мышление;

  7. коммуникабельность;

  8. умение работать в команде;

  9. амбициозность;

  10. стремление к саморазвитию.

Уровень зарплаты маркетологов, вакансии

Маркетолог без опыта работы, который сможет совмещать учебу с работой, может иметь заработок в районе 30 000 рублей.

Специалист с опытом работы от 3 лет, имеющий профильное образование и успешно реализованные проекты, может рассчитывать на заработную плату около 100 000 рублей.

Плюсы и минусы профессии маркетолог

К числу положительных моментов профессии можно отнести следующее:

  • востребованность и актуальность;

  • высокий уровень заработной платы;

  • перспективы карьерного роста;

  • разнообразие задач и видов деятельности;

  • возможность начать профессиональную деятельность без опыта работы.

Минусами профессии является следующее:

  • частые стрессовые ситуации;

  • ненормированный рабочий день.