Установите соответствие между событиями и годами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
СОБЫТИЯ ГОДЫ
А) введение заповедных лет
Б) Куликовская битва
В) учреждение Государственного совета Российской империи
1) 1380 г.
2) 1480 г.
3) 1581 г.
4) 1810 г.
5) 1905 г.
Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности в таблицу.
1) объединение Киева и Новгорода под властью князя Олега Вещего
2) дунайские походы князя Святослава Игоревича
3) призвание на княжение варягов
4) введение уроков и погостов
Запишите название, о котором идёт речь. Под этим названием вошла в историю делегация, направленная Петром I в Европу в целях создания союза европейских государств против Османской империи
Какие из перечисленных событий относятся ко времени правления Ивана IV? Найдите в приведённом списке два события и запишите цифры, под которыми они указаны
1) принятие Русью христианства
2) учреждение опричнины
3) введение заповедных лет
4) введение уроков и погостов
5) падение ордынского владычества
Ниже приведён перечень терминов, названий. Все они, за исключением одного, непосредственно связаны с периодом Смуты в начале XVII в.
1) самозванец; 2) Семибоярщина; 3) Кондиции; 4) народное ополчение; 5) Тушинский лагерь.
Найдите и запишите порядковый номер термина (названия), «выпадающего» из данного ряда.
Прочитайте четыре предложения. Два из них являются тезисами (положениями, которые требуется аргументировать). Другие два содержат факты, которые могут послужить для аргументации этих тезисов. Подберите для каждого из тезисов соответствующий ему факт.
1) Для крестьян было введено временнообязанное состояние.
2) Была отменена рекрутская повинность.
3) В период Великих реформ была изменена система комплектования армии.
4) В феврале 1861 г. зависимость крестьян от помещиков не была полностью ликвидирована.
Используя данные статистической таблицы, завершите представленные ниже суждения, соотнеся их начала и варианты завершения.
Переселенческая политика в период проведения Столыпинской аграрной реформы
Год | Выехали за Урал Вернулись обратно (тыс. человек) | Вернулись обратно | |
тыс. человек | в % | ||
1906 | 139 | 14 | 9,8 |
1908 | 665 | 45 | 6,8 |
1911 | 190 | 116 | 61,3 |
1912 | 201 | 57 | 28.5 |
НАЧАЛА СУЖДЕНИЙ
А) Согласно данной таблице в 1911 г.
Б) Согласно данной таблице в первый год проведения реформы
В) Согласно данной таблице по всем показателям самым успешным годом осуществления переселенческой политики был
ВАРИАНТЫ ЗАВЕРШЕНИЯ СУЖДЕНИЙ
1) решило вернуться около 10 % переселенцев
2) доля вернувшихся была самой большой
3) 1908 г.
4) 1912 г.
5) желающих вернуться не было
Рассмотрите схему и выполните задания 8–10.
Укажите название города, обозначенного на схеме цифрой «1», в период, к которому относится схема
Назовите российского императора, в период правления которого Россия вела войну, события которой отражены на данной схеме.
Прочитайте отрывок из сочинения историка и укажите цифру, обозначающую место, где произошли описываемые в отрывке события.
«Рано утром Руднев получил ультиматум японского адмирала Уриу. Командующий предлагал покинуть порт и сдаться на милость победителя. В противном случае он угрожал атаковать российские корабли прямо на рейде. В то же время командиры иностранных кораблей были уведомлены о начале войны Японии с Россией. От них потребовали покинуть рейд Чемульпо из-за угрозы военных действий против русских кораблей. Руднев решительно отверг ультиматум японского адмирала и принял решение вместе с «Корейцем» с боем прорываться в Порт-Артур. «Варяг» и «Кореец» были подготовлены к бою: расставлены орудийные расчёты, к орудиям поданы снаряды, задраены водонепроницаемые перегородки. По русской традиции перед боем все моряки переоделись в чистую форму. Некоторые члены экипажей написали прощальные письма родным».
Рассмотрите изображение и ответьте на вопрос.
Что из перечисленного относится к тому же десятилетию, когда погиб изображённый на медали исторический деятель?
1) разгром кружка петрашевцев
2) издание указа об обязанных крестьянах
3) создание Свода законов Российской империи
4) завершение строительства Николаевской железной дороги
Заполните пропуск в схеме.
Ознакомьтесь с перечнем и изображениями памятников культуры и выполните задания 13 и 14. 1) «Слово о полку Игореве»; 2) «Домострой»; 3) «Сказание об осаде Троице-Сергиева монастыря»
Какие из приведённых памятников культуры были созданы в XVI в.? Выберите два памятника культуры и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
Какой из приведённых памятников культуры посвящён борьбе русских земель с кочевниками? Укажите порядковый номер этого памятника культуры
Прочитайте перечень событий, процессов из истории зарубежных стран и выполните задания 15–17.
1) военные походы фараонов
2) издание Великой хартии вольностей
3) установление и укрепление абсолютной монархии во Франции
4) франко-германская война 1870–1871 гг.
Участником какого из перечисленных событий, процессов был кардинал Ришельё? Укажите порядковый номер этого события или процесса.
В ходе какого из перечисленных событий, процессов произошла «Седанская катастрофа»? Укажите порядковый номер этого события или процесса.
К какому событию или процессу имеет непосредственное отношение данный исторический источник? Укажите порядковый номер этого события, процесса.
«Вот, был захвачен шатёр того презренного врага, украшенный серебром...
И всё войско ликовало и воздавало хвалы Амону за победу, которую он даровал своему сыну в этот день. И воздавали они восхваление его величеству, прославляя его мощь.
И вот они принесли добычу, которую они взяли: – живых пленников, коней, колесницы из золота и серебра...
Тогда его величество издал приказ своему войску, говоря: "Сражайтесь хорошо, хорошо, войска мои храбрые! Вот, находятся все чужеземные страны в этом городе согласно приказу Ра сегодня, ибо все князья всех стран собраны в этом городе, ибо взятие тысячи городов – это взятие Мегиддо"».
Прочитайте фрагмент исторического источника и выполните задания 18–20. Используйте в ответах информацию текста, а также знания из курса истории.
Прочитайте отрывок из воспоминаний современника событий.
«Сами правительства для возбуждения в народах энергии против самовластия императора французов своими прокламациями призывали их к свободе и торжественно обещали им законно-свободные установления.
Правительства не только не спешили исполнить свои обещания, но стали вменять в преступление справедливое требование конституционных учреждений, всячески стараясь везде подавлять дух свободы. __________ стал во главе монархических реакционеров. Заодно с ним действовали король прусский и император Франц, или лучше сказать, князь Меттерних – душа австрийского министерства и всей монархической реакции.
Народы, обманутые в своих ожиданиях правительствами, прибегали против их явных угнетений к средствам сокровенным. По всей Европе учредились тайные политические союзы с целью исторгнуть у правительств конституционные постановления. В Италии, под ненавистным ей австрийским владычеством, учредились тайные союзы карбонариев; в германских университетах образовался студенческий союз, раскинувший ветви свои по всей немецкой земле; во Франции – тайные политические общества под разными названиями. Цель у всех этих сокровенных союзов была одна: противодействовать монархической реакции правительств и освободить народы от их самовластия.
По низложении Наполеона главным предметом всех политических действий императора ____________ было подавление возникшего повсюду духа свободы и укрепление монархических начал, которым угрожали тайные общества. Все его правительственные и дипломатические действия, начиная с заключённого Cвященного тройственного союза России, Австрии и Пруссии, свидетельствуют об этом».
Укажите век, к которому относятся события, описываемые в отрывке. Назовите императора, имя которого дважды пропущено в тексте.
Что, по мнению автора, было главным предметом политических действий императора, имя которого дважды пропущено в тексте, после низложения Наполеона? Какое из данных действий автор упоминает?
Укажите название, под которым вошли в историю участники тайных революционных обществ, возникших в России в годы правления императора, имя которого дважды пропущено в отрывке. Укажите одну из целей, провозглашённых участниками данных обществ в их программн
Что из перечисленного стало одним из последствий открытия Государственного Дворянского земельного банка при Александре III?
– массовое разорение дворян;
– начало перевода крестьян на обязательный выкуп;
– замедление развития капиталистических отношений в сельском хозяйстве;
– начало формирования всероссийского рынка.
Объясните, как выбранное Вами положение связано с открытием Государственного Дворянского земельного банка.
Прочитайте текст, который содержит две фактические ошибки.
Неожиданная смерть молодого императора Петра II вновь поставила ребром вопрос о престолонаследии. При отсутствии завещания Верховный тайный совет решил предложить престол сестре Петра I Анне Иоанновне. Выданная замуж за курляндского герцога, Анна Иоанновна к моменту смерти Петра II давно овдовела. В Курляндию был отправлен посол с Кондициями – условиями избрания Анны на российский престол. Выполнение Кондиций должно было изменить характер власти: республика превратилась бы в ограниченную монархию.
Найдите фактические ошибки и исправьте их.
Существует точка зрения, что, несмотря на сохранение положения дворянства как служилого сословия, в годы правления Петра I в правах и обязанностях дворян появилось много отличий от прав и обязанностей дворян XVII в. Приведите не менее двух различий.
Вдова новгородского посадника Марфа Борецкая располагала значительными средствами, возглавляла мощнейшую боярскую группировку, выступала от имени Новгородской республики на международной арене.
Но за несколько лет лишилась всего, вынудив своими действиями великого князя московского начать войну против непокорного Новгорода: её сын был казнён, земли были конфискованы, а сама она под именем Марии была заточена в монастырь.
1. Укажите век, когда произошли описанные события.
2. Назовите великого князя московского, о котором идёт речь.
3. Почему великий князь московский принял упомянутое решение о начале военных действий против Новгородской республики? Укажите одну любую причину.