Логопед или дефектолог — в чем между ними разница?

KEDU
Автор статьи

Содержание

Дата публикации 07.05.2024
Главная картинка статьи Логопед или дефектолог — в чем между ними разница?
Источник KEDU.ru

В коррекционной педагогике много различных направлений и узких специализаций, но чаще всего родителей сбивают с толку профессии логопеда и дефектолога? Иногда встречается и сдвоенная профессия — логопед-дефектолог. Это один и тот же специалист? Или все-таки разные? К кому и когда обращаться? Давайте, разберемся.

Особенности работы и задачи логопеда

Сначала пару слов о логопедах. Как известно, эти специалисты помогают исправлять дефекты речи, как устной, так и письменной. В их числе:

  1. Афазия — нарушение восприятия речи при нормальном слухе;
  2. Алалия — недоразвитие речи при сохраненном интеллекте и развитом слухе;
  3. Дисфония и афония — проблемы со звучностью речи, тембром или полным её отсутствием (шепот);
  4. Клоническое или тоническое заикание — частное произнесение повторяющихся звуков, либо «западание» речи (длительные паузы между звуками);
  5. Дислексия — нарушение способности читать и понимать текст при сохранении остальных способностей к обучению;
  6. Дисграфия — затрудненная способность к письменной речи с полным сохранением интеллекта, способности воспринимать информацию, слухом и зрением;
  7. Ринолалия — нарушения речи из-за особенностей строения верхней губы и неба (гнусавость);
  8. Дислалия — неспособность произносить некоторые звуки при нормальном интеллекте, слухе и состоянии нервной системы (может быть органической или функциональной);
  9. Брадилалия и тахилалия — в первом случае патологическая замедленность речи, во втором наоборот ускоренность.

Важно понимать, что логопед работает с такими нарушениями речи, которые можно исправить, помочь воспитуемому с учебой и социализацией. Бывают и тяжелые случаи, например, врожденные патологии нервной системы, или расщепление нёба (заячья губа). Однако в этом случае первичной будет помощь врача, а уже затем к процессу подключается логопед.

Что делает логопед

Его задачи можно разделить на несколько пунктов:

  • Определить нарушение речи и его точную причину;
  • Подобрать способы коррекции в зависимости от ситуации;
  • Провести логопедические занятия;
  • Скорректировать методику при необходимости;
  • Наблюдать за прогрессом подопечного и оценивать результат в динамике.

С кем работает логопед

Основной контингент, с которым работает логопед, это дети от 5 лет, у которых есть проблемы со звукопроизношением. Та или иная проблема будет неизбежно сказываться на развитии, когнитивных способностях, успеваемости в школе и социализации. Поэтому специалисты советуют ловить момент ещё до начальных классов, а во многих детских садах есть свои штатные логопеды.

Вместе с тем есть более узкие специалисты, которые умеют распознавать речевые нарушения и у совсем маленьких детей до 3 лет, которые едва начали говорить, или вовсе с грудничками. Некоторые анатомические нарушения уже помогают предсказать, что с речью у ребенка будут проблемы.

Есть и третья категория логопедов — они занимаются речевыми проблемами подростков и взрослых. К их помощи прибегают, чтобы развить дикцию и избавиться от дефектов, которые не были выражены в раннем возрасте. Бывают и ситуативные случаи, например, борьба с заиканием после какого-либо стрессового или психотравмирующего события.

Разумеется, логопеды не работают одни, а в команде с другими специалистами. У воспитуемых редко бывают функциональные нарушения из-за ошибок взрослых при звукоподражании. Чаще всего дети с дефектами речи имеют физиологические или психиатрические диагнозы, поэтому логопед опирается прежде всего на помощь врачей

В числе медицинских специалистов:

  • ЛОР (оториноларинголог);
  • Психиатр/психотерапевт;
  • Невролог;
  • Ортодонт/стоматолог;
  • Аллерголог;
  • Врачи ЛФК и АФК и другие.

Также нередко участия логопеда недостаточно, чтобы решить все педагогические проблемы, поэтому к процессу в зависимости от обстоятельств могут подключиться сурдопедагог, тифлопедагог, олигофренопедагог, сурдотифлопедагог или поведенческий психолог.

Иными словами, у логопеда недостаточно квалификации, чтобы заниматься и коррекцией поведения, и речевыми нарушениями. Первое вообще не входит в круг его обязанностей, поэтому далее поговорим о том, зачем нужны дефектологи.

Курсы, выбранные нашей командой экспертов
Программа обучения
Академия современных технологий
Дистанционная

Медицинская логопедия, дистанционная программа повышения квалификации

144 часа
26 250 ₽
Программа обучения
МУПИ
Дистанционная

Логопедия и практическая логопсихология

256 часов
13 000 ₽
Программа обучения
АНО ДПО Академия непрерывного образования
Дистанционная

Логопедия, программа переподготовки

264 часа
9 000 ₽
6 000 ₽
Программа обучения
АНО ДПО «Образовательный центр «Премьер»
Дистанционная

Логопедия. Специальное (дефектологическое) образование по профилю: нарушения речи

264 часа
18 000 ₽
9 000 ₽

Особенности работы дефектолога

В широком смысле дефектолог — это учитель для детей с особенностями:

  • Расстройства аутистического спектра;
  • Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ);
  • Детский церебральный паралич;
  • Задержка психического развития;
  • Многофункциональные нарушения развития.

Эти специалисты, как понятно, не всегда работают над произношением звуков или обучают речевым навыкам. Они работают над более комплексной задачей — коррекцией ментальных нарушений у детей с диагнозами. Дефектологу необходимо выявить проблему и по возможности помочь ребенку с социализацией, усвоением информации и научением. Логопедия при этом является частью дефектологии, то есть логопеды по сути являются узкоспециализированными дефектологами.

Работа педагога-дефектолога и её главная особенность заключается в развитии умственных и познавательных способностей.При этом он может работать в паре с логопедом и другими специалистами: физиотерапевтами, неврологами, психологами и психотерапевтами.

Чем занимаются дефектологи

Цели, которые ставят дефектологи в своей работе, следующие:

  • Привитие желания учиться, подкреплять позитивную мотивацию в обучении;
  • Создать необходимые условия для развития ребенка с ОВЗ в быту, на учебе, в общении со сверстниками;
  • Скорректировать насколько это возможно выявленные отклонения в развитии.

В каких ситуациях обращаются к логопеду

Чаще всего ребенка приводят к логопеду, если видят какие-то речевые дефекты — они заметнее всего. И это имеет смысл, так как некоторые небольшие недостатки могут впоследствии вырасти в серьезное недоразвитие речи, а оно скажется и на способности учиться, и на общем развитии.

Поэтому сначала лучше обращаться к педиатру и неврологу, а они скорее всего порекомендуют прийти к логопеду, если на то будут основания. Вот несколько распространенных поводов:

  1. Малыш в 4—6 лет говорит невнятно, произносит звуки смазано, меняет местами простые звуки (например, «масинка» вместо «машинка»);
  2. Ребенок старше 6 лет путает звуки «р» и «л», или какие-то другие, заикается, часто запинается в речи, проглатывает звуки;
  3. В 6 лет не способен запомнить и пересказать короткий стишок или историю, меняет местами или пропускает слоги в длинных словах;
  4. В школьном возрасте плохо пишет и читает, либо полностью не способен к чтению и письму.

Все эти проблемы может распознать психолого-медико-педагогическая комиссия, куда ребенка скорее всего направит невролог или педиатр. Именно ПМПК определит глубину проблемы, а также сможет порекомендовать посещение логопеда. И чем раньше родители приведут его на осмотр к специалистам, тем проще будет её исправить.

Когда обращаться к дефектологу

Аналогичная ситуация и с помощью дефектолога, правда, в этом случае симптомы могут быть менее явными и выраженными. Исключение — врожденные патологии, такие как олигофрения или физическая инвалидность. Вот некоторые признаки патологических состояний:

  1. Ребенок не понимает речи родителей в 8—10 месяцев и не реагирует на свое имя;
  2. В 2,5 года не разговаривает, либо не владеет простыми фразами;
  3. В 3 года не сглатывает слюну во время речи, либо неправильно воспроизводит простые ритмы, вроде «тук-тук»;
  4. После 3 лет упрощает большинство слов, проглатывая слоги или не различает созвучные, но разные по смыслу слова, например, «бочка — почка»;
  5. Говорит безэмоционально, монотонно, имеет скудный словарный запас в возрасте 4—5 лет (ниже 2000 слов);
  6. В 5—6 лет имеет серьезные трудности в звукопроизношении, не может описать своими словами картинки, допускает ошибки в построении предложений, мыслит непоследовательно.

Разница между логопедом и дефектологом (таблица)

Логопед Дефектолог
Занимается речевыми нарушениями Занимается общим психическим развитием ребенка
Работает со здоровыми детьми Работает при выявленных патологиях и диагнозах у детей
Является узконаправленным специалистом в дефектологии Является дефектологом общей практики, может иметь свои специализации: олигофренопедагог, тифлопедагог и прочие
Не может работать в коррекционных учреждениях Может работать в коррекционных учреждениях (детских садах, школах) 

В каких случаях нужна помощь и дефектолога, и логопеда?

Логопедия является частью дефектологии, поэтому, если существует какая-то серьезная проблема, вроде отставания в психическом развитии, то малыша скорее всего сразу направят к дефектологу — он будет заниматься и речевыми изъянами, и общей проблемой.

К логопеду же приходят, если ребенок в целом здоров, но имеет некоторые проблемы с произношением слов.

Задачи логопеда и дефектолога.png
Источник: kedu.ru

Заключение

Необходимо сказать, что разница между дефектологами и логопедами не такая уж большая: оба специалиста обязаны иметь высшее педагогическое образование, профиль обоих — «Дефектология» и оба они занимаются специальной педагогикой. Переучиться с логопеда на дефектолога не так уж сложно, поскольку есть немало курсов переподготовки по данному профилю, в том числе дистанционных. Ну а дефектолог всегда может устроиться на работу логопедом, даже без переучивания.


Вопрос — ответ
Что лучше, логопед или дефектолог?

Кто запускает речь: логопед или дефектолог?

Может ли дефектолог работать логопедом?
Комментарии
Всего
7
2024-05-03T12:53:04+05:00
Я вот как раз начинающий дефектолог, работают примерно год. И вот что уяснила для себя: не так сложно работать с детьми как с их родителями. Чаще всего это либо паникеры, либо уверенные, что их чадо гениально во всем, а я строгая училка и придираюсь. Вот недавно работала с мальчиком 9 лет, воспринимает на слух крайне плохо, при этом любит выражаться путаными вычурными фразами. Мама с бабушкой тотально убеждены, что их сын гениален и любые задания сделает, какие не задавай. Очень бесятся что ребенка отправили учиться в коррекционную школу, а не в обычную. Там все плохие, не могут научить. Чувствую что тоже скоро буду плохой
2024-04-26T11:11:00+05:00
Ну из текста я понял что логопед это такой недоспециалист слегка. Так зачем на него учиться, когда можно полноценно освоить дефектологию?
2024-04-30T13:12:00+05:00
Неправильно вы поняли! На специальной педагогике специализация начинается примерно с 3 курса и неспроста, потому что дефектолог не может адресно работать с произношением, он занимается воспитанием в целом. Ну да какие-то дефекты может исправить, но скорее всего у него будет на это мало времени. К тому же его задача запустить речь, а не исправлять недостатки
2024-04-19T13:11:21+05:00
Зачем вообще логопеды если есть дефектологи?
2024-04-23T11:33:17+05:00
а нафиг вам к дефектологу если у вас здоровый ребенок и например просто картавит? Они по таким случаям не работают
2024-04-12T11:27:00+05:00
Спасибо. А подскажите как зарабатывать логопеду на себя частными уроками? Хочу с недавних пор уйти на вольные хлеба, надоел этот педагогический бардак в школе
2024-04-16T16:17:57+05:00
оформляйте самозанятость и перетягивайте потихоньку старых подопечных, если таковые есть. Сарафанное радио в помощь. Все репетиторы так работают
Читайте также
Все статьи