Руководители клиник федерального или регионального подчинения не могут избежать периодической аккредитации, поскольку были и остаются медицинскими работниками. При этом для главврачей есть некоторые особенности при подаче документов и их предварительном согласовании.
Требования к образованию главного врача
Главврач является основным управленцем любой клиники и, как правило, занимается административно-хозяйственными и организационными вопросами, а не только лечением. Поэтому выработаны и законодательно закреплены четкие требования к образованию кандидатов на должность главного врача:
-
Высшее медицинское образование (специалитет) по направлениям «Педиатрия», «Лечебное дело», «Стоматология» или «Медико-профилактическое дело»;
-
Ординатура или интернатура по направлению «Организация здравоохранения и общественное здоровье», либо профессиональная переподготовка по данному профилю с прохождением первичной специализированной аккредитации.
Иными словами, главврач — это не просто опытный медработник, но и специалист со специфической подготовкой в управлении органами здравоохранения.
Особенности аккредитации главного врача
Аккредитация медицинских специалистов в РФ проходит на основании Приказа Минздрава РФ от 28 октября 2022 года №709н, где обозначены как условия её организации, так и требования к подготовки к самой процедуре.
В сущности, аккредитация главного врача ничем не отличается от остальных медработников: сбор документов и своевременная их подача (не позднее, чем за 2 месяца до истечения сертификата).
Обязательным условием допуска к периодической аккредитации являются:
-
Программа повышения квалификации в объеме не менее 144 академических часов;
-
Либо обучение на портале НМО в объеме не менее 70 ак. часов + ещё 74 ак. часа в виде программы повышения квалификации.
Далее специалисту необходимо собрать пакет документов:
-
Паспорт гражданина РФ;
-
Документ, подтверждающий факт смены Ф.И.О. (при наличии);
-
Сертификат специалиста или свидетельство об аккредитации;
-
Диплом об образовании;
-
Диплом о профессиональной переподготовке (если таковой имеется);
-
Удостоверения о повышении квалификации;
-
Трудовая книжка или другие сведения о профессиональной деятельности;
-
СНИЛС.
Третий шаг — подготовка портфолио специалиста В нем главврач должен указать:
-
Сведения об образовании за отчетный период, то есть за прошедшие 5 лет с момента прошлой аккредитации. Здесь нужны наименования курсов и прочие сведения, подтвержденные официальными документами (удостоверениями ПК);
-
Отчет о профессиональной деятельности за тот же самый период. Отчет представляет собой анкету с подробным перечислением обязанностей, анализом проделанной работы и другими данными.
Наконец, четвертый шаг — написать заявление в Федеральный аккредитационный центр, приложив к нему портфолио и пакет документов.
Все их можно подать тремя способами:
-
По почте;
-
Лично;
-
Через ФРМР.
При этом надо отметить, что перед подачей все собранные документы и портфолио должны быть согласованы и подписаны вышестоящим руководством.
Кто согласовывает документы на аккредитацию для главного врача
В этом есть определенная проблема, поскольку обычно аккредитацию для врачей согласовывает вышестоящий начальник: либо начальник структурного подразделения (начмед), либо главный врач клиники. Но как быть самому главврачу?
Начнем с того, что требования о согласовании отчетов руководителей для периодической аккредитации прописаны в уже упомянутом приказе №709н. Процедура такова:
-
Документы и отчеты главврача клиники федерального значения согласовывает уполномоченное лицо в Минздраве;
-
Руководители клиник регионального подчинения берут подпись уполномоченного лица в местном департаменте здравоохранения;
-
Главврачи частных клиник или индивидуальные предприниматели согласуют свой отчет у учредителя.
При этом у частников и главврачей региональных клиник есть опция совсем не согласовывать свои отчеты перед подачей в ФАЦ. Однако, как показывает опыт участников аккредитации, центральной аккредитационной комиссии такое не слишком нравится, поэтому вполне возможно ваши документы могут завернуть.
В данном случае необходимо, чтобы руководитель отдела кадров клиники написал мотивированный отказ, приложив к нему выдержку из приказа, где прописано, что согласование не требуется.
Отметим также, что если вы подаете документы в бумажном виде, то здесь должны быть проставлены:
-
Ф.И.О. уполномоченного лица;
-
Личная подпись уполномоченного лица;
-
Основная печать (круглая) организации, которая согласовывает отчет.
Аккредитация главврача по основной специальности
Важно также помнить, что подавать один и тот же пакет документов по двум разным врачебным профилям нельзя. Правило простое: одна аккредитация — один пакет документов. Это правило касается и врачей-специалистов, и медицинских сестер, и, разумеется, главврачей.
Поэтому, если руководитель клиники имеет стаж работы по основному профилю и помимо административных функций ведет прием пациентов, аккредитоваться нужно два раза:
-
Отдельно по «Организации здравоохранения и общественному здоровью»;
-
Отдельно по основной специальности (например, «Гастроэнтерология»).
Совсем не обязательно, что обе аккредитации выпадут на один год — сертификаты специалиста привязаны к пятилетнему периоду, поэтому отталкиваться нужно от сроков их истечения.