Работа с сообществами имеет важное значение для развития бизнеса. Однако многие компании предпочитают заниматься обычным продвижением услуг, а не налаживанием горизонтальных связей между людьми. Что это такое и кто этим занимается?
Описание профессии
Комьюнити-менеджер — это специалист по работе с сетевыми сообществами, который отвечает не только за общение, но и за формирование определенных ценностей, взаимоотношений между членами этого сообщества.
Такой подход хорошо работает в группах единомышленников, объединенных общим увлечением, хобби, мировоззрением. При этом работа комьюнити-менеджера направлена не на то, чтобы «впарить» товар или услугу, он занимается созданием полезной информации и стимулирует остальных членов сообщества ею делиться.
Ещё один нюанс в том, что комьюнити-менеджеры работают не только в соцсетях или на каких-то тематических площадках. Они могут организовывать встречи в офлайн, придумывать какие-то мероприятия, тематические вечера, концерты и т.д.
Иными словами, главная задача комьюнити-менеджера — налаживать эффективную коммуникацию с сообществом, реальными или потенциальными клиентами, а не рекламировать.
Такой подход хорошо работает на различных развлекательных сервисах с большими сообществами, вроде Pikabu, Reddit, или каких-то тематических группах людей с общими увлечениями.
Что делает комьюнити-менеджер
Основная часть обязанностей специалиста связана с нетворкингом — так называют заведение полезных знакомств и деловых связей в реальном или виртуальном пространстве. Подобным образом комьюнити-менеджер формирует ядерную, то есть максимально вовлеченную, лояльную аудиторию.
Также комьюнити-менеджер:
- Поддерживает клиентский сервис, отвечает на вопросы сообщества, предоставляет обратную связь, помогает тем или иным способом;
- Организует различные мероприятия и акции;
- Создает познавательный/развлекательный вовлекающий контент (пишет тексты, снимает фото и видео);
- Проводит аналитику, отслеживает динамику поведения сообщества, отклик на товар/услугу;
- Составляет отчеты о работе для заказчика.
Отличия комьюнити-менеджера от SMMщика и копирайтера
Специальность | Задачи |
Комьюнити-менеджер | Решает задачи бизнеса путем объединения людей в сообщества и налаживания коммуникации между ними |
SMM-специалист | Занимается продвижением товара/услуги путем информации в социальных сетях, рекламы в тематических сообщества и таргетированной рекламы |
Копирайтер (контент-менеджер) | Создает контент различной направленности для соцсетей и сайтов, анализирует и обновляет информацию с помощью инструментов аналитики |
SMM-специалисты и комьюнити-менеджеры могут работать, а могут и не работать вместе. Это зависит от того, какой подход компания считает уместным: кому-то для целей бизнеса достаточно простого продвижения, а кто-то в силу специфики нуждается в эффективной коммуникации с сообществом.
Навыки и качества комьюнити-менеджера
Профессиональные качества комьюнити-менеджера неразрывно связаны с SMM, таргетом и прочими методиками продвижения в интернете. Однако главное, что он умеет — это общаться с людьми, слушать и слышать их мнение. Пожалуй, это самый ценный навык, поскольку главная его задача в том, чтобы наладить живое общение.
Кроме того, очень важны:
- Навыки организации мероприятий;
- Умение писать качественные тексты, общаться в чатах;
- Знание интернет-культуры, мемов, стиля общения;
- Владение Photoshop, а также базовые навыки графического дизайна, фото и видеосъемки.
Источник фото: Napkin AI, kedu.ru
В целом, хорошие комьюнити-менеджеры — это экстраверты, общительные и доброжелательные люди с очень развитым чувством такта и навыком tone-of-voice — способностью общаться, что называется, «на одной волне» с остальными членами сообщества.
Как стать комьюнити-менеджером
На данную позицию хорошо подходят люди с базовым гуманитарным образованием: филфак, журналистика, PR и т.д.
Лучше всего смогут вписаться кандидаты с опытом в SMM и маркетинге, копирайтеры и контент-редакторы, пиарщики.
Онлайн-курсы
Тем не менее, кандидатам нужны специфические знания в построении комьюнити, которые можно получить на курсах переподготовки. Их предоставляют онлайн-школы и учебные центры, такие как Нетология.
Чему учат на онлайн-курсах по комьюнити-менеджменту:
- Как создавать сообщества и вовлекать новых участников;
- Как правильно выстраивать коммуникацию и поддерживать нужный tone-of-voice;
- Как ставить цели команде и формировать KPI;
- Как организовывать различные офлайн-мероприятия и многому другому.
Зарплата комьюнити-менеджеров в 2024 году
Что касается заработка, то хороший комьюнити-менеджер получает на уровне управленца среднего звена. Зарплата, если ориентироваться на предложения на hh.ru, составляет в среднем 80000 рублей в месяц + премии и бонусы за эффективность.
Плюсы и минусы профессии комьюнити-менеджера
Плюсы | Минусы |
Интересная работа для общительных | Много стрессовых ситуаций |
Карьерный и профессиональный рост | Требуется тактичность и морально-психологическая устойчивость |
Престижность | Много обязанностей |
Достойная зарплата | Ненормированный рабочий день |