Помощник машиниста электровоза: «второй номер» экипажа локомотива

экипаж электровоза
Источник фото aleksandarlittlewolf/freepik

Железная дорога – сложный инфраструктурный объект. Он требует неусыпного надзора и ответственности. И наиболее сложные обязанности – у тех, кто водят поезда. То есть у машинистов подвижного состава (локомотивов). Обязанностей у них много и далеко не каждый может справиться с ними в одиночку. Именно поэтому на железной дороге существует должность помощника машиниста.

Обязанности помощника машиниста электровоза


По закону каждый машинист может управлять каким-либо одним видом локомотивов: на электрической тяге, либо на дизельной. Отдельные машинисты также водят электрички или подвижной состав в метро. Впрочем, есть отдельные специалисты с большим стажем и опытом, которые имеют все допуски и умеют управлять любым видом транспорта. Однако их сравнительно немного.

Такая же узкая специализация и у помощника машиниста. Фактически он управляет локомотивом наравне с самим машинистом и должен досконально разбираться в устройстве техники. Поэтому обязанности у помощника машиниста те же, что перечислены в нормативно-производственной документации машиниста электровоза:

  1. техническое обслуживание механизмов электровоза (тормозной системы, электрического оборудования и т.д.);

  2. смазка узлов и деталей локомотива, подготовка к рейсу;

  3. сцепка и расцепка локомотива;

  4. помощь машинисту в маневровых работах;

  5. наблюдение за приборами и обстановкой на путях во время движения;

  6. подача установленных сигналов, выполнение распоряжений диспетчеров по ходу следования поезда;

  7. работа по устранению неисправностей и поломок электровоза во время пути.

По сути, помощник машиниста электровоза – это полноценный и незаменимый член команды, без которого работа по управлению составом просто невозможна. Далеко не у всех машинистов есть квалификация, чтобы управлять электровозом самостоятельно. Это очень подготовленные и опытные работники с большим стажем, их на железной дороге очень немного.

Условия работы помощником машиниста электровоза


Обязанности помощника машиниста электровоза, как видим, крайне многообразны. При этом сама работа отличается крайней напряженностью и суровыми условиями труда.

Смена экипажа электровоза начинается с приемки подвижного состава. Машинист и его помощник должны осмотреть машину на предмет исправности, подписать акт приемки у предыдущей смены и подготовить её к работе.

Затем локомотив выезжает на маршрут, цепляет состав и выезжает по пути следования. Наиболее трудная часть работы – двигаться по графику, выполняя распоряжения диспетчера, и при этом следить за обстановкой на путях, чтобы не допустить аварии.

Как отмечают помощники машиниста электровоза, работа в экипаже крайне неблагодарная и нервная. Нужно заполнять много бумаг и формуляров, строго соблюдать все должностные инструкции, регулярно посещать курсы и тренинги по безопасности. Кроме того, именно ты несешь личную ответственность за состояние поезда.

Работа на электровозе плохо сказывается на здоровье. В число вредных факторов включаются:

  • электромагнитное воздействие от двигателя, контактных линий;
  • напряженный график (12-часовая смена, постоянные переработки);

  • тяжелый трудовой процесс (много физической работы по техобслуживанию и ремонту локомотива).

Условия работы помощником машиниста электровоза

Источник фото aleksandarlittlewolf/freepik

    Что нужно, чтобы устроиться помощником машиниста электровоза


    Понятно, что при таких требованиях к соискателям на должность помощника машиниста предъявляются весьма жесткие требования. В первую очередь он должен:

    1. быть годным по состоянию здоровья, пройти медицинскую комиссию и получить положительное заключение. Впоследствии придется регулярно проходить медицинские обследования, в том числе у психиатра;
    2. окончить курс в учебном заведении СПО (колледж, техникум) и сдать квалификационный экзамен. Необходимо свидетельство помощника машиниста электровоза;

    3. пройти производственную практику по специальности слесаря-ремонтника электровозов;

    4. пройти обязательную стажировку (как правило 14 дней);

    5. иметь допуск по электробезопасности V группы.

    Что касается навыков и личных качеств, то от помощника машиниста электровоза требуются дисциплинированность, безукоризненное соблюдение правил на железной дороге, обязательность, выносливость и трудолюбие. Помощник машиниста электровоза также должен отлично разбираться в технике и быть в целом технически подкованным специалистом. От него требуются знания технической документации, нормативно-правовых актов по управлению подвижным составом, инструкций по сигнализации на железной дороге и множество иных навыков.

    Вакансии помощников машиниста электровоза и уровень заработной платы

    Специальность помощника машиниста электровоза довольно востребована на рынке труда, однако, уровень зарплат оставляет желать лучшего. Квалифицированный работник может рассчитывать в лучшем случае на 30 – 36 тысяч рублей при условии как минимум двухлетнего стажа работы. Также труд на железной дороге предполагает и премиальные выплаты, но выдают их далеко не каждый месяц (как правило, раз в квартал).

    Плюсы и минусы работы помощника машиниста электровоза

    У данной профессии есть свои плюсы:

    • стабильная заработная плата и официальное трудоустройство;

    • бесплатное медицинское обслуживание за счет РЖД;

    • ранний выход на пенсию;

    • льготы при путешествиях по железной дороге.

    А вот минусы гораздо более существенны:

    • низкий уровень заработной платы;
    • отсутствие карьерного роста (можно только переучиться в машиниста);

    • вредные и тяжелые условия труда;

    • напряженный график работы, постоянные переработки;

    • высокая ответственность;

    • высокие производственные риски (травмы и несчастные случаи при работе с техникой, ДТП).


    Загрузка…