Вся Россия

Наука логопедия, её основные подходы и виды

KEDU
Автор статьи

Содержание

Дата публикации 26.04.2024
Главная картинка статьи Наука логопедия, её основные подходы и виды
Источник KEDU.ru

У педагогики есть особое ответвление — специальная педагогика, которая занимается сложными случаями воспитания, где требуется особый, персонализированный подход. И наиболее известным направлением здесь является логопедия. О ней и пойдет речь в сегодняшней статье.

Определение логопедии

Логопедия — это наука и практика об изучении и коррекции нарушений речи, языка и коммуникативных навыков у людей разного возраста. В первую очередь логопедия занимается речевыми нарушениями у детей, поскольку именно в раннем возрасте формируется речевой аппарат, а недочеты в речи исправить проще и быстрее.

Объектом изучения логопедии является личность с теми или иными речевыми нарушениями, а вот предметом — всевозможные расстройства речи, либо особенности организации воспитательного процесса или психологической поддержки для людей с подобными расстройствами

Значимость логопедии в том, что именно от формирования речи зависит научение, способность к коммуникации (общению) и в целом интеллектуальное развитие ребенка. Вот поэтому основной контингент для логопедов — это дети дошкольного или раннего школьного возраста.

Проблемами взрослых, такими как заикание, дисграфия или дислексия (нарушения письма и восприятия письменной информации), логопеды также занимаются, но для этого нужна узкоспециализированная подготовка.

Иными словами, предметом логопедии в основном являются:

  1. Ранняя диагностика и коррекция нарушений речи и языка у детей;
  2. Развитие и совершенствование коммуникативных навыков;
  3. Коррекция артикуляционных дефектов;
  4. Помощь в преодолении заикания и других нарушений речи;
  5. Работа с детьми и взрослыми с задержкой речевого развития;
  6. Поддержка людей с аутизмом и другими особенностями развития в овладении речью, языком и коммуникативными навыками.

Виды логопедии

Если говорить о логопедической практике, то чаще всего она классифицируется по типу речевых нарушений:

  • Общее недоразвитие речи (ОНР);
  • Дислексия;
  • Заикание;
  • Афазия;
  • Дисграфия;
  • Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) и прочие.

Также есть деление по возрастам, исходя из психического развития и физиологических особенностей:

  • Дошкольная логопедия — дети с момента начала осмысленной речи до 6-летнего возраста;
  • Логопедия младшего школьного возраста (7—11 лет);
  • Логопедия подростков;
  • Логопедия взрослых.
Курсы, выбранные нашей командой экспертов
Программа обучения
Академия современных технологий
Дистанционная

Медицинская логопедия, дистанционная программа повышения квалификации

144 часа
26 250 ₽
Программа обучения
МУПИ
Дистанционная

Логопедия и практическая логопсихология

256 часов
13 000 ₽
Программа обучения
АНО ДПО Академия непрерывного образования
Дистанционная

Логопедия, программа переподготовки

264 часа
9 000 ₽
6 000 ₽
Программа обучения
АНО ДПО «Образовательный центр «Премьер»
Дистанционная

Логопедия. Специальное (дефектологическое) образование по профилю: нарушения речи

264 часа
18 000 ₽
9 000 ₽

История логопедии

Логопедия восходит к более ранней дисциплине — сурдопедагогике, которая занимается воспитанием детей с нарушениями слуха, а первые попытки исправлять речь появляются в XVII — XVIII веке. Интересные идеи на этот счет выдвигали, например, мыслитель А.Н. Радищев и ученый М.В. Ломоносов, которые много работали над артикуляцией, мимикой, интонацией и придумали некоторые собственные упражнения для развития речи. Также Радищев указывал на прямую связь между развитием речи и психикой.

Ещё примерно два столетия шел процесс накопления знаний, пока, наконец, во второй половине XIX века она не оформилась в самостоятельную науку.

В 20-е годы XX века зародилось понятие о патологиях речи, которые ближе отечественной школе, изначально ориентированной на медицинский подход. Первоначально и на протяжении почти всего XX века все речевые нарушения сводились к неправильной работе лицевой мускулатуры и проблемам дыхания, поэтому коррекция представляла собой набор простых методик, которые по сути помогали лишь здоровым детям без педагогических

Однако с течением времени начало преобладать психолого-педагогическое наполнение науки и выделилась отдельная область — дефектология, которая хоть и связана с логопедией, но представляет собой отдельную дисциплину

Различия между логопедией, дефектологией и логопсихологией

Логопедия Дефектология Логопсихология
Специализация на дефектах речи Общее развитие детей с физическими отклонениями или особенностями психики Психологические особенности детей и взрослых, у которых есть какие-либо проблемы с речью
Поиск, выработка и применение методик коррекции речевых нарушений Исследования психофизиологических особенностей и методики помощи людям с отклонениями физического и психического развития Общие исследования психоэмоцинальных особенностей
Квалификация специалистов — «Логопедия» или «Специальная психология» Квалификация специалистов — «Специальное образование» или «Дефектология» Квалификация специалистов — «Психология»

Цели и задачи логопедии как науки

Как уже понятно, логопедия занимается проблемами, в той или иной степени связанными с нарушениями коммуникации. Задачи при этом перед специалистами стоят весьма непростые:

  1. Изучение особенностей формирования речи и наиболее типичные отклонения;
  2. Распространенность и выраженность речевых расстройств, а также их влияние на развитие психики, поведение, становление личности ребенка;
  3. Отслеживание механизмов, по которым развиваются те или иные дефекты речи. Особенно это касается детей с какими-либо врожденными патологиями (нарушения слуха, зрения, проблемы с опорно-двигательным аппаратом, задержка психического развития и т.д.);
  4. Систематизация речевых нарушений по степени их выраженности и проявлениям;
  5. Разработка методов диагностики, профилактики и коррекции;
  6. Логопедическая помощь, исходя из особенностей нарушения речи и состояния ребенка.

Цели и задачи логопедии как науки.png
Источник: kedu.ru

Методы логопедии

Логопедия не относится к медицинским дисциплинам, а скорее к педагогическим, поэтому методы, которые в ней применяются, связаны в первую очередь с научением и коррекцией ошибок.

  • Наблюдение и изучение процесса в динамике;
  • Сбор данных, эксперименты, анкетирование, тестирование;
  • Анализ полученных данных;
  • Интерпретация данных.

Далее логопед выбирает тактику работы с речевыми искажениями, исходя из полученного результата. Методик много и все они очень разные. Чаще всего это упражнения, которые специалист подбирает индивидуально, основываясь на особенностях психического развития ребенка. Так или иначе, логопеду прежде всего важно установить контакт и добиться вовлеченности подопечного.

Как связана логопедия с другими науками?

Наука никогда не пребывает сама в себе и закономерно соприкасается с другими дисциплинами. Особенно это касается логопедии, которая лежит на стыке медицины и педагогики, имея с ними массу взаимных пересечений.

Междисциплинарный подход необходим логопедам, чтобы лучше понимать потребности и состояние ребенка. Например, знание физиологии помогает лучше дифференцировать нарушения речи, основываясь на медицинском диагнозе (тугоухость, психические нарушения, умственная отсталость и другие), а связь с лингвистикой — понимание, как исправлять артикуляцию и правильно произносить слова.

У логопедии есть связи с такими смежными науками, как:

  • Возрастная психология (детская, подростковая);
  • Педагогика;
  • Коррекционная педагогика и её разновидности (тифло, сурдо, олигофренопедагогика).

Также есть междисциплинарные связи с такими науками, как:

  1. Нейрофизиология;
  2. Психиатрия;
  3. Оториноларингология;
  4. Педиатрия;
  5. Неврология;
  6. Психолингвистика;
  7. Анатомия и общая физиология;
  8. Лингвистика.

Во всех случаях логопедия так или иначе обращается к физиологическим изменениям. Например, понимание этиологии ЛОР-нарушений (искривление носовой перегородки, проблемы со слухом и дыханием) нужно, чтобы отслеживать прогресс в произношении, а знание психологии — чтобы быстрее найти подход к ребенку

Цели практической логопедии и требования к специалистам

Если говорить о практике логопедии, то её цель — решение реальных затруднений с речью. Нередко это завязано ещё и на социализацию ребенка, на способность учиться, усваивать знания, читать и писать. Логопед в данном случае тесно работает с психологами, сурдопедагогами, врачами-психиатрами и другими специалистами. Иными словами, практически всегда преобладает комплексный подход, поскольку каждый случай уникален. Даже за причинами легкого заикания могут стоять серьезные заболевания, перед которыми логопед будет бессилен, поскольку он не является врачом.

Что касается квалификации и знаний логопеда в России, то вот несколько обязательных критериев:

  1. Высшее образование по специальности «Логопедия» или родственной области, например, «Дефектология», «Психология», «Педагогика», но с обязательной переподготовкой;
  2. Практический опыт и стаж работы с детьми, либо взрослыми, у которых есть нарушения речи и языка;
  3. Знание теории и методов логопедической коррекции и диагностики;
  4. Умение работать с различными возрастными и категориями пациентов;
  5. Владение различными методиками и техниками работы с речевыми и языковыми нарушениями;
  6. Способность к эмпатии и коммуникации с детьми и взрослыми.

Практическая логопедия играет важную социальную роль — она помогает в развитии и адаптации людей с нарушениями речи и языка, помогая им обрести уверенность в себе и успешно интегрироваться в общество.


Вопрос — ответ
К чему относится логопедия?

Кому и зачем нужно знать основы логопедии?

Что является предметом логопедии как науки?
Комментарии
Всего
6
2024-04-26T13:05:50+05:00
Не, учить детей точно не мое, а логопедия и подавно))) почитала тут комментаторов выше и думаю, какое счастье, что я бухгалтер))))
2024-04-16T16:10:52+05:00
Работаю логопедом уже 10 лет. И тяжело, и весело одновременно. С детьми вообще не бывает скучно. Единственное, куда ни за что не сунусь - это проблемные с сдвг, аутизмом и прочими диагнозами. Чувствую, что квалификации не хватает
2024-04-19T13:06:41+05:00
О да! был случай, когда дитятко приходило на занятие и на любой вопрос просто начинало орать. Я прям терялась в таких ситуациях слегка. Зачем они ведут своих детей к логопеду, если нужен невролог и психотерапевт?
2024-04-23T11:27:52+05:00
У меня случай похлеще был. Дитятко 8 лет было приведено с жалобой "не выговаривает некоторые буквы". По итогу дитятко не знало половины алфавита и вообще с трудом разговаривало, иногда молчало, иногда начинало визжать. На втором занятии вообще трэшак - выскочила из-за стола и с разбегу впечаталась в стену головой, я даже среагировать не успела. Ну слава богу что гипсокартон а не кирпич, вроде без последствий.
2024-04-09T11:26:00+05:00
Очень важная и нужная профессия! Но только не понятно как выучиться, это наверное очень сложно и нужно много эмпатии как мне кажется
2024-04-12T11:23:59+05:00
ну вы собираетесь в педагогику. Там без эмпатии делать нечего
Читайте также
Все статьи