В сфере продаж и консалтинга очень важен личный контакт с клиентами, далеко не все сделки можно заключить по интернету. Именно поэтому многие компании содержат штат специально обученных людей, которые могут наладить взаимодействие и выстроить коммуникацию, менеджеров по работе с клиентами.
Описание профессии
Менеджер по работе с клиентами — это специалист, который занимается переговорами, прямым сопровождением сделок с потенциальными покупателями. Задачи перед ним стоят примерно те же самые, что и перед продавцом-консультантом: провести презентацию, описать преимущества продукта, ценовые предложения.
Однако менеджер по работе с клиентами может работать не только с физическими лицами, но и в B2B-сфере, то есть совершать взаимовыгодные сделки между юридическими лицами.
Какие задачи решает менеджер по работе с клиентами:
- Оформление долгосрочных партнерских отношений между компаниями;
- Расширение взаимоотношений с партнерами (новые продукты, услуги, сделки и т.д.);
- Проработка стратегии продаж.
Менеджер по работе с клиентами: код ОКЗ 2022 — 2433
Специальность обозначена в Общероссийском классификаторе занятий.
Деятельность же менеджеров по работе с клиентами соответствует ОКЗ 2433, то есть «Специалисты по сбыту продукции (исключая информационно-коммуникационные технологии)».
Обязанности менеджера по работе с клиентами
Источник: kedu.ru
Задачи и круг обязанностей специалиста могут меняться в зависимости от сферы работы.
Так, в банковской сфере он занимается в основном презентацией и продажей банковских продуктов: ипотек, линий кредитования, различных дополнительных услуг и т.д. В маркетинге менеджер по работе с клиентами предлагает различные стратегии продвижения, а в прямых продажах он обеспечивает сбыт всей линейки продукции, а не отдельных товарных позиций.
В общих чертах обязанности менеджера по работе с клиентами можно обозначить по пунктам:
- Укрепление долгосрочных связей с клиентами и партнерами;
- Наработка и сохранение клиентской базы компании;
- Консультирование новых клиентов по продуктам компании;
- Презентация новой продукции и услуг потенциальным клиентам;
- Повышение прямой и косвенной прибыли компании;
- Проработка новых коммерческих предложений и их рассылка потенциальным клиентам;
- Участие в заключении договоров и оформлении сделок;
- Контроль выполнения заказов, поставок продукции;
- Сбор обратной связи от клиентов, включая жалобы и рекламации;
- Составление отчетов и сбор статистики по продажам для старших менеджеров и руководителей компании.
Качества и навыки менеджера по работе с клиентами
От специалистов на этой позиции в первую очередь ждут умения вести деловые переговоры — это, пожалуй, ключевой навык любого менеджера, занятого в продаже. И чем специфичнее продукт, тем лучше должен быть прокачан этот навык.
Очень важно также, чтобы специалист отлично ориентировался в линейке предложений, ценовой политике компании, владел приемами продаж и презентации.
Что касается личностных качеств, то менеджер по работе с клиентами в первую очередь должен быть общительным и коммуникабельным человеком, так что эта работа не для интровертов. На данной позиции ценятся:
- Грамотная устная и письменная речь;
- Навык деловой переписки;
- Доброжелательность;
- Умение выслушать клиента и сделать ему выгодное предложение;
- Презентабельный внешний вид, опрятность;
- Пунктуальность;
- Собранность;
- Стрессоустойчивость;
- Многозадачность;
- Знание английского языка (если компания участвует в международной торговле).
Где учиться на менеджера по работе с клиентами
- Банковское дело;
- Логистика;
- Финансы;
- Строительство;
- Туризм;
- Международный бизнес;
- Индустриальный бизнес;
- Бизнес-коммуникации;
- Консалтинг и т.д.
Многие крупные компании, нанимая на работу новых сотрудников, проводят корпоративное обучение, дабы познакомить новичков со своим продуктом, предложениями, условия работы и т.д. Однако нередко бывает так, что учиться приходится на ходу.
Существуют также курсы повышения квалификации для менеджеров по работе с клиентами, особенно если специалист не занимался прямыми продажами, а работал, например, в корпоративной сфере или вовсе не имеет профильного образования. Смежной является должность менеджера по продаже. Пройти такие курсы можно дистанционно:
Уровень зарплаты менеджеров по работе с клиентами в 2024 году
Оплата труда для любых менеджеров складывается из нескольких составляющих:
- Оклад;
- Процент от заключенных сделок;
- KPI (эффективность), который выражается главным образом в выполнении/перевыполнении плана;
- Бонусы по итогам квартала/полугодия/года.
В каждой компании система поощрений выстроена по-разному и зависит от внутренней политики, поэтому точно обозначить уровень зарплаты менеджера по работе с клиентами затруднительно.
Многое зависит от навыков и талантов самого менеджера: опытного и умелого обычно назначают на должность менеджера по работе с ключевыми клиентами, либо ставят курировать определенное направление. Такой специалист зарабатывает существенно больше рядового сотрудника.
В среднем менеджеры по работе с клиентами зарабатывают от 30000 до 45000 рублей в месяц по стране, что крайне немного. Однако у них всегда есть возможность увеличить процент сделок и существенно повысить свой месячный заработок.
Плюсы и минусы профессии менеджера по работе с клиентами
Плюсы | Минусы |
|
|