Установите соответствие между событиями и годами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
СОБЫТИЯ
А) принятие Соборного уложения
Б) поход хана Тохтамыша на Москву
В) X съезд РКП(б)
Г) завершение Сталинградской битвы
ГОДЫ
1) 1382 г.
2) 1480 г.
3) 1649 г.
4) 1730 г.
5) 1921 г.
6) 1943 г.
Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности в таблицу.
1) взятие Бастилии, начало Французской революции
2) созыв первого Земского собора
3) отмена крепостного права в России
Установите соответствие между процессами (явлениями, событиями) и фактами, относящимися к этим процессам (явлениям, событиям): к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРОЦЕССЫ (ЯВЛЕНИЯ, СОБЫТИЯ)
А) Гражданская война
Б) раскол в Русской Православной Церкви
В) Отечественная война 1812 г.
Г) борьба за власть между сыновьями Владимира Святославича
ФАКТЫ
1) разгром армии П.Н. Врангеля в Крыму
2) сражение под Малоярославцем
3) битва при Молодях
4) Соловецкое восстание
5) убийство князей Бориса и Глеба
6) создание Тройственного союза
Заполните пустые ячейки таблицы, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого пропуска, обозначенного буквой, выберите номер нужного элемента.
Географический объект | Событие (явление, процесс) | Время, когда произошло событие (явление, процесс) |
Херсон | _____________(А) | _____________(Б) |
_____________(В) | Строительство первой в мире атомной электростанции | _____________(Г) |
Берёзов | _____________(Д) | 1720-е гг. |
_____________(Е) | Присоединение города к России в результате войны с Османской империей | 1810-е гг. |
Пропущенные элементы:
1) Воронеж
2) Обнинск
3) вхождение в состав Российской Федерации в период проведения Специальной военной операции (СВО)
4) 2020-е гг.
5) Кишинёв
6) 1950-е гг.
7) ссылка А.Д. Меншикова
8) строительство Транссибирской магистрали
9) 1980-е гг.
Установите соответствие между событиями (явлениями, процессами) и участниками этих событий (явлений, процессов): к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца
СОБЫТИЯ (ЯВЛЕНИЯ, ПРОЦЕССЫ)
А) учреждение первых коллегий
Б) Курская битва
В) издание первого общерусского Судебника
Г) Специальная военная операция (СВО)
УЧАСТНИКИ
1) З.А. Космодемьянская
2) Пётр I 3) Екатерина II
4) И.Н. Кожедуб
5) Иван III
6) В.А. Жога
Прочтите отрывок из записок иностранца.
«В <…> году его царское величество решил предпринять большое путешествие и отправился в дорогу с большою свитою, состоявшею, между прочим, из разных князей и вельмож его государства, двух или трёх послов, священников и других должностных лиц. Одни из них ехали в Германию и Вену к германскому императору, другие же – в Италию и Рим к папе; сам же он со многими из вышеупомянутых господ отправился в Голландию и Англию. Но в газетах не смели сообщить о том, что он самолично участвует в этом путешествии, а писалось всегда: "великое московское посольство" или "некоторые князья из великого посольства его царского величества" были здесь или там...
Его свита говорила, что они, вероятно, останутся всю зиму в Зандаме, чтобы усовершенствоваться в кораблестроении и других ремёслах...
Его царское величество осматривал с большим вниманием корабельные верфи и лесопильные мельницы и, между прочим, отправился на мельницу под названием de-kok (повар), чтобы видеть, как изготовляется белая бумага.
Один правдивый амстердамский торговец рассказывал мне, что какойто купец в Амстердаме пожелал видеть великого князя за работой плотника и поэтому обратился к корабельному мастеру верфи с просьбой, чтоб тот допустил его и дал ему возможность удовлетворить своё любопытство. Его просьба была исполнена».
Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке верные суждения. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Одной из целей посольства, упоминаемого в тексте, был поиск союзников для противостояния Османской империи.
2) События, о которых идёт речь в отрывке, произошли в первой четверти XVIII в.
3) Упоминаемый в тексте русский царь единолично правил страной с 1682 г.
4) Одним из упоминаемых в тексте «двух или трёх послов» был А.Л. Ордин-Нащокин.
5) В ходе описываемого путешествия русский царь совершенствовал своё мастерство корабельного плотника на голландской верфи.
6) Русский царь принимал участие в описываемом в отрывке путешествии под вымышленным именем.
Установите соответствие между произведениями культуры и их краткими характеристиками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРОИЗВЕДЕНИЯ КУЛЬТУРЫ
А) «Слово о законе и благодати»
Б) «Домострой»
В) опера «Князь Игорь»
Г) повесть «Собачье сердце»
ХАРАКТЕРИСТИКИ
1) Автор является основоположником русской национальной оперы.
2) Действие произведения происходит в 1920-х гг.
3) Автор – член творческого содружества «Могучая кучка».
4) Автор был выслан из СССР в эпоху «застоя».
5) Автор был современником Ярослава Мудрого.
6) Произведение создано в XVI в.
Рассмотрите изображение и выполните задание.
Заполните пропуск в предложении: «Событие, юбилею которого посвящён плакат, произошло в тысяча девятьсот _____________________ году». Ответ запишите словом (сочетанием слов).
Заполните пропуск в предложении: «События, обозначенные на схеме стрелками, произошли в тысяча девятьсот _____________ году». Ответ запишите словом (сочетанием слов).
Укажите фамилию российского военачальника, в честь которого была названа военная операция советских войск, проводившаяся в районе, обозначенном на схеме цифрой «1»
Прочтите текст о событиях, отражённых на схеме, и, используя схему, укажите название города, которое трижды пропущено в тексте.
«Большую роль в операции по освобождению ____________ сыграли действия 2-й ударной армии Ленинградского фронта под командованием Ивана Федюнинского. Эта армия ранее вела боевые действия под Нарвой и была оперативно переброшена под ____________ в связи с изменением обстановки. Когда советские войска были на подходе к ________________, командование противника осознало полную бесперспективность дальнейших боёв на этом направлении и приказало провести операцию, предусматривающую эвакуацию и отступление немецких войск».
Какие суждения, относящиеся к схеме, являются верными? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) В ходе боевых действий, обозначенных на схеме стрелками, советскими войсками была освобождена Братислава.
2) В период боевых действий, обозначенных на схеме стрелками, союзники СССР открыли Второй фронт во Франции.
3) В ходе боевых действий, обозначенных на схеме стрелками, советскими войсками был освобождён Крым.
4) Война, часть событий которой отражена на схеме, началась с нападения Германии на страну, обозначенную на схеме цифрой «4».
5) Цифрой «3» на схеме обозначен район Корсунь-Шевченковской операции советских войск.
6) В период боевых действий, обозначенных на схеме стрелками, была полностью снята блокада с города, обозначенного цифрой «2».
Укажите десятилетие, когда произошли описываемые события. Укажите высшего руководителя коммунистической партии в СССР в этот период. Укажите название правительства СССР в этот период.
Из воспоминаний учёного
«Пять лет… я проработал "учёным корректором" в Издательстве Академии наук СССР… Не скажу, что это была плохая работа. Она мне давала возможность укрыться, не высказываться по "острым вопросам". Я часто хворал, попадал в больницы в острые периоды моей болезни…
В очередной раз я лежал в больнице, когда в Ленинграде началась паспортизация. Период паспортизации был одним из самых страшных периодов в жизни больших городов. Люди Москвы и Ленинграда жили в напряжении, ожидая решения своей судьбы: каково будет решение паспортных комиссий. Строгих инструкций не было. В Ленинграде не давали паспортов дворянам, а в дворцовых пригородах – ещё и бывшим служащим дворцов. Последнее имело последствия не только для людей, но и для дворцов. Дворцовая обслуга была честной и хранила всякую мелочь. Приходившие ей на смену "кадры" утаивали, воровали, "списывали", ничего не понимая в "вещах" – в предметах искусства. Пропадали ценнейшие сведения, передававшиеся из уст в уста, легенды, предания и даже некоторые традиции. С высылкой же дворянства изменялся культурный облик городов. Улица меняла своё обличие. Другими стали лица прохожих (свои одежды улица сменила давно).
Появилась своя паспортная комиссия и в Академии наук. Заседала она в главном здании Академии. Я очень боялся, что меня вызовут и начнут спрашивать о моём деле и выпытывать, как я отношусь к советской власти сейчас. Поэтому, когда я заболел и попал в больницу, я даже как-то не очень стремился выписаться из неё. Выписавшись, я узнал: паспортная комиссия в Академии закончила свою работу. Думал – пронесло… Однако ж не пронесло. Мне объявили, что паспорта мне не дают. Назначили срок выезда из Ленинграда. Не дали паспортов… всем, кто имел "судимость". Отец страшно волновался. Искал влиятельных лиц и, знаю, у кого-то плакал (мне говорили). Наконец, нашёлся кто-то (кажется, секретарь райкома), который обещал помочь, но хотел повидать меня… За столом сидели секретарь и его жена, которая смотрела на меня с жалостью. Кончилось тем, что мне дали отсрочку на "долечивание"».
Чем была хороша, по мнению автора воспоминаний, его работа в должности «учёного корректора»? Каково было, по мнению автора, последствие паспортизации для дворцов, расположенных в пригородах Ленинграда? Какое обстоятельство согласно данному отрывку спасло
При ответе избегайте цитирования избыточного текста, не содержащего положений, которые должны быть приведены по условию задания.
Назовите киевского князя, по приказу которого был основан город, юбилею которого посвящена марка. Используя изображение, приведите одно любое обоснование Вашего ответа
Какой из представленных ниже памятников архитектуры был создан в том же веке, когда был основан город, юбилею которого посвящена марка? В ответе запишите цифру, которой обозначен этот памятник архитектуры. Назовите город, где находится данный памятник арх
Прочтите отрывки из воспоминаний современников.
А) «Слушал радиопередачу. Вчера состоялось торжественное собрание, посвящённое годовщине Октября. Сегодня состоялся парад частей Красной армии. Нет, я не ослышался. Это правда, правда! Парад перед лицом наступающего врага, в условиях, когда фашистские полчища рвутся в столицу. И там… выступил от имени ЦК партии и правительства товарищ Сталин. С трибуны Мавзолея великого Ленина, поздравляя воинов Красной армии, советский народ с 24-й годовщиной Октябрьской социалистической революции, Сталин призвал громить гитлеровских захватчиков, заявив о непоколебимой вере в победу. Значит, [город] стоит и стоит уверенно и стойко. Это всем нам придаёт много бодрости, удесятеряет наши силы».
Б)«Фашистские войска всё ближе и ближе приближались к городу, стараясь взять его в свои клещи. Гитлер стянул сюда свои лучшие и отборные войска и кинул на захват [города] почти треть своих дивизий… По указанию Гитлера они готовились к 7 Ноября. В день годовщины Великой Октябрьской Социалистической революции он рассчитывал провести парад немецких войск на Красной площади. Но многочисленные планы гитлеровцев провалились…
Несмотря на огромную опасность, нависшую над [городом], жители города не унывали. Заняв оборону на ближних подступах к городу, добровольцы усердно принялись за учёбу, работу, несение караульной службы. Рылись окопы, рвы, блиндажи. И вскоре город был окутан густой сетью противотанковых рвов, заграждений из проволоки, окопов, огромным количеством зелёных, деревянных и бетонных блиндажей, ставших непроходимым препятствием для фашистских захватчиков».
Укажите название битвы, о событиях которой идёт речь в обоих представленных отрывках. Укажите месяц и год начала этой битвы. Что, согласно одному из отрывков, собиралось осуществить фашистское командование 7 ноября? При ответе избегайте цитирования избыточного текста, не содержащего положений, которые должны быть приведены по условию задания.
В 1830–1831 гг. произошло восстание в Царстве Польском, которое было подавлено русскими войсками. Укажите:
а) причину восстания, связанную с влиянием политических событий в других странах;
б) политическое последствие восстания для Царства Польского;
в) последствие восстания для развития высшего образования в Российской империи.
Ответ оформите в следующем виде (обязательно соблюдайте порядок заполнения пунктов ответа).
Используя знания по истории России, раскройте смысл понятия «заповедные лета». Приведите один исторический факт, конкретизирующий данное понятие применительно к истории России. Приведённый факт не должен содержаться в данном Вами определении понятия.
Запишите один любой тезис (обобщённое оценочное суждение), содержащий информацию о сходстве экономической политики Николая I и Александра III по какому(-им)-либо признаку(-ам). Приведите два обоснования этого тезиса.
Каждое обоснование должно содержать один или несколько исторических фактов. При обосновании тезиса избегайте рассуждений общего характера.
Ответ оформите в следующем виде.
Тезис:_____________________________________________________________;
Обоснования тезиса:
1) ________________________________________________________________
2) ________________________________________________________________
Используя исторические знания, приведите аргументы в подтверждение точки зрения, что в России в XVII в. и в английских колониях в XVIII в. изменения в налоговой политике государства вызвали недовольство населения и повлекли социальные выступления: один ар
При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты. Ответ запишите в следующем виде.
Аргумент для России: _______________________________________________
Аргумент для колоний Англии: _______________________________________
Правильный ответ:
Правильный ответ должен содержать аргументы:
1) для России, например: в середине XVII в. в России царским указом была в 4 раза увеличена пошлина на продажу соли, взамен был отменён ряд прямых налогов; цены на соль, являвшуюся основным консервантом, выросли в 3–4 раза, многие не могли себе позволить её покупать, продажи соли упали, казна недополучила средств. Через два года соляной налог был отменён, но взамен правительство решило взыскать двухгодовую недоимку за отменённые прямые налоги; это вызвало в 1648 г. в Москве народное выступление, названное Соляным бунтом;
2) для колоний Англии, например: в английских колониях в Северной Америке в 1760-е гг. был введён новый налог – гербовый сбор, вызвавший недовольство американских колонистов и массовые протесты; налог был отменён, но взамен вводились другие налоги и пошлины на британские товары, что привело к волне протестов колонистов под лозунгом «Никаких налогов без представительства!» (в форме массовых бойкотов английских товаров и открытых столкновений). Эти события стали предпосылкой борьбы североамериканских колоний Англии за независимость.