Маркеплейсы —сравнительно дешевая и чрезвычайно удобная площадка для продажи самых разных товаров. Неудивительно, что самые разные поставщики — от магазинов одежды и обуви до магазинов мебели и декора — стремятся завести себе страницу на Wildberries, Ozon или AliExpress. Однако процесс реализации товара должен кто-то контролировать и администрировать. Об этих специалистах сегодня и пойдет речь.
Менеджер по работе с маркетплейсами — это сотрудник, который координирует поставки и реализацию товаров на открытых торговых площадках. Он же ведет учет и составляет статистику по проданным позициям, а также отвечает за продвижение магазина в каталоге маркетплейсов.
Designed by benzoix/freepik
Чаще всего такие специалисты работают удаленно, по договоренности с владельцами магазинов и совмещают функции маркетолога и менеджера, а иногда копирайтера, редактора и даже дизайнера.
Что делает менеджер по работе с маркетплейсами
В общих чертах такой специалист отвечает за несколько направлений работы:
Сбор статистики по ценам и акциям у конкурентов;
Управление поставками товара на складах;
Контроль доступности ассортимента (наличие, отсутствие, количество товара на складах и т.д.);
Создание карточек товара, дизайна и описания по каждой позиции;
Продвижение товарных позиций в каталоге при помощи маркетинговых методик;
Подготовка к реализации товара (фасовка, сортировка);
Мониторинг работы маркетплейса, на котором представлен магазин, изменения правил и условий работы;
Взаимодействие с техподдержкой маркетплейса;
Организация обратной связи с покупателями, отслеживание отзывов, ответы на претензии по качеству;
Сбор статистики по ассортименту магазина, анализ продаж, проработка стратегий по увеличению прибыли.
Здесь перечислены общие задачи. Что делает менеджер по работе с маркетплейсами конкретно, зависит от количества сотрудников, потребностей магазина, специфики товара и многих других условий. Совершенно очевидно, что сувенирная продукция будет реализовываться не так, как одежда или бытовая техника, поэтому и схемы продвижения/реализации будут разными.
Менеджер по работе с маркетплейсами может также контролировать работу других работников, если не выполняет её сам: контент-менеджеров, копирайтеров, дизайнеров, помощников и т.д.
Первое и самое важное, что требуется от специалиста — умение работать в режиме многозадачности и расторопность. Это необходимый навык особенно, если специалист трудоустроен официально и работает в офисе или на складе.
Также здесь ценятся навыки документооборота, умение заполнять, редактировать и продвигать карточки с товарами на странице.
Если менеджер стоит во главе коллектива, он должен уметь распределять задачи и контролировать их исполнение.
В общем, работы у такого специалиста всегда много, нужно всюду успевать и за всем следить. Для этого нужна и высокая работоспособность, и стрессоустойчивость, и навык решения различных проблем, начиная от конфликтов с недовольными клиентами и заканчивая управлением поставками.
В действительности образование для такого специалиста не так уж и важно. Оно может быть любым, но желательно, чтобы тем или иным образом было связано с торговлей. Таких менеджеров берут на работу охотнее. Ещё лучше, если специалист успел поработать в сфере логистики или крупного ритейла.
Designed by freepik
Подтянуть знания по теме можно на краткосрочных курсах, где обычно разъясняют нюансы торговли через онлайн-площадки. Здесь объясняют:
Как завести и настроить личный кабинет;
Как выбрать модель работы с площадкой;
Какие инструменты продвижения товара существуют;
Нюансы документооборота с зарубежными и российскими поставщиками товара;
Как выстраивать работу с конкурентами и т.д.
Нюансов достаточно много, но большинство придется осваивать на практике.
Формы работы с магазинами бывают разными, и от этого напрямую зависит заработок менеджера:
Офис или склад с официальным трудоустройством;
Удаленная работа, подработка.
В первом случае специалист устраивается на полный рабочий день. Ему, как правило, поручают какое-либо отдельное направление и весьма обширный круг задач. При таком режиме работы средняя зарплата составляет 60000 рублей в месяц.
Если менеджер контролирует поставки и руководит коллективом, то зарплата гораздо выше — до 150000 рублей в месяц.
При удаленном формате специфика несколько иная: здесь менеджер может вести страницы от 3 до 5 магазинов с небольшими оборотами, но и заработок будет ниже, в среднем от 20000 рублей.
Плюс такого подхода: можно работать из дома и тратить на обработку заказов не более 2 часов в сутки, что хорошо подходит мамам в декрете, студентам или людям, желающим подработать. Минус же в том, что таких менеджеров, как правило, нанимают на проектную работу неофициально, например, заполнить карточки, проанализировать ценовые предложения и т.д.
Плюсы:
Востребованность;
Высокий доход при наличии опыта;
Возможность карьерного роста;
Возможность удаленной работы.
Минусы:
Ненормированный график;
Высокий уровень стресса;
Большой круг обязанностей;
Требуется опыт.