Среди ТОП-менеджмента крупных компаний есть свое распределение ролей, однако, выше всех по должности и статусу стоит Chief Executive Officer. Кто это такой?
Как расшифровывается CEO
CEO, или по-английски Chief Executive Officer — это никто иной как «главный исполнительный директор». Именно так дословно расшифровывается эта аббревиатура. В западной управленческой практике все так называемые C-level должности всегда обозначаются двумя словами:
- Chief — главный;
- Officer — офицер, командир.
В России же больше в ходу другой термин — «генеральный директор», поэтому, если вы видите где-то термин CEO компании, знайте, что речь именно про генерального директора.
Кто такой CEO и в чем суть его обязанностей
CEO — это главный представитель руководства фирмы, нередко ещё и основатель, либо сооснователь компании. Также он может входить в совет директоров (правление) предприятия, занимаясь непосредственно руководством активами. В этом случае он подчиняется совету.
Кроме того, CEO может руководить и не всей компанией, а каким-либо её филиалом, если таковой имеется.
Основная задача CEO заключается в стратегическом руководстве и распределении обязанностей среди подчиненных. Он же одновременно является носителем ценностей компании, задает планку развития и продвигает новые идеи.
Может создаться впечатление, будто CEO компании этакий небожитель, который просто раздает указания, но по факту это сложная и крайне ответственная работа с большим количеством профессиональных рисков.
Если обозначить по пунктам, то суть обязанностей CEO заключается в следующем:
- Стратегическое планирование;
- Управление активами;
- Генерация прибыли для акционеров;
- Подбор персонала (количество, специальности, штат, направления и т.д.);
- Внешнее представительство компании, участие в статусных и профильных мероприятиях;
- Планирование бюджетов;
- Контроль бизнес-процессов, их автоматизация и масштабирование;
- Аналитическая работа (бизнес-анализ, анализ работы предприятия);
- Организация диверсификации бизнеса.
При этом CEO — не просто официальное лицо, он несет юридическую и финансовую ответственность за все действия и работу компании, а в случае неудовлетворительных результатов может быть снять с должности решением совета директоров или вовсе понести уголовную ответственность за какие-либо нарушения.
Личностные качества и навыки CEO
Сама должность подразумевает, что специалист должен обладать весьма обширными знаниями и опытом в той сфере, в которой будет руководить. Чаще всего в CEO берут начальников отделов, производственных направлений или с других позиций топ-менеджмента, например, финансового директора, CTO (Chief Technical Officer), CIO (Chief Information Officer).
Однако знать всё на свете невозможно, поэтому какими бы обширными познаниями в отрасли специалист ни обладал, на первый план в его работе выходят личностные качества и особенности характера.
Первое, что хочется отметить, это эмоциональный интеллект, который на определенном этапе пути в топ-менеджмент становится куда более важным, нежели знания или IQ. Что подразумевается под эмоциональным интеллектом:
- Умение распознавать чужие эмоции;
- Умение управлять собственными эмоциями;
- Интуитивное видение проблемы и способов её решение;
- Способность выдерживать стресс и давление с разных сторон;
- Умение подбирать нужных членов команды и передоверять полномочия.
Как ни странно, ключевая проблема управленца, особенно высокого уровня, не в том, чтобы руководить, а в умении делегировать обязанности — этому предстоит научиться каждому CEO, иначе он просто утонет в микроменеджменте.
Ещё одно свойство успешного CEO — это драйв, энергия и нацеленность на результат, что нередко стоит повыше компетентности в списке важных качеств. При этом драйв нужен не сиюминутный, по особым случаям, а непрерывный, как в работе, так и в личной жизни. Успешные CEO обычно хорошие спортсмены, заядлые путешественники и в целом чрезвычайно энергичные люди.
Прочие качества на позиции CEO стандартны для любого руководителя:
- Лидерские качества;
- Волевой независимый характер;
- Высокая работоспособность;
- Аналитическое мышление;
- Умение презентовать свои идеи;
- Коммуникабельность;
- Цифровая гибкость (умение внедрять передовые технологии);
- Непрерывное самообразование.
Как стать CEO
Понятно, что специалистом топ-уровня не становятся в одночасье. CEO долго и упорно пробираются по корпоративной лестнице прежде, чем занять кресло гендиректора или основать собственную компанию.
Для этого понадобится финансово-экономическое образование, для производственников — техническое, инженерное, строительное или любое иное в зависимости от сферы бизнеса. Нелишней также будет степень MBA.
Иными словами, ключевое в позиции CEO — опыт и понимание производственных процессов в компании. К этому можно прийти, только поработав на различных позициях, начиная с рядового менеджера, начальника (куратора) направления, главы подразделения и так далее.
Вакансии для CEO и гендиректоров, уровень зарплаты в 2024
Казалось бы, пробиться в CEO можно только путем длительной работы на предприятии. Но, как ни странно, гендиректоров предприятий ищут и через сайты по поиску работы. Вакансии для CEO производственных объектов встречаются повсеместно, что лишний раз указывает на нехватку руководящих кадров в стране.
Разумеется, в разных сферах бизнеса наем устроен по-разному: где-то CEO сами являются основателями компании, где-то предпочитают выращивать топ-менеджмент внутри корпорации (банки, финансы, консалтинг, IT). Но факт в том, что «устроиться гендиректором по объявлению» — вполне реальный сценарий.
Что касается уровня зарплаты CEO, то он бывает разным: оклад + бонусы за KPI может устанавливать совет директоров, зарплата может складываться из месячной прибыли компании, инвестиций и дивидендов CEO. Если судить по вакансиям в открытом доступе, то гендиректорам предприятий предлагают в среднем от 300000 до 400000 рублей в месяц.
Плюсы и минусы работы CEO
Плюсы | Минусы |
|
|