Рынок EdTech динамично и непрерывно меняется, при этом на него давят как законы конкуренции, так и регуляторные механизмы государства. В 2025 году, к примеру, государство ужесточило требования к квалификации преподавателей и учебным программам, дабы повлиять на качество обучения в онлайн-школах. Какие ещё тренды онлайн-образования актуальны в 2025 году — читайте в нашей статье.







На что обратить внимание игрокам рынка
1. Усиление регуляции
На данный момент учебные заведения, которые оказывают образовательные услуги онлайн, работают с опорой на общий ФЗ «Об образовании» — соответствующие поправки были внесены в основной закон в 2020 году. Онлайн-обучение приравнено к очному с применением дистанционных технологий. В 2022 году были приняты дополнительные поправки, обязывающие школы аккредитовать свои онлайн-программы для соответствия государственным образовательным стандартам, дабы выпускники могли получить гарантию качественной подготовки.
Однако государство по-прежнему не устраивает контроль качества учебных программ. Так что следует ожидать усиления проверки курсов на соответствие ФГОС.
Иными словами, одной лицензии на образовательные услуги и аккредитации программ недостаточно. Нужно соблюсти ещё несколько условий:
- Подтверждение квалификации преподавателей;
- Документальное оформление всех учебных материалов;
- Структурированная чёткая учебная программа.
Дальше — больше. Законодатели планируют вписать онлайн-школы в единый закон о платформенной экономике — и произойти это может уже в конце года. Его обсуждают несколько лет, а в феврале Минпромторг наконец-то внёс свой вариант законопроекта на рассмотрение в Госдуму. Если слушания пройдут успешно, то закон «О Платформенной экономике» вступит в силу уже в сентябре 2025 года.
Читайте также: Лицензия для онлайн-школы — изменения в 2025 году
Что это означает для онлайн-школ на практике:
- Платформы обяжут раскрывать данные учредителей и владельцев, а также источники финансирования;
- Появится экспертиза курсов — если у преподавателей (коучей) нет квалификации, соответствующей теме курса, авторы или владельцы платформы подпадут под налоговые ограничения;
- Может появиться страховой фонд для возврата средств клиентам, следовательно, стоит ожидать повышения расценок на курсы;
- Будет составлен единый реестр для крупных образовательных платформ, куда предстоит сдавать отчётность;
- Некоторым видам агрессивного маркетинга выпишут «перманентный бан», например, скорее всего запретят раскрутку бесплатных курсов с последующим предложением взять кредит на обучение.
В общем тренд на ужесточение регуляции недвусмысленно говорит, что выиграют онлайн-платформы, которые придерживаются прозрачности по условиям оплаты и ценовой политике. Кто не готов выйти из серой зоны и адаптироваться, вскоре покинет рынок.
Читайте также: Зачем онлайн-школе мобильный трафик и почему mobile-first — важнейшая стратегия в 2025 году
2. Повторные продажи и привлечение постоянных клиентов
Этот тренд не такой уж новый, но «дозрел» именно в 2024-25 годах. Онлайн-школы всё чаще переходят от разовых продаж курсов к модели подписки или многоуровневым программам обучения. Вместо того чтобы просто продать одну программу по фиксированной цене (причем довольно-таки весомой), компании предлагают дополнительные модули, коучинг, закрытые клубы или доступ к обновляемому контенту.
Не для каждой модели обучения это подходит на сто процентов, но, к примеру, языковая школа вполне может продать базовый курс, а затем предложить продвинутый уровень, разговорный клуб с носителями или индивидуальные консультации
Тренд на повторные продажи важен потому, что удержать клиента в 2025 году дешевле, чем привлечь нового. Лояльные ученики чаще покупают допуслуги, оставляют положительные отзывы и рекомендуют школу друзьям. Система лояльности (скидки за повторные покупки, бонусы за рефералов) усиливает вовлеченность и увеличивает LTV (пожизненную ценность клиента).
3. Обязательность собственных медиа (блоги, ТГ-каналы, Ютуб-каналы)
Без собственных медиа онлайн-школы быстро теряют аудиторию и доверие. Причина проста: узнаваемость и лояльность завоёвываются только за счёт медийной активности. Блог, YouTube-канал или Telegram с полезным контентом — всё это помогает привлекать подписчиков, демонстрировать экспертность и мягко продвигать платные курсы. Например, маркетинговая школа может вести блог с кейсами, а финансовая — YouTube-разборы инвестиционных стратегий.
Читайте также: Как онлайн-школе составить контент-план для продвижения — пошаговая инструкция новичков
Кроме того, раскрученные медиа-каналы отлично работают в качестве «воронки»: бесплатный контент вызывает интерес, а затем часть аудитории конвертируется в покупателей. Кроме того, регулярные публикации улучшают SEO и дают материал для таргетированной рекламы. Без этого школа рискует остаться незамеченной в условиях высокой конкуренции.
Читайте также: Как создать и настроить воронку для онлайн-курсов в Telegram — разбираем нюансы
3. Контроль качества курсов и работа над репутацией
Причина тренда проста, и он опять-таки не нов: покупатели стали разборчивее. К тому же конкуренция в EdTech растёт с каждым годом. Они теперь внимательнее подходят к выбору курсов: смотрят отзывы, проверяют экспертов и требуют гарантий результата. Плохой курс быстро получает негативные оценки в соцсетях, а это верный способ потерять как клиентов, так и лишиться потенциальных. Если ученики жалуются на устаревший материал или некомпетентного преподавателя, репутацию онлайн-школы не ждет ничего хорошего.
Чтобы избежать этого, успешные платформы внедряют систему обратной связи (опросы после каждого модуля), обновляют программы и работают с негативом. Некоторые даже предлагают возврат денег, если курс не оправдал ожиданий. Репутация теперь — ключевой фактор при выборе обучения, и её потеря может стоить бизнесу миллионов.
4. Тренд на мини-курсы (микрообучение)
Длинные курсы на 6—12 месяцев становятся менее выигрышным предложением: люди хотят быстрых результатов и к тому же не готовы выложить значительную сумму за длительную программу.
Читайте также: Как создать и запустить мини-курс
Мини-курсы на 2—4 недели привлекательны тем, что стоят меньше и дают конкретный навык без лишней теории. Например, вместо полугодовой программы по Photoshop клиенту будет удобнее купить короткий курс по ретуши фото для соцсетей. Если обучение его устроит и будет насущная необходимость развивать навык работы с визуальным редактором дальше — он вернётся за дополнительной программой.
Микрообучение удобнее всего для занятых людей и снижает психологический барьер перед покупкой. Сами мини-курсы помимо прочего часто служат «пробником» перед покупкой более дорогого продукта. Школы, которые активно используют их как часть воронки продаж, однозначно будут в плюсе по сравнению с конкурентами: ученик доволен быстрым результатом — и берет следующий курс.
5. Использование ИИ для персонального подбора программ и контроля учебного процесса
Искусственному интеллекту сейчас вполне можно доверить анализ маркетинговой стратегии и поведения учеников: какие темы вызывают сложности, сколько времени тратится на задания, какие форматы (видео, тексты, тесты) лучше усваиваются. На основе этого ИИ может предложить индивидуальную программу или подкорректировать готовый продукт. Например, если студент медленно решает задачи по математике, система может добавить ему дополнительные упражнения или поменять преподавателя.
Этот тренд важен, потому что повышает completion rate (процент завершения курсов) и удовлетворённость клиентов. Люди не любят «универсальные» программы — они хотят обучение под свои цели и темп, иначе чем учеба в онлайн-школе отличается от сидения на лекциях в вузе? ИИ помогает школам удерживать учеников и снижать количество возвратов.
6. Геймификация и образовательные метавселенные
Чтобы заинтересовать и удержать внимание учеников, появился игровой тренд: баллы за выполнение заданий, уровни сложности, таблицы лидеров и даже NFT-награды. Например, языковая платформа может давать значки за серию выполненных уроков подряд, а школа программирования — устраивать хакатоны с призами.
Метавселенные (виртуальные классы, аватары, 3D-лектории) делают обучение более иммерсивным. Например, студенты-медики могут "практиковаться" в виртуальной операционной, а бизнес-курсы проводить переговоры в цифровом пространстве. Это не только повышает вовлеченность, но и создает новый рынок EdTech-развлечений, привлекающий молодую аудиторию. Главное, не перестараться с иммерсивностью, чтобы не превратить геймификацию в цифровой "детский сад".
Читайте также: Методы продвижения онлайн-курсов в 2025 году
Как выбрать свою нишу в 2025 году
В условиях насыщения рынка (английский, программирование, маркетинг) успех часто кроется в узких или emerging-нишах, где спрос уже есть, но предложение пока ограничено. Их довольно много, но далеко не все очевидны.
1. Обучение для «цифровых кочевников»
Пандемия COVID-19 перевела массу профессий из офиса на удалёнку и внезапно выяснилось, что работать на фрилансе могут не только квалифицированные айтишники.
Поэтому можно развивать:
- Курсы по специфическим digital-профессиям (например, «менеджер удаленных команд», «HR для распределенных компаний»);
- Практические программы по легальному оформлению фриланса (налоги, визы, банкинг для кочевников);
- Мини-курсы по soft skills для удалённой работы (как не выгорать, эффективные асинхронные коммуникации).
2. Экологическое, социальное и корпоративное управление (ESG)
Тематика, которая набирает обороты в последние годы, но пока остаётся узконишевой. ESG — это концепция развития бизнеса с точки зрения его влияния на общество и экологию. Учёт этих факторов делает его более устойчивым и повышает доверие клиентов. Обучение приемам ESG — вполне перспективная ниша для онлайн-школы, которая специализируется на корпоративном обучении.
Примеры:
- Программы по sustainable-менеджменту (например, «Как внедрить zero-waste в ресторане»);
- Технические курсы (ESG-аналитика для инвесторов);
- Микрообучение по эко-привычкам для бизнеса и частных лиц.
3. Изучение нишевых языков для бизнеса
Не только английский и его деловые варианты в тренде. Многие в РФ ведут бизнес с Китаем, странами Средней Азии, новый перспективный регион — Пакистан, Иран, африканские страны. Отсюда вполне органичный запрос не только на национальные языки, но и на изучение культуры этих стран.
Что развивать:
- Языки для бизнеса (китайский для поставщиков с Alibaba, турецкий/фарси/хинди/урду для бизнесменов);
- Курсы «язык + профессия» (например, «Испанский для врачей» или «Немецкий для IT-рекрутеров»);
- Обучение редким языкам через культурный контекст (арабский через сериалы, японский через аниме);
- Кросскультурные коммуникации (языковой курс + традиции и культура страны в контексте взаимоотношений с РФ).
Выиграть здесь можно за счёт того, что Основные игроки (Skyeng, Duolingo) сосредоточены на массовых языках (английский, испанский), а ниши для микро-аудиторий никем не заполнены. Хотя запрос есть у предпринимателей, экспатов или, например, фанатов поп-культуры.
4. Курсы для «неочевидных» аудиторий
Большая часть онлайн-платформ ориентируется на «молодых, динамичных», совершенно оставляя без внимания запросы других ЦА. Некоторые считаются неплатежеспособными, другие — малоперспективными для развития программ. Но это большое упущение.
Вполне неплохо сработают:
- Курсы для пенсионеров (как вести блог, основы кибербезопасности);
- Программы для людей с ограниченными возможностями (профессии в digital, адаптивные инструменты);
- Образование для детей 10—14 лет (ранний старт в креативных профессиях, например, «Как монтировать видео для TikTok»).
Эти группы часто игнорируются крупными EdTech-платформами, но их платежеспособность растет. Например, «серебряные стартаперы» или подростки-предприниматели — уже реальность.
5. Гиперлокальные и региональные ниши
Перспективный вариант курсов и кратких семинаров, если ваша школа, к примеру, специализируется на бизнес-обучении, либо же у вас есть специфический зарубежный опыт, которым можно поделиться.
Примеры тем:
- Обучение для малого бизнеса в конкретных странах/городах (например, «Как открыть кофейню в Дубае» с учетом местных законов);
- Курсы по трудоустройству в конкретных компаниях («Как попасть в Spotify: от резюме до интервью»);
- Языковые программы с уклоном в диалекты (например, «Египетский арабский для экспатов»).
Перспективными такие курсы могут стать, потому что локальная специфика часто остаётся без внимания. Причём такой инфопродукт легко продвигать через таргет в конкретном регионе.
Как выбрать свою образовательную нишу в 2025 году
Пожалуй, основной совет, который здесь можно дать: не пытаться объять необъятное. Времена глобальных курсов постепенно уходят в небытие — время за экспертизой и нишевостью.
Поэтому прежде, чем запускать пуск, нужна аналитическая работа:
- Протестируйте спрос. Google Trends, запросы в «Яндекс.Вордстат», обсуждения в на форумах и в сообществах, типа Пикабу и Reddit;
- Оцените конкуренцию. Если в топе выдачи только зарубежные сайты или устаревшие курсы — это верный знак, что ниша свободна;
- Тестируйте гипотезы. Например, запустите в работу минимальный жизнеспособный продукт (например, вебинар или Telegram-канал) перед созданием полноценного курса;
- Используйте смежные тренды для основного курса. Если у вас есть раскрученный продукт и доступ к узкой экспертизе, попробуйте более нишевую тему (например, «Кибербезопасность для малого бизнеса: защита соцсетей и аккаунтов от хакеров», «Как использовать ChatGPT без нарушения авторских прав»).
Двигаясь в узких темах, важно не забывать об уникальном торговом предложении, ведь сама по себе нишевость не решает проблему. УТП должно быть чётким и отвечать конкретному запросу аудитории.
Итог
Общероссийский тренд онлайн-образования 2025 — это усиление регуляции. Также обучение глобально смещается в сторону персонализации, мини-форматов и удержания клиентов через подписки и допуслуги. Ключевыми становятся медиапродвижение (блоги, YouTube) и репутационный менеджмент, а также освоение новых ниш — от ESG-профессий до обучения для цифровых кочевников и узких аудиторий (пенсионеры, подростки).
Геймификация и VR усиливают вовлеченность, а низкоконкурентные направления (гиперлокальные курсы, редкие языки) дают возможность занять рынок до его насыщения. Успех онлайн-школы в 2025 году кроется в сочетании технологий, узкой специализации и акцента на практическую пользу.