Самый большой спрос сегодня на работу, которая позволяет совмещать зарабатывание денег с учебой. Сфера обслуживания как никакая другая подходит для этого. Именно поэтому курьеры и доставщики, бармены и, разумеется, официанты – сплошь студенческие профессии.
Как появилась профессия официанта
Заведения питания существуют с незапамятных времен, однако, профессия официанта возникла сравнительно недавно. В России первые её упоминания относятся к XIX веку, а до этого напитки и еду в таких заведениях обычно разносил сам хозяин или кто-то из членов их семьи.
Разумеется, в момент своего возникновения эта работа никак не ассоциировалась со студенческими подработками. Более того, в зависимости от статуса заведения официантами могли быть либо зрелые мужчины, которые имели весьма обширные знания в области представленных алкогольных напитков и приготовленных блюд, либо крестьянские мальчишки, которые выполняли различные половые работы, в том числе и разнос заказов.
Обязанности официанта
К перечню обязанностей данного работника кафе или ресторана следует отнести следующее:
- сервировка столов, при необходимости праздничное оформление зала, уборка столов;
- работа с посетителями заведения, консультации по выбору блюда;
- обслуживание клиентов за столом: подача блюд, разливание напитков и т.д.;
- расчет посетителей, работа с кассовым аппаратом.
Требования к официантам
Особых требований по подготовке или уровню образования к официантам чаще всего не предъявляется. Пожалуй, единственное условие – работник должен быть здоров и должен иметь при себе действительную медицинскую книжку. Из-за своей универсальности быть официантами могут как юноши, так и девушки. Хотя, справедливости ради, большинство работодателей предпочитают все-таки нанимать официанток из-за более приятного внешнего вида и обходительности. В некоторых заведениях даже сама концепция предполагает, что эту работу могут занимать исключительно девушки.
Именно благодаря этому профессия так популярна среди студентов. Хотя, справедливости ради, сфера обслуживания как раз сильно страдает из-за неквалифицированных работников.
Поэтому рестораны сами стараются по возможности организовать обучение. В работниках крайне ценятся расторопность – особенно при максимальной загруженности зала, умение быстро считать, хорошая память, чтобы не путать заказы. Важны также опрятность и приятный внешний вид.
Хороший официант при этом должен отлично ориентироваться в меню и различных ингредиентах блюд, уметь грамотно их презентовать посетителю, рассказать о напитках, в том числе алкогольных. При этом делать это максимально вежливо и ненавязчиво. Крайне приветствуется знание иностранных языков – особенно, если речь идет о заведениях международного класса.
Условия работы официанта
Официанты требуются в кафе, бары, ресторан, а также другие заведения подобного типа. Графики работы самые разные, но чаще всего посменные. У официантов есть возможность выбирать утренние, дневные, вечерние или ночные смены, либо при желании работать только по выходным.
Возможны варианты и сезонной работы, когда официанты работают, например, только в летнее время. А после завершения проектам специалисту, который хочет дальше продолжать работать необходимо будет найти новое место.
Рабочий день чаще всего протекает весь день на ногах, наиболее напряженные периоды – праздники, вечер пятницы и выходные. Одним словом, когда большинство населения отдыхает, официанты всегда работают.
Где выучиться профессии официант?
Для того, чтобы работать по данной специальности нет необходимости получать какое-либо профильное образование. Поскольку с особенностями кухни, основными блюдами и концепцией заведения ознакомит сам работодатель в процессе стажировки. При этом обучение весьма непродолжительное – от нескольких недель до месяца.
Кроме того, еще будучи официантом сотрудник ресторана или кафе может начать учиться мастерству бариста или бармена. Работодатель может перевести его на такую работу из экономии, поскольку переучить добросовестного официанта порой дешевле, чем брать неизвестного человека с улицы.
Совсем иная ситуация в элитных заведениях с жесткими требованиями к качеству. Здесь для начала официанту необходимо специальное обучение, куда включены курсы сомелье и придворного этикета, затем пройти довольно продолжительную стажировку.
Перспективы профессионального роста официанта
В какой-то степени именно позицию официанта можно считать начальной для тех, кто хочет развиваться в ресторанном бизнесе. Поскольку при добросовестной и активной работе официант может пройти обучение и получить должность управляющего. После чего начать дальнейший рост по управленческому направлению.
Еще необходимо учитывать, что в ресторанном бизнесе всегда большая текучка кадров. Мало кто работает в этой должности в одном заведении более трех лет. Многие официанты либо регулярно меняют место работы, либо получают навыки бармена или бариста.
Личностные качества профессии официант
Для того, чтобы работать официантом необходимо обладать следующими качествами:
- вежливость;
- коммуникабельность;
- внимательность;
- доброжелательность;
- стрессоустойчивость;
- умение разрешать конфликтные ситуации.
Уровень заработной платы профессии официант
В среднем представители данной профессии могут заработать около 30 000 рублей. Также необходимо учитывать, что официантам принято оставлять чаевые. Обычно они составляют 10% от общей суммы счета.
Плюсы и минусы профессии официант
Плюсы | Минусы |
Возможность работать в заведениях различной направленности | Возможно возникновение конфликтных ситуаций |
Разнообразие графиков работы | Временная работа без особых карьерных перспектив |
Получение необходимых для работы навыков непосредственно на рабочем месте | Работа на ногах и физические нагрузки |