Маркетплейс — это онлайн-площадка, на которой собраны товары разных поставщиков. Продавец оплачивает комиссию за размещение своих товаров, а маркетплейс отвечает за оформление сделок, доставку, взаимодействие бренда с потребителем. Сейчас торговые онлайн-площадки очень популярны — на них продают как представители малого бизнеса, так и крупные корпорации.
Чтобы контролировать продажи, нужен менеджер маркетплейсов. Такой человек отвечает за продвижение бренда, взаимодействует с представителями онлайн-площадок, оценивает эффективность продаж. Далее узнаем, что за профессия «менеджер маркетплейса», где можно работать и сколько получают специалисты.
Специалист занимается продвижением товаров и магазинов на маркетплейсах. Менеджер должен знать специфику работы и продвижения на различных онлайн-площадках — Wildberries, AliExpress, Ламода, Ebay, Joom и так далее.
Designed by freepic.diller/freepik
Обязанности специалиста зависят от работодателя. Нередко бизнес нанимает сразу несколько человек, распределяя функции между ними. В обязанности может входить:
анализ конкурентов;
заведение карточек;
управление контентом;
выгрузка актуальных цен;
ведение документооборота;
формирование стратегии развития;
работа с сервисами аналитики данных;
регистрация продавца на маркетплейсе;
продвижение товаров, ответы на отзывы;
поиск посредников для работы — дизайнеров, копирайтеров и так далее.
Работодатели зачастую предъявляют следующие требования к специалистам:
аналитическое мышление;
опыт работы с маркетплейсами;
знание сервисов по сбору статистики продаж;
понимание принципов электронной коммерции;
знание технологии продаж на маркетплейсах и другие.
Менеджер должен быть уверенным пользователем ПК, в том числе разбираться в Excel, так как придется составлять сводные таблицы, работать с базами данных.
Рынок маркетплейсов в России быстро растет. За 2020 год оборот крупных онлайн-площадок вырос на 108%, составив 721 миллиард рублей, при этом количество заказов увеличилось до 405 миллионов — согласно исследованию Data Insight.
Продажи на Ozon за 9 месяцев 2021 года выросли на 123% в сравнении с тем же периодом 2020 года, а оборот Wildberries — на 89%. Поэтому растет и востребованность в менеджерах по маркетплейсам. Профессия относительно новая и начала набирать популярность в 2021 году. На сайте hh.ru в 2018 году было размещено 12 вакансий для менеджеров по работе с маркетплейсами. В 2020 году — 1744, а в 2021 уже 2444.
В вузах и колледжах профессии не обучают, поэтому у желающих работать менеджером маркетплейсов два варианта — самостоятельная подготовка и прохождение платных курсов. Первый предполагает:
чтение самоучителей и книг;
просмотры роликов на YouTube;
изучение тематических форумов и так далее.
Преимущество такого варианта обучения профессии «менеджер маркетплейсов» — заниматься можно в удобное время, бесплатно или недорого. Но в такой подготовке нет системности и отсутствует практика. К тому же в открытых источниках нередко дается общая информация, которой недостаточно для работы.
Второй способ получить профессию менеджера маркетплейсов — пройти онлайн-курсы. В таком случае не придется самостоятельно искать учебные материалы — центры ДПО составляют программы на основе актуальной информации по профессии, предоставляя слушателям учебно-методический комплекс. По итогу курса специалисты получают диплом, который можно предъявить работодателю. Дистанционное обучение длится в среднем 2–3 месяца.
Среди преимуществ:
востребованность;
быстрый рост зарплаты;
возможность работать удаленно;
небольшая конкуренция среди профессионалов.
Также можно выделить следующие минусы профессии менеджера по работе с маркетплейсами:
маленькая зарплата у специалистов без опыта;
высокие нагрузки при поступлении крупных партий товаров;
необходимость учитывать постоянные нововведения маркетплейсов;
ненормированная работа в период пиковой нагрузки (например, в новогодние праздники).
Несмотря на преимущество в виде удаленной занятости, специалист для получения хорошего заработка не сможет работать мало и в свободное время. Иногда приходится принимать решения в любое время суток. Профессия подойдет активным творческим людям с аналитическим мышлением.
Специалисты востребованы как крупных, так и в небольших компаниях. Некоторые менеджеры работают сразу с 3–5 магазинами в удаленном режиме или трудятся в одной большой организации. Место работы зависит от уровня оплаты труда, загруженности, условий, целей работодателя. Некоторые компании хотят продавать продукт через одну онлайн-площадку, другим нужно размещаться сразу на нескольких маркетплейсах.
Designed by haritanita/freepik
Средняя зарплата специалиста в России — 52 500 рублей. Доход зависит от качества работы, опыта менеджера, списка выполняемых обязанностей и уровня компании. Многие работодатели предлагают оклад + % — если специалист выполняет план, то процент рассчитывается от его суммы. Некоторые менеджеры маркетплейсов работают сразу с несколькими компаниями и площадками.
Профессионалы в сфере продвижения через онлайн-площадки могут открыть консалтинговое агенство, заняться продвижением собственного бизнеса на маркетплейсах, оказывать консультационные услуги предпринимателям или перейти в более крупную компанию на должность руководителя отдела.