Современное производство сложно и многообразно. Конечный продукт перед тем, как попасть на прилавки зачастую проходить десятки этапов и производственных циклов – от отливки форм до итоговой сборки и подгонки деталей. Одним из самых ответственных этапов считается полировка, и ею занимаются специально обученные люди – полировщики.

Что такое полировка и чем занимаются полировщики

полировщик ювелирных изделий за работой

Процесс полировки – неотъемлемая часть изготовления любых механизмов и сложных машин. Полирование представляет собой процесс выравнивания поверхности металла, камня или любого другого материала. Сначала изделие шлифуют (удаляют крупные шероховатости), а затем приступают к удалению мелких неровностей (каверн, выемок, трещин) и грязи.

Итоговых целей тут несколько:

  1. подгонка трущихся поверхностей механизма (например, зубцов шестерен). Это в разы увеличивает стабильность работы, а также долговечность машины;

  2. улучшение точности прибора, качественных характеристик детали;

  3. исправление и ремонт готового изделия;

  4. повышение защиты от грязи;

  5. улучшение внешнего вида и эстетических качеств изделия.

Собственно, методов полировки также бывает несколько:

  • ручной. Самый старый и по-прежнему самый точный способ добиться гладкости изделия. Однако при этом он же самый трудоемкий и дорогой;

  • машинный. Для полировки применяются специальные автоматические и полуавтоматические станки;

  • гидроабразивный. Здесь в дело также вступают специальные станки, применяющие специальный раствор.

Опытный полировщик при этом одинаково хорошо владеет любыми методами обработки изделия, разбирается в различных полировальных станках и приспособлениях.

Подобные специалисты с успехом трудятся в машиностроении и приборостроении, автомастерских (полировка кузовов, расточка и полировка деталей), ювелирной отрасли, часовых мастерских – одним словом, на любых предприятиях, где нужна тонкая обработка.

Оплата труда полировщиков, как правило, зависит от количества отработанных смен и обработанных деталей, если речь идет о работе на крупном предприятии. Специалисты с высокой квалификацией часто живут за счет индивидуальных заказов, либо процента от заказов, которые им предлагает работодатель.

Что должен уметь полировщик

процесс шлифовки деталей на заводе

К квалификации и знаниям таких специалистов применяются весьма жесткие требования. В первую очередь это касается способов полировки того или иного вида изделия.

К примеру, полировка кузова автомобиля может проводиться множеством разных методов и изобилует различными нюансами. То же самое касается обработки ювелирных изделий, металлических трущихся поверхностей и т.п.

Полировщик также должен знать:

  1. устройство полировальных станков различной конструкции, а также способы их наладки;

  2. параметры шероховатости готового изделия по ГОСТу;

  3. назначение полировальных паст, мастик и прочей химии для обработки детали;

  4. систему допусков и посадок до и после обработки детали;

  5. методы полировки без механических приспособлений;

  6. чертежи и схемы деталей;

  7. этапы и последовательность полировки различных поверхностей.

От полировщика при этом требуется внимательность, хорошее зрение и твердая рука. Особенно, если речь идет о деликатных поверхностях (к примеру, лакокрасочном покрытии кузова машины).

Что касается личных качеств, то хорошему полировщику нужны дисциплинированность, терпение и трудолюбие. Поскольку физической работы у специалиста много, то нужны также сила и выносливость.

Где выучиться на полировщика?

У полировщиков зачастую нет специального образования. При полировке автомобильных кузовов (детейлинге) – гораздо важнее практические навыки и опыт. Поэтому можно ограничиться краткими курсами переподготовки.

Однако, если речь идет о трудоустройстве на промышленном предприятии, обработке деталей сложной формы и конструкции, здесь среднее профессиональное образование просто необходимо. Обучение полировщиков проводится, как правило, в машиностроительных колледжах и техникумах после 9 или 11 класса. Сроки обучения - от 4 до 2,5 лет соответственно.

Квалификационные разряды полировщиков по ЕТКС

Выделяется четыре квалификационных разряда профессии «Полировщик» - со 2-го по 5-ый.

Полировщик 2 разряда

Может обрабатывать изделия простой формы (цилиндрические и фасонные детали) вручную или на станках.

Полировщик 3 разряда

Способен работать с криволинейными поверхностями по параметру шероховатости Ra 1,25 - 0,32, может проводить окончательную полировку деталей по заданному шаблону.

Полировщик 4 разряда

Ему доверяют обработку тонкостенных и сложных по форме деталей по параметру шероховатости Ra 0,16 - 0,08.

Полировщик 5 разряда

Может полировать детали любой формы (тороидальные, конические, сферические) с параметрами шероховатости Ra 0,08 - 0,04, а также проводить наладку полировальных станков.

Вакансии и средняя зарплата полировщика на рынке труда

Работа полировщика весьма востребована в авторемонтной сфере. Здесь в основном требуются специалисты по обработке кузовов (детейлеры). Оплата труда сдельная (количество выполненных заказов), так что определить средний заработок полировщиков затруднительно. Тем не менее такие специалисты требуются повсеместно.

Куда менее востребованы специалисты в обрабатывающей сфере. Вакансии полировщиков встречаются не так часто, и практически всегда нужны люди с аналогичным опытом работы. Предсказуемо предложения сосредоточены в тех регионах, где есть крупные машиностроительные предприятия. Чем точнее обработка и выше класс полировщика, тем больше зарплата. Однако при этом оклад серьезно скачет – от 25 до 100 тысяч рублей.

Плюсы и минусы профессии полировщика

Работа полировщика обладает рядом плюсов:

  • возможность хорошего заработка при должном опыте;

  • официальное трудоустройство по ТК;

  • карьерный рост на предприятии, либо возможность открыть собственное дело.

Минусов у профессии тоже хватает:

  • тяжелый ручной труд и монотонность работы;

  • высокая ответственность за результат;

  • требуется опыт и практические навыки;

  • постоянный контакт с химикатами, несвободная поза на работе и вред для здоровья.

Читайте также:

Слесарь по ремонту автомобилей (автомеханик): автомобильный «доктор»

Слесарь по ремонту автомобилей (автомеханик): автомобильный «доктор»

Среди множества технических специальностей чаще всего, пожалуй, простому смертному приходится контактировать с двумя людьми: водопроводчиком и автомехаником. Первый является к вам в дом, когда вы затопили соседей из-за лопнувшей трубы. Ко второму вы едете сами, когда в машине начинает что-то стучать или скрипеть. Как бы там ни было, любая движущаяся техника рано или поздно выходит из строя, требует обслуживания и замены расходных материалов. А, значит, профессия автомеханика будет нужна всегда.
10К
Кто такой пескоструйщик? Основные обязанности и суть профессии

Кто такой пескоструйщик? Основные обязанности и суть профессии

Очистка поверхности от грязи, копоти и старой краски – задача не из легких. Вручную такое делать долго, дорого, тяжело и трудозатратно. Однако, если нужно облегчить жизнь работникам, тут же как нельзя кстати появляются разные технические приспособления. На этот раз речь о пескоструйном аппарате, который специально придумали, чтобы сбивать грязь с различных твердых поверхностей. Ну а обращаться с такой техникой умеют специально обученные люди – пескоструйщики.
17К
Рихтовщик: особенности профессии и основные обязанности

Рихтовщик: особенности профессии и основные обязанности

При активной эксплуатации металлических деталей и элементов, а также из-за неудовлетворительного уровня процесса их создания возможно возникновение различного рода искривлений поверхности. В некоторых случаях данные дефекты устранить невозможно, поэтому продукция списывается, а если речь идет о составной части, то просто заменяется. С профессиональной точки зрения процесс выравнивания металлической поверхности можно назвать рихтованием, а специалиста, который владеет данной техникой, принято называть рихтовщиком.
12К
Кто такой шлифовщик? О зарплате и сути профессии

Кто такой шлифовщик? О зарплате и сути профессии

Изготовление изделий из дерева и металла в современности подчинено строгим нормативам и правилам. У любой детали, которая производится на станке, есть определенные допуски, параметры шероховатости, квалитеты (степени точности). То же самое относится и к внешнему виду. Всё это прописано в ГОСТе и многочисленных технических проектных заданиях. Придать детали окончательную форму и добиться соответствия ГОСТу помогает шлифование. Ею занимаются специально обученные мастера токарного или столярного ремесла – шлифовщики.
12К
Монтировщик шин (шиномонтажник): кто это и чем занимается?

Монтировщик шин (шиномонтажник): кто это и чем занимается?

Колесная техника – наиболее распространенный вид транспорта в наши дни. Однако колесные шины, несмотря на свои преимущества перед гусеничными шасси, обладают рядом недостатков. Они регулярно повреждаются, изнашиваются – одним словом, требуют периодической замены. В этом деле не обойтись без квалифицированных специалистов – монтировщиков шин.
10К
Новый комментарий