Аналитика — весьма широкое понятие, затрагивающее самые разные сферы производства, от логистики и геймдизайна до производства продуктов питания. Но объединяет профессию аналитика одно: она делает любой бизнес эффективнее, помогая владельцам компаний лучше ориентироваться в рыночной конъюнктуре и принимать взвешенные решения.
Сегодня рассмотрим несколько разнородных, но весьма востребованных в 2024 специализаций аналитиков и заодно расскажем, как их освоить и какие навыки здесь понадобятся.
1. BI Аналитик
Под аббревиатурой BI скрывается термин Business Intelligence, то есть дословно «бизнес-разведка». Она представляет собой анализ больших массивов данных, а также их визуализацию в виде графической информации: инфографики, схем, таблиц, трехмерной графики и т.д.
Навыки BI-аналитиков
BI-аналитики совмещают в себе обязанности бизнес-консультантов, программистов и дизайнеров, работают в основном с инструментами анализа Big Data и инструментами визуализации:
Инструменты | Описание |
Power BI | Платформа для структуризации и визуализации данных |
SQL | Базы данных |
Excel |
Таблицы для сведения отчетов и вычислений |
Pandas |
Библиотека Python для анализа больших данных |
Google Analytics и прочие | Инструменты метрики |
Также у BI-аналитика должны быть познания в той сфере бизнеса, в которой он работает, знание основ экономики и маркетинга, математики и статистики.
Образование BI-аналитику желательно иметь высшее техническое, желательно по профилю «Бизнес-информатика», однако, есть и курсы переподготовки, в том числе дистанционные, где можно переучиться на данную специальность.
Онлайн-курсы BI-аналитиков
- Яндекс.Практикум. Обучаем бизнес-аналитиков с нуля;
- Skillbox. Профессия BI-аналитик;
- GeekBrains. BI-аналитик;
- Edwica. Профессия BI-аналитик;
- Нетология. Аналитик BI: расширенный курс.
2. Аналитик данных (Data Analyst)
Data-аналитик, или аналитик данных, это один из самых востребованных на данный момент специалистов на рынке труда. Он занимается анализом «Больших данных», то есть огромного массива информации, которая существует в открытом доступе, опираясь на data driven-подход.
Задачи, которые ставят перед аналитиком данных: сбор и ранжирование нужной информации, её интерпретация, а также составление отчетов. Этими отчетами впоследствии пользуются представители бизнеса для принятия стратегических решений.
В отличие от BI-аналитика «классический» аналитик данных не дает никаких оценок по бизнес-решениям и в целом может заниматься Data-анализом не только в интересах бизнеса, а для каких-либо социальных проектов, или нишевых стартапов.
Навыки аналитика данных
В первую очередь в этой профессии нужны глубокие познания в области статистического анализа и обращения с большими массивами данных, а также инструментов автоматизации анализа. В качестве таковых сейчас выступают библиотеки Python (pandas, NumPy и другие). Также аналитику данных важно знать:
- Популярные SQL;
- Системы визуализации (Tableau, Power BI);
- Excel;
- Методики разработки программного продукта;
- Матанализ, статанализ, линейная алгебра.
Онлайн-курсы аналитиков данных
- Яндекс.Практикум. Аналитик данных;
- Skillbox. Профессия Data Analyst;
- Skypro. Аналитик данных с нуля;
- SF Education. Аналитик данных;
- Нетология. Аналитик данных.
3. Системный аналитик
Ценный специалист преимущественно из IT-сферы, который занимается анализом коммуникации и выстраивания взаимосвязей внутри команды разработки, между командой и заказчиками, потребителями, а также различными подразделениями компании.
Системный аналитик, в частности, работает с откликами пользователей на конечный продукт, анализирует технические параметры продукта вместе с программистами и тестировщиками, оценивает потребительский спрос и соответствие продукта ожиданиям аудитории.
Также системный аналитик должен спрогнозировать успешность проекта, его окупаемость, трудозатраты и целесообразность вложения средств в тот или иной стартап.
Навыки системного аналитика
- Один или несколько языков программирования (JavaScript, C++, Python);
- Работа с реляционными БД;
- Знание DevOps;
- Принципы UX/UI;
- Методики организации разработки (Agile, SCRUM, Kanban).
Онлайн-курсы системных аналитиков
- Нетология. Системный аналитик: расширенный курс;
- Яндекс.Практикум. Системный аналитик;
- GeekBrains. Системный аналитик: с нуля до Junior;
- SkillFactory. Системный аналитик PRO;
- OTUS. Системный аналитик. Advanced.
Источник KEDU.ru
4. Веб-аналитик
Специалист, в задачи которого входит оценка эффективности и популярности различных веб-ресурсов, сервисов и приложений на основе посещаемости, пользовательской активности (лайки, репосты, комментарии, реакции), а также анализ удобства и юзабилити сайта.
Рекомендации веб-аналитика основываются на его глубоком понимании ценности продукта, потребностей целевой аудитории, а также её поведенческих реакций. На основе этого он дает рекомендации по развитию и устранению слабых сторон веб-ресурса.
Навыки веб-аналитика
Основной и главный навык — умение пользоваться различными метриками, включая инструменты Google Analytics, Яндекс.Метрика, Adobe Analytics, а также навыки SEO, SMM и маркетинговых стратегий.
Онлайн-курсы веб-аналитиков
- Moscow Digital School. Веб-аналитика;
- Специалист.ру. Основы веб-аналитики. Google Analytics 4, Google Tag Manager, Яндекс Метрика;
- Skillbox. Профессия Маркетолог-аналитик;
- КурсМаркет. Веб-аналитика на практике: сегментирование данных;
- Нетология. Веб-аналитика на практике: когортный анализ сайта и приложения.
5. Продуктовый аналитик
Специалист, основная задача которого определить и выстроить стратегию продвижения продукта. Также он контролирует качество конечного изделия (товара, программного продукта) и его соответствие заявленным характеристикам.
Основываясь на исследованиях рынка и запросов аудитории, он просчитывает финансовые показатели, окупаемость проекта, дает рекомендации по продвижению продукта и многое другое. Работать продуктовый аналитик может в самых разных сферах, но чаще всего они связаны с производством товаров широкого потребления, продуктов питания, IT, финтех и сфера услуг.
Навыки продуктового аналитика
Прежде всего необходимы знания различных метрик и критериев оценки: LTV (пожизненная ценность клиента), DAU (количество посетителей сайта или приложения в течение дня), Retention (возвращаемость пользователей), Churn (коэффициент оттока) и прочее.
Также важны:
- Знание Python;
- Владение инструментами визуализации Tableau, Power BI;
- Excel;
- Mixpanel для проведения A/B-тестирования;
- Веб-метрики Google Analytics, Яндекс.Метрика и другие.
Онлайн-курсы продуктовых аналитиков
- Яндекс.Практикум. Продуктовая аналитика: специализация;
- Skillfactory. Специализация Продуктовая аналитика;
- Нетология. Продуктовая аналитика;
- ProductLab. Продакт-менеджмент;
- Edwica. Профессия Продуктовый аналитик.
6. Аналитик 1С
1С представляет собой целую экосистему с большим количеством специализированного софта для предприятий. Внедрение и адаптация этого ПО зачастую представляет собой целую технологическую операцию, поэтому требует тщательной подготовки. Аналитик 1С занимается как раз тем, что тщательно изучает специфику бизнеса, а затем продумывает мероприятия по автоматизации процессов на основе софта 1С. Задача специалиста сделать так, чтобы закрыть все потребности заказчика в лице корпоративных клиентов.
Навыки аналитика 1С
- Знание типовых конфигураций продуктов 1С;
- Умение моделировать бизнес-процессы с учетом автоматизации 1С;
- Основы бухгалтерского учета;
- Владение Visio, Excel, Word на уровне опытного пользователя;
- A/B-тестирование;
- Знание базовых команд и кода 1С;
- Умение составлять технические задания для специалистов по внедрению.
Онлайн-курсы аналитиков 1С
7. SMM-аналитик
Специалист по SMM отвечает за создание и продвижение контента в социальных сетях, пользуясь их особенностями и алгоритмами. У аналитика в сфере SMM задача более ответственная и масштабная: он формирует стратегию продвижения, и в ряде случаев отвечает за её реализацию. Он тщательно изучает тренды, тематику контента, целевую аудиторию и её запросы, задает кампанию по продвижению и проводит анализ эффективности SMM-компонента бизнеса.
Навыки SMM-аналитика
- Адаптивная работа со всеми популярными соцсетями и знание их специфики;
- Выстраивание стратегии в контексте информационного продукта и особенностей рынка;
- Работа с инфлюенсерами (популярными блогерами и медиа-персонами), налаживание инфлюенс-маркетинга;
- Работа с медиа и контентом (тексты, ролики, реакты, иллюстрации, фото дизайн и оформление страниц);
- A/B-тестирование и проверка гипотез;
- Управление SMM-командой;
- Сбор статистики и работа с метриками;
- Составление отчетов и презентаций для заказчиков.
Онлайн-курсы SMM-аналитиков