Мало кто задумывается, посещая театр или кинотеатр, что постановка во многом зависит от антуража. Окружающее пространство не менее важно, чем актерская игра и звуковое сопровождение. Вдвойне важно – если речь идет о съемках исторического фильма. Здесь все предметы, мебель, малейшие детали интерьера должны соответствовать эпохе. Поэтому в любой съемочной команде так важно иметь хорошего реквизитора.
Изначально профессия реквизитора была чисто театральной. В обязанности этого специалиста входили поиск и хранение различных предметов интерьера для спектаклей.
Но с течением времени возникли новые направления искусства и способы творческой реализации. Так, реквизиторы стали работать в кинематографе, потом на телевидении, а сейчас без них не могут пройти масштабные концерты.
Таким образом, изначально весьма узкопрофильная специальность стала весьма востребованной во многих областях деятельности. При этом реквизитор может также работать и в сфере проведения мероприятий. Многие ивент-агентства охотно набирают таких специалистов для создания реквизитного фонда, благодаря которому компания существенно экономит на декоре и реквизите. Навыки реквизитора позволяют находить применение одному и тому же элементу в разных вариациях.
В перечень обязанностей данного специалиста можно включить следующее:
проверка используемого реквизита, его целостности, исправности;
подбор и хранение соответствующего реквизита;
при необходимости фото-, видеосъемки спектакля, кино;
создание реквизитного фонда;
ведение отчетности.
Для того, чтобы работать реквизитором, необходимо быть достаточно эрудированным во многих областях: истории костюма, мебели, искусстве. Он должен понимать суть театрального искусства, принципы построения композиций и кадров.
Реквизитору регулярно приходится вникать в новые для себя сферы деятельности. К примеру, если есть необходимость воссоздать интерьеры больницы, он должен понимать, какое оборудование может находиться в помещениях, какие предметы характерны для данной обстановки.
Реквизитор тесно взаимодействует с режиссером и еще до выбора актеров и начала репетиций он знакомится со сценарием и начинает поиск необходимо реквизита. Если речь идет об опытном специалисте, то он может также активно работать с художниками-постановщиками, самостоятельно создавать эскизы и схемы расположения предметов.
Перечень необходимых знаний можно включить следующее:
понимание схем расстановки реквизита на сцене или съемочной площадке;
умение создавать подобные схемы и чертежи;
создание необходимого реквизита;
понимание различных стилистик и направлений.
Источник фото macrovector/freepik
Как ранее уже упоминалось, реквизитор может работать как в театре, так и в кино, и на телевидении. Поэтому он может как иметь постоянное место работы – служить в театре, например. Так и приглашаться на определенные проекты: съемки рекламы, сериалов и т.д. В связи с этим достаточно сложно определить график его работы.
Условия же труда реквизитора зависят от того, занимается ли он каким-либо проектом или же следит и проверяет текущее состояние реквизитного фонда. В одном случае он регулярно будет находиться на съемочной или репетиционной площадке, чтобы при необходимости заменить какой-либо реквизит. А в другом – будет на месте хранения реквизита.
Еще одной особенностью современного реквизитора можно считать то, что он может работать в ивент-агентстве. В данной отрасли он незаменимый специалист, поскольку закупает все необходимые материалы и элементы декора для проведения тематических вечеринок и других мероприятий.
Для работы в данной профессии нет необходимости получать профильное образование. Хотя в учебных заведениях, где активно представлены творческие профессии есть направление «Художник-бутафор», на котором и готовят необходимых специалистов.
Но все-таки полностью постичь данную профессию невозможно без активной практики. В связи с этим чаще всего реквизиторами становятся люди без специального образования. Они работают с более опытными специалистами, узнают нюансы и секреты данного ремесла, после чего постепенно начинают самостоятельную работу.
Уровень квалификации специалиста определяет, какие именно обязанности он будет выполнять.
Работает помощником у более опытного специалиста.
Снабжает различные съемки и спектакли простым, современным реквизитом.
Задействован при средней сложности работ, когда необходим реквизит для фантастических, сказочных картин.
Привлекается к крупномасштабным съемкам.
Должен уметь работать в любой тематике и масштабах. Кроме того, ему чаще всего необходимо отслеживать деятельность в нескольких съемочных площадок.
Источник фото macrovector/freepik
Необходимыми качествами для работы в качестве реставратора можно считать следующее:
эрудированность;
ответственность;
внимательность к деталям;
наблюдательность;
эстетический вкус.
Пусть данный специалист и незаменим при съемках или создании спектаклей, реквизитор не имеет большую заработную плату. В среднем подобный профессионал получает около 30 000 рублей в месяц.
В число положительных моментов профессии необходимо внести следующее:
возможность работать без профильного образования;
интересные задачи, разнообразные проекты.
К минусам данной специальности стоит добавить:
низкий уровень заработной платы;
сложные условия труда.