MICE-менеджер — это специалист, который организует процессы, связанные с деловым туризмом. Он отвечает за трансфер заинтересованных сторон, организацию переговоров, корпоративных мероприятий и переговоров.
Аббревиатура MICE обозначает четыре составляющие деловых поездок:
Meeting — встреча;
Incentives — стимулирование;
Conference — корпоративное мероприятие (конференции, тренинги, переговоры);
Events — события.
Designed by lookstudio/freepik
MICE сравнительно новое направление в туризме, поскольку ранее этим занимались в основном ассистенты руководителей. Каждый организовывал пребывание босса на переговорах и на встречах с деловыми партнерами по-своему, что всегда чревато накладками и неприятностями.
Поэтому сначала на Западе, а потом и в России постепенно возникла потребность в едином организаторе и модераторе деловых встреч и мероприятий. Менеджеры MICE могут трудиться как в туристических компаниях, так и в отдельных турагентствах, которые специализируются исключительно на деловом туризме.
MICE-менеджер отличается от простого менеджера по туризму тем, что действует более четко и адресно. Поездка привязана к какому-то событию и должна быть продумана до мелочей. При этом работает он, как правило, с большими группами, иногда до 1000 человек. В компаниях, как правило, есть разделение обязанностей: наиболее опытные MICE-менеджеры продумывают заграничные поездки, другие работают со странами СНГ или организуют трансферы по городам России.
Иными словами, организация деловых поездок в полной мере может считаться проектной работой: именно поэтому в резюме таких специалистов нередко обозначают как Project Manager Event.
В первую очередь специалист занимается планированием: он продумывает детали и составляет оптимальный сценарий события, дабы удовлетворить все основные запросы заказчика.
На практике же MICE-менеджер делает кучу рутинной работы:
Общается с потенциальными клиентами и заказчиками;
Составляет презентации и коммерческие предложения по деловым поездкам;
Заключает договоры на оказание услуг, курирует текущие проекты;
Рассчитывает бюджет на поездку и оптимальные траты;
Рассчитывает оптимальные даты вылетов, продумывает стыковки рейсов с минимальными потерями времени;
Обеспечивает дополнительные услуги и решает организационные проблемы с визовыми центрами, гостиницами, пунктами питания и т.д.;
Ведет отчетность для руководства и заказчиков в CRM;
Продумывает концепции различных креативных мероприятий для бизнеса (конференций, мотивационных встреч и т.д.);
Проводит анализ конкурентов и оценивает риски текущих проектов.
Такая работа требует собранности, хорошей памяти и, самое главное, готовности к форс-мажорам. MICE-менеджеру регулярно приходится в ручном режиме разруливать спорные ситуации и улаживать конфликты в интересах клиента.
И дабы накладок было меньше, MICE-менеджер должен иметь прокачанные навыки планирования и соответствующий опыт. При этом организация турпоездок для отдыха здесь не будет релевантным опытом: специалист должен разбираться в нуждах бизнеса, то есть понимать, как устроены деловые мероприятия и какие именно услуги важны бизнесменам.
Умение работать с клиентской базой и постоянными партнерами;
Знание систем онлайн-бронирования и заказа;
Опыт работы с глобальными гостиничными брокерами;
Навыки деловой переписки и ведения документации;
Свободное владение английским языком, знание иных языков будет преимуществом;
Опыт организации различных деловых мероприятиях, в том числе международных.
MICE-менеджеры обязательно должны иметь высшее образование и опыт организации деловых мероприятий. Начать стоит с освоения профильной специальности, такой как «Менеджер по туризму» или «Менеджмент в системе гостеприимства».
Однако далее желательно пройти переподготовку именно в сфере делового туризма. Сейчас такие курсы есть у крупных специализированных турагентств, а также, например, у Российской ассоциации бизнес-туризма.
Designed by freepik
Опираясь на данные hh.ru, можно сделать вывод, что MICE-менеджеры зарабатывают весьма неплохо. Однако это касается только специалистов с опытом и соответствующими навыками.
Так, специалист с опытом от 3 лет может рассчитывать в среднем на 150000 руб./мес. В Москве уровень зарплаты MICE-менеджера может достигать 250000 руб./мес. Ассистенты и стажеры зарабатывают куда скромнее: до 60000 руб./мес. При этом большая часть вакансий сосредоточена именно в столице, где находятся все крупные бизнес-тревел агентства.
Плюсы:
Востребованность;
Высокая зарплата;
Карьерные перспективы;
Личностный рост.
Минусы:
Высокая ответственность;
Стрессовые ситуации и конфликты;
Частые авралы и ненормированная работа;
Требуется опыт при трудоустройстве и рекомендации.