Всем нам не раз случалось слышать о том, что «советская система общего образования была лучшей в мире». А российскую систему, наоборот, больше ругают, чем хвалят. Однако во всех подобных заявлениях больше политики, чем реальных оценок. Да и как измерить качество образования в стране, как сравнить с другими?

Эти проблемы решают различные программы, в рамках которых проводится исследование качества образования — PISA и другие.

Что такое PISA?

Что такое pisa в образовании

PISA (в буквальном переводе с английского) — это Международная программа оценки образовательных достижений учащихся.

Она разработана ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития), но в исследованиях принимают участие не только страны, входящие в Организацию, но и государства, сотрудничающие с ней (в том числе Россия).

Число стран-участников мониторинга постоянно растет. В первый раз их было чуть более 30, сейчас – почти 80.

Оценка проводится по результатам тестирования 15-летних школьников. Почему для анализа выбраны знания именно 15-летних подростков? Разработчики программы объясняют это просто: многие страны именно к этому возрасту завершают программы обязательного (среднего) образования, поэтому можно условно считать приблизительно одинаковым объем полученных учениками знаний.

Впервые испытания PISA проводились в 2000 г. С этого времени периодически, 1 раз в 3 года, проводится мониторинг по 4 направлениям:

  • читательская грамотность;
  • математическая грамотность;
  • естественнонаучная грамотность;
  • компьютерная грамотность (обычно при подведении итогов два последних пункта объединяют).

PISA — не единственная программа, тестирующая образование в разных странах, но она считается самой универсальной. Другие исследования, по оценкам специалистов, имеют более узконаправленный характер (PIRLS, ICCS, TALIS и т. п.)

На оценку чего направлено международное исследование PISA

Что оценивают международные исследования pisa

Тесты PISA существенно отличаются от систем проверки знаний школьников, принятых в России — ЕГЭ, ОГЭ и др.

Главным образом тем, что в PISA оценивается не объем знаний, а их качество.

На деле это означает, что от испытуемого требуется продемонстрировать не заученный набор фактов по отдельным предметам, а способность ими оперировать, решать нестандартные задачи, быстро находить нужную информацию и анализировать ее, работать в команде.

Высоко ценится также способность ученика представить вариант решения задания, не имея необходимой информации и только опираясь на логику и здравый смысл.

При тестировании используются различные формы заданий: от выбора правильного ответа из предложенных вариантов – до решения интерактивных задач, предполагающих аналитическую работу.

В 2015 году появились и задания, в которых изучается способность учеников к коллективной работе. Для этого им предоставляется возможность «общения» с виртуальным помощником.

Эксперты часто высказываются о том, что PISA оценивает не знания отдельных школьников и даже не качество образования в стране, а потенциал подрастающего поколения. А по большому счету конкурентоспособность государства в будущем.

Участие России в мониторинговых исследованиях PISA

Результаты России в рейтинге PISA

Российская Федерация участвует во всех исследованиях, начиная с 2000 года – тогда наша страна была представлена 6701 подростком из 46 регионов, а всего исследования прошли в 32 странах мира.

В 2018 году тестировались 10 153 российских школьника из 43 регионов

К сожалению, можно констатировать, что наша страна последовательно ухудшает свои позиции в общем рейтинге PISA.

  • 26-го места (в 2000 году) — до 33-го в 2018-м по естественнонаучной грамотности;
  • 22-го места (в 2000 году) — до 30-го в 2018 –по показателям математической грамотности;
  • по читательской грамотности — с 27-го (в 2002 году) – до 31-го места в 2018 –м.

Чем это объяснить?

Не последнюю роль в снижении показателей, естественно, играет увеличение количества соперников, стран-участниц. Но не только это.

Совершенно очевидно, что система российского образования ориентирована на передачу большого массива знаний (что востребовано на ЕГЭ), а PISA проверяет в первую очередь способность к самостоятельному мышлению вне рамок отдельных предметов и алгоритмов.

«Если тестовое задание похоже на то, что есть в учебнике – с ним справляются хорошо, но если оно отличается — тут же «плывут», — сетуют российские педагоги. Отмечая при этом, что задания, с которыми не справились наши школьники, зачастую много проще тех, которые им удалось решить.

Однако не все так плохо.

На фоне падения РФ в общем рейтинге стран, балльные показатели российских школьников улучшаются.

К примеру, показатели по читательской грамотности улучшились на 17 пунктов с 2000 года, а баллы по математической грамотности стали выше на 20. Результаты тестирования по естественнонаучной грамотности сохраняются на одном уровне.

Исходя из этого, эксперты PISA посчитали, что в образовании России происходят позитивные изменения, и отнести страну к группе успешных стран.

Задача повышения рейтинга PISA крайне актуальна. Даже нацпроект «Образование» одной из своих целей ставит вхождение России в 10-ку лучших стран мира к 2024 году.

Пока же в рейтингах PISA самые высокие позиции из года в год занимают страны Восточной Азии (Сингапур, Гонконг, Япония, Южная Корея); из Европейских стран хорошие результаты показывают Эстония, Ирландия, Польша, Финляндия. Можно отметить также успехи Канады и Новой Зеландии.

Рейтинг PISA 2019 года

Результаты исследования PISA 2019 в России

Следующее исследование пройдет в 2021 году. В 2019 международное исследование PISA не проводились.

Однако существуют методические разработки «PISA-for-Schools» (PISA для школ), которые дают возможность использовать инструментарий PISA для проведения испытаний в трехлетний период между циклами мирового тестирования. Такой мониторинг не только помогает подготовиться к следующему тестированию, но и дает важную информацию для анализа.

Такие исследования в России планируют проводить ежегодно.

В конце 2019 года тестирование прошли почти 60 тыс. школьников из 14 регионов:

  • Брянской, Вологодской, Ивановской, Иркутской, Липецкой Саратовской, Томской и Ульяновской областей;
  • Кабардино-Балкарии, Бурятии и Якутии;
  • Краснодарского и Ставропольского краев;
  • а также Ямало-Ненецкого АО

Также было проведено общероссийское исследование – в нем приняли участие 9070 учащихся из 200 образовательных организаций 42 регионов

Планируется, что до 2024 года в подобных исследованиях будут задействованы все регионы страны.

Результаты исследования по модели PISA 2019 пока не известны. Они будут обнародованы не ранее апреля 2020 года.

Но уже сейчас специалисты отмечают, что исследование дает им в руки огромный массив информации, из которого можно получить данные о школах, реализуемых в них образовательных и управленческих новациях, зависимости результатов тестов от региона, инфраструктуры других факторов.

А то, что эта зависимость есть – уже очевидно. К примеру, московские школьники традиционно показывают лучшие результаты, чем ребята из других регионов. По итогам PISA 2018 они заняли третье место в мировом рейтингу по уровню читательской грамотности и пятое — по математической.

Возможно, результаты проведенной аналитической работы помогут оценить или даже (кто знает?) изменить систему ценностей и критериев оценки знаний в российском образовании. Ведь получить необходимую информацию в эпоху Интернета несложно, а вот грамотно воспользоваться ею может не каждый.

Новый комментарий