Автомобильный дизайн — одно из ответвлений промышленного дизайна, целиком посвященное разработке внешнего облика автомобиля, а также улучшению их эргономики, безопасности и экологичности. Профессия автодизайнера находится на стыке инженерии, дизайна и художественного творчества.
Более емко эта профессия называется «дизайнер транспортных средств», поскольку чаще всего работу автодизайнера ассоциируют с конструированием легковых машин. Хотя на самом деле он разрабатывает дизайн для любого транспорта: троллейбусов, трамваев, автобусов, грузовиков, спецтехники и даже судов.
Причем под дизайном понимается не эффектный внешний облик, а в первую очередь конструктивные особенности, которые сделают транспортное средство удобнее в работе и при поездках, технологичнее в производстве, экономичнее и проще в обслуживании.
Соответственно, перед автомобильными дизайнерами могут ставить разные задачи, например, показать все инновации автоконцерна, объединив их в одном концепт-каре. Это часто практикуется, чтобы продемонстрировать новую, предсерийную линейку продукции. Дизайнер может конструировать и чисто утилитарные ТС, либо модифицировать старые модели, дорабатывая их под новые реалии.
В работе над любыми подобными проектами масса нюансов, которые следует учитывать. Например, обводы корпуса автомобиля существенно влияют на его аэродинамику и расход топлива, а, значит, нужно придерживаться определенной модели проектирования. Кроме того, есть международные и российские стандарты по безопасности водителей, пассажиров и пешеходов, которые нужно соблюдать, требования к экологической безопасности и много иных условий. Если их не знать и не учитывать, транспортное средство не сможет пройти сертификацию и попросту не будет допущено на дороги.
В целом, же суть работы автомобильного дизайнера заключается в том, чтобы совместить на первый взгляд несовместимое: яркий запоминающийся автомобиль, но при этом удобный в обслуживании, экономичный и приемлемый по соотношению цены и качества.
В профессии есть и свое разделение труда, поскольку один автодизайнер редко ведет весь проект от начала и до конца. У главы дизайнерской студии, как правило, в подчинении целый штат специалистов с четкими полномочиями:
Доработка внешнего вида;
Дизайн интерьеров, приборной панели, эргономики, дизайн экстерьера;
Эскизные проекты деталей и элементов кузова (молдинги, фары, бамперы), узлов и систем на основе чертежей и т.д.
Designed by freepic.diller/freepik
Вкратце, чем занимается автодизайнер:
Маркетинговые исследования. Изучение предпочтений покупателей, активности и ниши марки на рынке, продукцию конкурентов (внешний облик, конструкция, потребительские качества);
Консультации и общение с инженерами-конструкторами, комплектующих, изучение возможностей производства;
Проработка концепта, фирменной стилистики автомобиля (или всей линейки), создание дизайн-проекта;
Подбор необходимых комплектующих, материалов, цветовых решений;
Доработка эргономики и внешнего вида на основе компьютерного моделирования;
Участие в создании натурных макетов, концепт-кара и его презентация;
Авторское сопровождение в разработке предсерийной и серийной модели, её постановки на конвейер;
Оценка эксплуатационных качеств, экономической эффективности, эргономики автомобиля;
Доработка дизайна с учетом эксплуатации и отзывов потребителей;
Рестайлинг (обновление) старых моделей.
От специалиста в первую очередь требуются инженерно-проектное мышление и доскональное знание всех узлов и агрегатов автомобиля. Он должен разбираться в целом ряде технических аспектов проектирования:
Гидравлика;
Электрика;
Механика узлов и агрегатов;
Схемотехника и электроника;
Системы активной и пассивной безопасности;
Материаловедение;
Стандартизация, сертификация, метрология.
Разумеется, важны и чисто гуманитарные знания, такие как основы маркетинга, история автодизайна и современные тенденции в автомобильной «моде», умение рисовать и делать эскизы.
Также обязательны навыки компьютерного моделирования в специальных программах, таких как Computer Aided Design.
По мере роста профессионализма, если автодизайнер хочет возглавить дизайнерское подразделение автопредприятия, понадобятся менеджерские и организаторские навыки, а также умение сводить бюджеты и оптимизировать трудозатраты на разработку дизайна.
Designed by freepik
Профильная специальность — «Дизайн» (код 54.03.01), а также соответствующие направления:
«Транспортный и промышленный дизайн»;
«Транспортный дизайн».
Учеба занимает 4 года по программе бакалавриата, далее есть возможность поступить в магистратуру.
Вузы для автодизайнеров:
МГХПА им. Строганова;
СПбГУПТД;
Московский политех;
КФУ (филиал в Набережных Челнах).
Заработок зависит от круга выполняемых обязанностей и степени ответственности специалиста. Начинающие и стажеры могут рассчитывать на 50000 рублей в месяц, опытные дизайнеры с наработанным портфолио — на 120000 рублей в месяц.
Автодизайнеры с мировым именем, как правило, ведут проект полностью, поэтому сами определяют свой гонорар.
Плюсы:
Интересная работа;
Высокая зарплата;
Востребованность при наличии опыта;
Созидательный труд;
Возможность работать за рубежом на крупные автоконцерны.
Минусы:
Высокие требования к техническим познаниям и квалификации;
Длительное обучение;
Мало мест для учебы;
Много требований к проектированию;
Разногласия с заказчиками.