Чтобы движение на железной дороге не встало, нужна ежедневная работа огромного количества специалистов. Профессий в этой сфере много, обязанностей ещё больше. Некоторые из них напрямую связаны с вождением поездов, другие же – весьма опосредованно. Одной из таких рабочих профессий является специальность сигналиста. Соискателям, однако, она практически не знакома.

Кто такой сигналист, обязанности на железной дороге

что делает сигналист на железной дороге

Сигналист – это сотрудник железной дороги, который отвечает за подачу специальных сигналов и знаков. Они должны быть на путях во время проведения различных ремонтных или профилактических работ вблизи движущихся поездов.

В обязанности сигналиста входит:

  1. отслеживание движения поездов и своевременная сигнализация руководителю бригады;

  2. монтаж и демонтаж специального ограждения и других предупредительных знаков на месте путевых работ;

  3. установка на вагонные составы специальных тормозных устройств, отслеживание их исправности, снятие по распоряжению руководителя;

  4. подача установленных сигналов движущимся поездам во время маневровой работы;

  5. осмотр путей на предмет движения поездов, проверка маршрутов.

Выполнять подобный функционал может только специалист, обладающий следующими знаниями:

  • принцип перевода стрелок на путях;

  • строение тормозных устройств, способы их использования;

  • система сигналов, принятая в железнодорожном сообщении;

  • устройство и функционирование, а также типы сигнальных знаков;

  • принципы работы с сигнальными знаками.

    работа сигналистом требует знания техники безопасности

    Железная дорога представляет собой объект повышенной опасности. Каждый сотрудник здесь должен четко придерживаться регламентов и техники безопасности. Сигналисты непосредственно работают на путях, так что к ним это относится в полной мере.

    Для работы сигналистом нужно иметь представление о работе бригады, уметь использовать пожарное оборудование, оказывать доврачебную помощь. Как видим, профессия весьма серьезная и ответственная. А это в свою очередь приводит к серьезным психологическим нагрузкам.

    Можно выделить и другие производственные факторы, которые оказывают негативное воздействие на рабочего:

    • движущиеся поезда;

    • высокий уровень шума;

    • сильная запыленность рабочего пространства;

    • работа на открытом воздухе при различных погодных ситуациях.

    Для того, чтобы работать вопреки неблагоприятным условиям необходимо иметь большую физическую выносливость и крепкое здоровье. Кроме того, работодатель обеспечивает сотрудников специальной экипировкой, которая снизить негативное воздействие. Обычно в комплект входит одежда, обувь, перчатки, очки, головной убор. В холодное время года выдается утепленный вариант.

    Необходимо также отметить, что сигналисты могут работать и в строительных компаниях, если те при строительные крупных объектов используют железнодорожные рельсы и составы. В этом случае речь идет скорее о проектной работе с вахтовым графиком, когда работодатель компенсирует затраты на жилье и питание или же предлагает служебные.

    Обучение сигналистов: курсы и колледжи

    Где пройти обучение на сигналиста

    Готовят специалистов данной категории железнодорожные средние специальные образовательные учреждения. Принимают туда как после 9, так и после 11 класса общеобразовательной школы. В учебный план заведения включены общие предметы, специальные курсы и производственные практики. Чаще всего после получения диплома об образовании молодой специалист приходит на работу на предприятие, где и проходил практику.

    Стоит обратить внимание и на то, что в большинстве учебных заведений, где представлено подобное направление, есть только бюджетные места. Таким образом, помимо образования студенты получают еще и стипендию за хорошую учебу.

    Кроме того, при образовательных центрах существуют специальные курсы, которые в течения месяца проводят интенсивное обучение по специальности. При этом необходимо иметь в виду, что стать слушателем курса можно будет только после совершеннолетия. И предпочтительно иметь предварительно полученную рабочую специальность.

    При этом данная профессия не предполагает какого-либо карьерного роста. Для того, чтобы развиваться в рамках организации необходимо будет осваивать смежные специальности или переключаться на руководящие позиции. Специально для таких целей существуют курсы переквалификации.

    Разряды сигналистов по ЕТКС

    У данной специальности есть только один разряд третий. Так, сигналист 3 разряда должен заниматься переносными сигнальными знаками, следить за перемещением движущихся поездов, своевременно подавать сигналы, как машинистам, так и членам бригады.

    Требования к навыкам и квалификации сигналиста

    Зачем проходить курсы сигналиста

    Работа сигналиста требует от кандидата быть предельно внимательным, не терять бдительности и не отвлекаться на посторонние дела. Поэтому далеко не каждый сможет справиться с таким психологическим давлением. Ведь при этом рабочему нельзя забывать и о других своих задачах. Следовательно, еще одним важным качеством для представителя данной профессии является способность работать в режиме многозадачности.

    Также работодатели обращают внимание и на другие качества:

    • умение работать в команде;

    • умение быстро принимать решение и ориентироваться в ситуации;

    • стрессоустойчивость;

    • ответственность;

    • исполнительность;

    • трудолюбие.

    Из-за того, что сигналист работает, так сказать, «в поле», ему необходимо иметь хорошее здоровье и быть готовым не только к нагрузкам, но и непростым погодным условиям. В связи с этим в профессию лучше не идти тем, кто имеет слабое здоровье, а также хронические заболевания и серьезные аллергические реакции.

    Средняя зарплата сигналиста, вакансии на рынке труда

    зарплата сигналиста на железной дороге

    Чаще всего при поиске работы на железной дороге ищут вакансии машинистов и путевых рабочих. Вакансия сигналиста часто остается невостребованной. Однако время от времени они встречаются. Целесообразнее искать данную специальность на официальном сайте ОАО «РЖД», либо по объявлению.

    Величина заработной платы этого категории железнодорожных рабочих варьируется от 20 000 до 40 000 рублей в месяц.

    Плюсы и минусы профессии сигнальщик

    К положительным сторонам профессии можно отнести:

    • востребованность;

    • при вахтовом графике работы работодатель предоставляет жилье и питание или материальную компенсацию на затраты.

    Среди минусов стоит выделить:

    • сложные условия работы;

    • невысокая заработная плата;

    • психологические и физические перегрузки.

    Читайте также:

    Помощник машиниста электропоезда: суть его работы и обязанности

    Помощник машиниста электропоезда: суть его работы и обязанности

    Управление электропоездом требует предельной концентрации и внимания, однако, зачастую с этими обязанностями невозможно справиться в одиночку. Именно поэтому подвижным составом на железной дороге обычно управляют два человека – машинист и его помощник.
    7.5К
    Машинист тепловоза: незаменимый сотрудник железной дороги

    Машинист тепловоза: незаменимый сотрудник железной дороги

    Железнодорожный транспорт по праву считается самым быстрым и экономически выгодным. На сегодняшний день существует и активно используется техника самых разных видов и функциональных предназначений: паровозы, тепловозы, электровозы, поезда.
    8.5К
    Машинист электровоза: суть его работы на железной дороге

    Машинист электровоза: суть его работы на железной дороге

    На современной железной дороге представлено множество самого разнообразного транспорта, который отличается своими техническими характеристиками, назначением или другими параметрами. Например, электровоз. Данный вид техники относится к локомотивам, при этом он имеет электрический двигатель. А используется электровоз чаще всего при грузовых перевозках. Управляет этой техникой машинист электровоза.
    11К
    Профессия Монтер пути (путеец). Незаменимый работник железной дороги

    Профессия Монтер пути (путеец). Незаменимый работник железной дороги

    Железная дорога для России является важнейшим инфраструктурным объектом с самого момента своего появления в XIX веке. Чтобы поддерживать всё это обширное хозяйство в порядке, требуется целая армия работников, которых в народе прозвали путейцами.
    39К
    Новый комментарий