Подвесная канатная дорога для перемещения людей и грузов довольно распространенный вид транспорта в горной местности из-за своей экономичности и относительной быстроты. Однако при этом канатная дорогая требует тщательного обслуживания и внимательной эксплуатации. Здесь не обойтись без специально обученных людей – машинистов подвесных систем.
Суть работы машиниста воздушно-канатной дороги
Машинист воздушно-канатной дороги, как понятно из названия, занимается техническим обслуживанием подвесных систем при перемещении грузов.
Как правило, он задействован на канатных дорогах (фуникулерах), перевозящих пассажиров или туристов на горнолыжных трассах.
Однако в целом специальность относится к направлению горных работ. Таким образом, навыки машиниста фуникулера востребованы и на производстве: в карьерах по добыче полезных ископаемых, на производственных объектах, где нужно перемещение грузов с помощью лебедок и подвесных систем.
Обязанности специалиста перечислены в должностных инструкциях:
- осмотр, обслуживание, контроль работы подвесной канатной системы;
- проведение текущего и планового ремонта фуникулера.
Машинист должен четко строго следить за соблюдением правил безопасности, не допускать перегруза и своевременно устранять неисправности. В противном случае возможны аварии и несчастные случаи.
Как правило, машинист фуникулера трудится не один, а в составе бригады. В нее также входят:
- начальник канатной дороги;
- электромеханик;
- слесарь;
- дежурный по станции.
Личностные качества машиниста воздушно-канатной дороги
В первую очередь сотрудник, который обслуживает фуникулер, должен отличаться добросовестностью и внимательностью. От его грамотных действий зависит жизнь людей, которые находятся в подвесных корзинах аппарата.
Кроме того, он должен хорошо знать устройство лебедок, электродвигателей и прочих узлов и агрегатов фуникулера, знать способы и системы смазки механизмов. Весьма приветствуются навыки слесаря и электромонтера, чтобы уметь помочь коллегам из команды.
Где выучиться на машиниста воздушно-канатной дороги
Устроиться на работу по специальности машиниста воздушно-канатной дороги возможно только при наличии среднего профессионального образования, а также соответствующей квалификации.
Учебные заведения СПО, как правило, специально не готовят подобных работников – в профессию можно прийти из смежных отраслей: ремонтно-слесарное дело, ремонт электрооборудования и т.д. Чаще всего этим занимаются частные учебные центры при каких-либо предприятиях, которым требуется персонал по управлению канатными дорогами.
Возможно также прохождение профессиональной переподготовки при наличии базовой рабочей специальности.
Квалификационные разряды профессии машинист воздушно-канатной дороги по ЕТКС
Машинист воздушно-канатной дороги является специалистом 3 разряда. В тарифном справочнике перечислены следующие обязанности такого работника:
- Управление лебедкой воздушно-канатной дороги при транспортировке груженых и порожних вагонеток.
- Наблюдение за работой лебедки, электродвигателя, канатов, шкивов, роликов, прицепных и тормозных устройств, за состоянием пути.
- Регулирование режима работы обслуживаемых механизмов.
- Учет выданных груженых вагонеток.
- Проверка тормоза и футеровки барабанов. Участие в ремонте обслуживаемого оборудования.
При работе на подвесных системах по перевозке людей специальность машиниста тарифицируется по 4 разряду.
Средняя заработная плата и востребованность машиниста воздушно-канатной дороги в России
На рынке труда не так много вакансий, связанных с управлением канатными дорогами. Ожидаемо спрос на таких специалистов есть в горных регионах (в основном курортных зонах), а также на предприятиях, где идет добыча полезных ископаемых открытым методом.
Средняя заработная плата также не очень велика и колеблется в районе 25 тысяч рублей.
Плюсы и минусы профессии машиниста фуникулера
Плюсы | Минусы |
|
|