Специалист по информационным ресурсам: что это за профессия?

KEDU
Автор статьи

Содержание

Дата публикации 19.08.2022
Главная картинка статьи Специалист по информационным ресурсам: что это за профессия?
Designed by freepik

Информационными ресурсами называют всю совокупность технических средств, предназначенных для распространения массовой информации. Сюда относятся новостные сайты, блоги, социальные сети, мессенджеры и масса иных приложений. И всем этим занимаются работники, умеющие работать с текстом, фото и видео.

Кто такой специалист по информационным ресурсам по профстандарту

Профессиональный стандарт для этой профессии был утвержден Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ совсем недавно — в 2014 году.

Документ относит к данной специальности журналистов, руководителей рекламно-информационных подразделений и литературных работников. Проще говоря, речь о редакторах, маркетологах, копирайтерах, пиарщиках — словом, обо всех, кто так или иначе работает с массовой информацией в интернете. Фотографов, веб-дизайнеров и бильд-редакторов, которые работают с иллюстрациями, также можно отнести к этой категории.

Профстандарт относит к специалистам по информационным ресурсам даже инженеров-программистов, имеются в виду веб-разработчики — те, кто создает сайты различной направленности.

Необходимость выделить всю эту группу работников в одну категорию назрела, когда все масс-медиа массово перекочевали в интернет и стали преимущественно зарабатывать там, а не с помощью печатной продукции. По сути, сейчас каждое издание имеет сетевую версию, а многие вообще не имеют материальных носителей, распространяясь через новостные агрегаторы, блоги и многочисленные социальные сети.

Тем не менее, само понятие «специалист по информационным ресурсам» мало о чем говорит — слишком уж многочисленную категорию работников оно охватывает. Российский стандарт практически полностью копирует международный, где утверждены специальности Web content specialist и Digital Media Specialist (отражены в стандартах IWA wsp-g3-011 и CWA 16458). Поэтому здесь мы видим ничто иное как стремление привести собственное трудовое законодательство в соответствие международным нормам.

Что делает специалист по информационным ресурсам

Профстандарт дает подробное представление об обязанностях данного специалиста. Обобщенно в него включены три типа трудовых функций:

  • Техническая обработка и размещение информационных ресурсов на сайте;

  • Создание и редактирование информационных ресурсов;

  • Управление информационными ресурсами.

А вот что конкретно делает специалист по ИР зависит от его образования, компетенций и навыков.

Созданием и редактированием ресурсов занимаются верстальщики, журналисты, копирайтеры, рерайтеры, авторы и редакторы. В их задачи входит поиск информации, написание оригинальных текстов, правка и редактура, модерация дискуссий, обратная связь с аудиторией и многое другое.

Контент-менеджеры занимаются в основном прикладными вещами, например, заполняют карточки и страницы интернет-магазинов и вставляют иллюстрации.

Если речь об обработке графической информации, то этим занимаются графические дизайнеры, иллюстраторы, бильд-редакторы, фотографы, отчасти SMM-специалисты. Они, соответственно, отвечают за визуальный стиль, иллюстративное сопровождение текста, фоторепортажи и многое другое.

Наконец, третья категория работников — это главреды, руководители рекламных отделов и медиаменеджеры различного уровня. Они как раз-таки осуществляют управленческие функции, то есть организуют работу редакций, занимаются наймом новых сотрудников, руководят бюджетом и т.д.

Особняком стоят блогеры. Формально их тоже можно назвать «специалистами по информационным ресурсам», но по сути это «сами себе режиссеры» в том смысле, что контентом (продакшеном), его продажей и рекламой чаще всего занимаются полностью сами. Хотя у раскрученных блогеров нередко есть свои промоутеры, менеджеры и целая команда специалистов, помогающих с контентом (операторы, осветители, монтажеры и т.д.).

При этом от работников не всегда требуется одинаковый уровень образования и профессионализм. Так, заниматься контентом могут и люди со средним специальным образованием.

Ещё одна особенность — чрезвычайно широкий спектр занятости. Отсюда необходимость вникать в специфику той сферы, в которой специалист по контенту работает: медицина, автомобили, спорт, экономика, политика и т.д. Соответственно, карьерный успех зависит от того, насколько специалист по контенту вовлечен в тему и глубоко ознакомлен с ней.

Где выучиться на специалиста по информационным ресурсам

Как уже было сказано, контент-менеджерами не обязательно работать специалисту с высшим образованием. Поэтому достаточно окончить колледж по курсу «Оператор ПК» и хорошо освоить текстовый редактор, Excel и какую-либо CMS (например, Битрикс). Приветствуются также начальные навыки верстки и обработки иллюстраций.

Для прочих специалистов понадобится высшее образование по программе бакалавриата. Направления могут быть самыми разными, в зависимости от того, чем вы хотите заниматься:

  1. «Цифровая журналистика»;

  2. «Редакторское дело»;

  3. «Менеджмент в медиабизнесе и полиграфии»;

  4. «Веб-дизайн»;

  5. «Прикладная лингвистика»;

  6. «Бизнес-информатика»;

  7. «Прикладная математика и информатика»;

  8. «Документоведение и архивное дело» и другие.

Курсы для специалистов по информационным ресурсам

Рынок подталкивает специалистов по ИР к расширению трудовых функций — и тут открывается широкое поле возможностей для повышения квалификации. Например, журналист по образованию может освоить профессию data-журналиста (сетевого расследователя) и язык Python, переквалифицироваться в копирайтера или UX-писателя.

Онлайн-курсов, которые расширяют компетенции, очень много — всё зависит от того, в каком направлении вы хотите двигаться.

Вакансии для специалистов по информационным ресурсам, уровень зарплаты в 2022 году

Как понятно, работодатели ищут вовсе не специалистов по информационным ресурсам, а людей с конкретным опытом и навыками. Плюс в том, что работать можно удаленно, причем за вполне неплохие деньги.

Минус же в том, что везде требуются, во-первых, специалисты со стажем и портфолио, во-вторых, оплата труда не всегда стабильна и, в-третьих, работодатели ждут универсальных разносторонних сотрудников. К примеру, автор на каком-нибудь информационном портале вполне может совмещать написание статей с версткой, поиском и обработкой иллюстраций, и иными функциями.

Что касается зарплаты, то она также зависит от ряда факторов:

  • Регион проживания;

  • Специфика работы и обязанности;

  • Занятость (полная или частичная).

В целом, будучи специалистом по контенту, можно зарабатывать неплохие деньги, но в среднем зарплата в регионах составляет около 60000 рублей в месяц, в Москве может доходить до 120000 рублей в месяц.

Плюсы и минусы профессии специалист по информационным ресурсам

Плюсы:

  • Востребованность;

  • Возможность карьерного роста;

  • Многообразие специальностей;

  • Возможность удаленной работы.

Минусы:

  • Не всегда высокая зарплата;

  • Широкий, не всегда четко определенный круг обязанностей.

Курсы, выбранные нашей командой экспертов
Программа обучения
Национальная академия медицинского образования имени Н.А. Бородина
Дистанционная

Нутрициология PRO

502 часа
124 500 ₽
Программа обучения
Учебный Центр РБП
Дистанционная

Оператор связи

160 часов
5 000 ₽
Программа обучения
EDPRO
Дистанционная

Онлайн курс "Детская нутрициология" (Тариф "Начальный")

40 часов
60 000 ₽
43 900 ₽
Программа обучения
Институт НИПО
Дистанционная

Курс по обучению нутрициологии «От питания к профессии»

520 часов
9 000 ₽
Читайте также
Все статьи