Стартапер: в чем суть его работы, как открыть успешный стартап

KEDU
Автор статьи

Содержание

Дата публикации 15.09.2022
Главная картинка статьи Стартапер: в чем суть его работы, как открыть успешный стартап
Designed by marymarkevich/freepik

Про стартапы часто думают, будто это легкий и дешевый способ срубить денег. Ну, во многих случаях так и есть: особенно, когда появляется новая тема, куда можно по-быстрому войти. Правда, потом за горе-стартаперами долго бегают кредиторы, следователи и судебные приставы.

Так что, кто такой стартапер и в чем соль успешного стартапа, мало кто знает — даже сами стартаперы. Нас же интересует: а как им стать и есть ли какое-то обучение по этому направлению?

Что делают стартаперы

Если упрощать, то стартап (от англ. Start Up — «запускать») — это новый бизнес, который предлагает уникальный продукт или какое-то инновационное решение, не имеющее аналогов на рынке. Цель стартапа, ни много, ни мало, привнести революцию на рынок. Ну и само собой принести много денег своим создателям. По крайней мере так должно быть в идеале. В реальной жизни бывает всё сильно по-разному, и многие стартапы попросту тонут.

В итоге, стартаперы — это бизнес-специалисты, умеющие продвигать инновационные идеи. Чаще всего работают они не в одиночку, а в команде, где есть один автор и лидер, чьи задумки и ложатся в основу стартапа.

Зарабатывают стартаперы несколькими способами:

  1. Сделать компанию прибыльной и получать дивиденды;

  2. Вывести компанию на прибыль, а затем продать долю или весь бизнес целиком другой крупной компании;

  3. Вывести компанию на IPO и продать акции на фондовом рынке;

  4. Остаться в компании как наемный работник, например, исполнительный директор и получать зарплату.

Мы не случайно указали, что стартапер именно бизнес-специалист: какое бы образование или опыт он ни имел до этого, но вот четко ориентироваться в конъюнктуре рынка, уметь планировать бюджеты, просчитывать варианты продвижения, вектор развития продукта — всё это его основная обязанность.

Именно от грамотности его действий и зависит, провалится стартап или выстрелит.

Вкратце, что делают стартаперы:

  1. Оформляют идею в проект;

  2. Подбирают команду, чаще всего друзей и единомышленников;

  3. Составляют бизнес-план и прорабатывают проект;

  4. Ищут инвесторов и потенциальных заказчиков своего продукта, либо обращаются в венчурные фонды;

  5. Доводят продукт до стадии рабочего прототипа;

  6. Выводят продукт на рынок;

  7. Прорабатывают точки роста и следят за развитием;

  8. Заключают договоры и контракты с другими компаниями и т.д.

Роли стартаперов в команде

Очень и очень редко бывает ситуация, когда все финансовые и технические вопросы тащит на себе один человек: невозможно одинаково хорошо разбираться во всём, нужно полагаться на единомышленников. Поэтому среди стартаперов всегда есть разделение ролей: кто-то хорошо разбирается, как вести бизнес, кто-то умеет подавать годные идеи, а кто-то знает, как воплотить их в жизнь.

Роль в команде

Задачи

Маркетолог

Продвигает продукт, ищет потенциальную аудиторию, формирует спрос, отвечает за дизайн, брендирование и нейминг

Технический специалист

Проектирует или создает инновационный продукт, то есть обеспечивает технологическую платформу (новое устройство, уникальное ПО, передовая технология)

Менеджер по финансам

Ищет способы финансирования, распределяет бюджеты и распоряжается деньгами

Как стать стартапером, где этому учат?

Начнем с того, что стартапер — это не профессия, поэтому нет никаких факультетов по стартапам в вузах. Тем не менее, есть школы или курсы, где обучают тому, как открыть успешный стартап. Навскидку можно назвать:

  1. Стартап акселератор Сколково;

  2. Moscow Business Academy;

  3. Школа стартапов «Контур»;

  4. Федеральный проект «Содействие занятости»;

  5. Университет Иннополис;

  6. Курс «Бизнес-стратегия» от Skillbox;

  7. Курс «Инвестиции в стартап» от Нетологии и другие.

Тем не менее, насколько бы успешно вы ни окончили курсы, нужно всегда помнить: опыт инновационного бизнеса всегда уникален, а шишки придется набивать персонально. И не факт, что опыт этот вообще будет успешным.

Скорее наоборот: как подсчитали аналитики из StartupGenome 9 из 10 стартапов закрывается в первый же год после открытия. Так что, даже если брать во внимание все успешные проекты, ориентироваться лучше на негативный опыт, дабы не повторять чужих ошибок.

Есть несколько советов, как стать основателем стартапа:

  1. Идея должна быть максимально конкретной и решать насущные задачи;

  2. Пользователю/клиенту/покупателю нужен готовый работающий продукт;

  3. Постоянно тестируйте и проверяйте результаты;

  4. Найдите ментора стартапов (это идеальный вариант);

  5. Проконсультируйтесь с юристами и запатентуйте идею;

  6. Постарайтесь найти инвестора, но идите к нему хотя бы с бета-версией продукта;

  7. Наймите хорошего маркетолога и специалиста по продажам.

Самая большая проблема в этом деле — личный бэкграунд стартапера. Человек без должного опыта и знаний, но с гениальной идеей вряд ли сможет на что-то рассчитывать.

Основатели успешных стартаптов уже что-то умели или где-то работали до этого: например, Джефф Безос успел поработать на Уолл-стрит и занимался разработкой систем международной торговли, прежде чем основал Amazon, который начинался как интернет-магазин по продаже книг.

Есть даже статистика: примерно 35% основателей стартапов имели опыт участия в бизнесе от 9 до 12 лет, и лишь 8% работали в этой сфере менее 2 лет.

Сколько зарабатывают стартаперы?

Ни один проект на старте не приносит прибыль, а лишь убытки — и к этому нужно быть готовым, имея подходящую финансовую подушку. Впрочем, некоторым стартаперам везет, и они получают гранты от правительства или частных фондов, на которые могут заниматься своими разработками.

Заработок (он же ежемесячная зарплата) стартапера на первых порах зависит от того, какую сумму готовы выделить инвесторы. Это может быть и совсем мизерная сумма, и вполне приличные деньги, ведь выделенными деньгами распоряжаются сами основатели. Главное, чтобы проект в итоге выстрелил и показал результат.

Успешные стартапы в Рунете, чему есть немало примеров, приносили своим создателям прибыли в $1,5—2,5 млн., а некоторые добирались и до отметки в $5,5 млн. на момент продажи.


Курсы, выбранные нашей командой экспертов
Программа обучения
Колледж КЭСИ
Очная

Финансы (Финансист)

по учебному плану
130 000 ₽
Программа обучения
Открытый социально-экономический колледж
Дистанционная

Финансы, дистанционная программа обучения

2952 часа
25 000 ₽
Программа обучения
МУПИ
Дистанционная

Управление денежными потоками организации: учет, отчетность, анализ, планирование

256 часов
15 700 ₽
Product Lab
Дистанционная

Курс Продакт менеджмент

172 часа
131 800 ₽
65 900 ₽
Читайте также
Все статьи