В XIX веке репетиторские функции выполняли приходящие учителя, поскольку подавляющее большинство дворянских детей находилось на домашнем обучении – это было в порядке вещей на протяжении всего столетия. Хотя в общем-то первые закрытые учебные заведения для детей начали появляться ещё во времена царствования Екатерины II после школьной реформы 1786 года.
Так или иначе суть работы репетиторов в Царской России заключалась не только в обучении, но и воспитании, наставничестве. Они давали основные знания по математике, естествознанию, иностранным языкам, учили правописанию. Иными словами, это были более широкие специалисты, от которых требовались немалые педагогические способности.
В современности же репетиторы могут работать как со взрослыми, так и с детьми. Хотя по статистике такие педагоги чаще всего ориентируются именно на школьников. От репетитора, как правило, требуется выполнение несколько задач:
Родители чаще всего нанимают репетитора, чтобы помочь ребенку лучше сдать ЕГЭ и поступить в профильный вуз. В действительности же функции репетитора не так просты, как может показаться. И это требует внушительного набора навыков и качеств.
Ему необходимо хорошо ориентироваться в методическом материале, который дается в современных школах. Учитывая обилие учебников и образовательных программ, задача получается весьма нетривиальной;
Репетитор, разумеется, должен знать куда больше самого ученика и желательно гораздо больше учителя в средней школе;
Грамотная устная и письменная речь для репетитора – это обязательное условие;
На практике репетиторам часто приходится ездить к клиентам, так что очень важны собранность и пунктуальность;
Каждый репетитор должен хорошо разбираться в детской психологии и придерживаться индивидуального подхода. Именно этого часто так не хватает в школьных классах. Профильное педагогическое образование для такой работы весьма приветствуется.
Найти хорошего репетитора довольно просто. К вашим услугам раздел на портале «Репетиторы» на портале Kedu.ru. Здесь вы можете найти репетиторов по любому предмету и направлению в вашем регионе.
Цель любого репетитора – помочь ребенку подготовиться к экзамену. Это обычно то, чего ждут его родители. Но, как ни крути, репетитор ещё и помогает в воспитании. Наставничество из XIX века никуда не делось, хоть и отошло на второй план и стало более узкоспециальным. В действительности, сверхзадача репетитора – развитие одного или нескольких навыков у ребенка. И эта работа не равна работе школьного учителя. Отсюда и все различия между плохим специалистом и хорошим.
Плохой репетитор не пытается искать пробелы в знаниях у ребенка и работать с ними, а вместо этого открывает учебник со стандартной программой. Пытаться пробежать весь школьный курс – это бессмысленное занятие и деньги на ветер. Ученик скорее всего ничего не запомнит;
Плохой репетитор не умеет разнообразить программу и подстроить её под ученика. Надо четко понимать, что занятия с репетитором – это не ещё один школьный курс, у занятий должен быть какой-то практический результат;
Плохой репетитор вместо занятий предпочитает травить байки за жизнь. Общаться с учеником, конечно, важно, но не в ущерб предмету;
Для начала следует предупредить, что в правовом отношении репетиторство – это индивидуальное предпринимательство, а значит подлежит регистрации в государственных органах.
По закону на него не распространяются права и обязанности педагогических работников, которые перечислены в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации». С одной стороны – это плюс, а с другой минус.
Главный минус – рынок репетиторства в России имеет «серый статус». Лишь малая часть специалистов работает официально, прочие – оказывают услуги на дому нелегально. Также согласно статистике порядка 70% преподавателей и школьных учителей подрабатывают репетиторством.
В любом случае у профессии есть свои преимущества и ограничения. С одной стороны, он ни с кем не состоит в трудовых отношениях и работает исключительно на себя, с другой стороны – не имеет никаких правовых гарантий. Правовая неопределенность создает кучу различных подводных камней как для клиентов, так и для работников.
Ну и поскольку репетиторство – это бизнес, все-таки следует зарегистрировать свою деятельность в качестве ИП, а иначе можно поиметь серьезные проблемы с законом.
Практикующие репетиторы говорят о том, что плюсы и минусы работы во многом субъективны и сильно зависят от индивидуальных особенностей. Кто-то предпочитает работать с заказчиками, другие работают исключительно на дому.
В целом, можно перечислить и другие преимущества работы репетитора:
можно в любой момент отказаться работать с каким-либо учеником, поскольку репетитор не обязан его учить. Все решается исключительно по договоренности с родителями;
репетитор получает в среднем больше, чем школьный учитель. Средняя оплата труда репетитора в провинции – порядка 500 рублей за час занятий. В наименее конкурентных сферах (химия, физика, обществознание) гонорар немного повыше – в районе 700 рублей. Но при этом и заказов существенно меньше. Заработок за неделю можно высчитать самостоятельно;
свободный график работы и возможность варьировать нагрузку. Все зависит опять-таки от договоренности с клиентом. На практике же, как правило, работа репетитора больше вечерняя;
очень немаловажный плюс, о котором говорят все репетиторы: чувство востребованности и нужности. Это вкупе с оплатой труда серьезно поднимает самооценку;
высокая мобильность. При желании можно и вовсе не общаться с клиентом лично, проводя занятия по скайпу и видеосвязи.
Однако и минусы в работе репетитора тоже имеются:
как уже упоминалось – «серый» рынок труда. Отсюда и неопределенный статус репетитора. Вроде бы ты квалифицированный специалист, а вроде бы просто подрабатываешь;
многое зависит от прихотей клиента. Репетитор не всегда может гарантировать результат, а клиент (родители) именно его и требуют. В результате часто страдает репутация работника. Ну и в принципе конфликтные ситуации, недопонимание с клиентом совсем не редкость;
сезонность и нестабильность работы. Сколько заработал – столько и получил, так что заработок сильно скачет от месяца к месяцу. Летом у репетиторов, как правило, «мертвый» сезон, заказов мало – все школьники на каникулах. Впрочем, все зависит от индивидуальных договоренностей и обширности клиентской базы;
отсутствие карьерного роста. К сожалению, в профессии репетитора практически некуда расти. Да, можно менять формат, работать с разными клиентами, можно даже дорасти до открытия собственного образовательного центра. Но подобное удается совсем немногим;
не все могут стать репетиторами, даже при наличии профильного педагогического образования. Объективный факт в том, что одни предметы весьма востребованы – и такие педагоги никогда не будут сидеть без работы, у других востребованность в разы ниже. Всегда в топе репетиторы по иностранным языкам (главным образом, по английскому), математике и русскому языку. Гораздо реже востребованы педагоги по истории, обществознанию, биологии, географии.
Выбор профессии репетитора в любом случае ответственный шаг. Главное, что следует уяснить: полагаться в этой работе придется только на себя.