Чем занимается маркетолог в медицине и как им стать

Главная картинка статьи Чем занимается маркетолог в медицине и как им стать
Designed by jannoon028/freepik

Медицинские услуги точно такая же отрасль хозяйства, как, например, банковское дело или косметология. Ну а где услуги, там и конкурентная борьба, а значит необходимость грамотно их позиционировать и продвигать на рынке. Поэтому не могла не выделиться отдельная профессия маркетолога в медицине.

Определение профессии

Должностная инструкция медицинского маркетолога

Designed by tirachardz/freepik

Медицинский маркетолог — это специалист, который исследует рынок, а также продвигает и рекламирует услуги клиник и фармацевтических компаний. Он проводит анализ, а затем расписывает оптимальную стратегию продаж.

Задача достаточно трудоемкая, поскольку медицина очень специфическая сфера. Здесь приходится долго завоевывать лояльность аудитории, а вот утратить её очень просто.

В России всё накладывается и на специфику отрасли здравоохранения, которая воспринимается как бесплатная (хотя на самом деле фонды ОМС формируются из налоговых отчислений, но пациент об этом не задумывается). Так что нужно очень крепко знать этот рынок, чтобы успешно на нем продвигаться.

Обязанности маркетолога в медицине, кратко

  1. Определение целевой аудитории для каждого конкретного продукта;

  2. Анализ продукции/услуг конкурентов, брендов и ценовой политики;

  3. Анализ запросов и поведенческих факторов аудитории (получение обратной связи);

  4. Выстраивание работы компании в соответствии с запросами аудитории;

  5. Формирование стратегии по продвижению услуги/товара на рынке;

  6. Мониторинг социальных сетей, форумов;

  7. Ведение собственных социальных сетей и сайта, либо контроль работы помощников или профильных специалистов (SMM-специалистов, копирайтеров, дизайнеров), выдача заданий;

  8. Заказ рекламы и статей в СМИ, заключение договоров, контроль работы исполнителей;

  9. Организация публичных мероприятий с участием СМИ, заказчиков, клиентов и т.д.;

  10. Просветительская деятельность среди аудитории.

Что должен знать и уметь медицинский маркетолог

Первое, важное условие: маркетолог должен досконально знать товар/услугу, которую он взялся продвигать. Второе и не менее важное: знать свою аудиторию и действовать в её интересах.

В медицине действует так называемый «отрицательный спрос»: люди крайне неохотно обращаются за такими услугами (никому не нравится лечиться). К тому же сами врачи в тонкости рынка обычно не вникают – они занимаются лечением. Ну а как продвигать их услуги, головная боль маркетингового отдела.

Потребности клиента вроде бы понятны – ему нужно получить диагноз, надлежащее лечение/уход и выздороветь. Причем по возможности с минимальными затратами денег, времени и количеством диагностических процедур.

И вот тут-то начинаются основные сложности: медицинскому маркетологу нужно сделать так, чтобы пациент получил ожидаемое лечение нужного качества и не переплатил. Это залог того, что он вернется снова в случае необходимости.

Отсюда третье важное требование к медицинскому маркетологу: знать тренды в медицине и уметь поддерживать обратную связь с потенциальными/реальными клиентами. Не нужно забывать о том, что лечение – это деликатная тема. Пациенты нуждаются в заботе, сочувствии, уважении, безопасности. Одним словом, требуется изрядная доля эмпатии.

Хороший маркетолог, особенно в медицине, умеет:

  1. Грамотно и ненавязчиво продвигать нужную информацию в соцсетях, СМИ, текстовых блогах и видео (например, в роликах на YouTube);

  2. Формировать нужные тренды и своевременно отрабатывать негативные реакции;

  3. Создавать инфоповоды и креативить;

  4. В целом, знает, как находить общий язык с людьми и донести до них свою точку зрения. Это касается и работы с экспертами, то есть медицинскими специалистами, чтобы писать грамотные статьи и посты в соцсетях;

  5. Грамотно составлять технические задания для дизайнеров, копирайтеров, SMM-специалистов, типографии, если требуется напечатать рекламные буклеты, флаеры, раздаточный материал и т.д.;

  6. Выстраивать работу колл-центра, разрабатывать для сотрудников подробные инструкции и следить за количеством клиентов.

Профессиональные знания маркетолога в медицине:

  1. Что такое SEO и как оно работает;

  2. Как устроена контекстная реклама Яндекс.Директ и Google AdWords;

  3. Как настраивать таргетированную рекламу в соцсетях;

  4. Как устроена блогосфера, как работать с инфлюэнсерами, лидерами мнений и экспертами;

  5. Правила верстки, лендингов, рассылок, ведения блогов и страниц в соцсетях;

  6. Веб-аналитика, настройка целей и сбор статистики через Яндекс.Метрику, Google Analytics;

  7. CRM-системы, помогающие собирать статистику и настраивать цели.

Как стать медицинским маркетологом

Медицинский маркетолог где учиться

Designed by DCStudio/freepik

В эту профессию приходят по-разному. В России в данный момент рынок медицинского маркетинга невелик, а потому нередко можно увидеть картину, когда продвижением и коммуникациями занимается директор клиники лично, или его ассистент.

Но ситуация понемногу меняется, и совсем не обязательно иметь медицинское образование, чтобы стать медицинским маркетологом. Самый логичный шаг – прийти в эту сферу, уже имея опыт и знания в маркетинге, PR, SMM-менеджменте, копирайтинге, SEO.

Обучение медицинского маркетолога: онлайн-курсы

В последнее время появляются короткие курсы или вебинары для маркетологов в медицине.

Часть из них предназначается главврачам и директорам, которые часто далеки от понимания, как выстраивать личный бренд и зачем он нужен, что такое MBA, как правильно позиционировать услуги своей клиники. Тем не менее, знания будут полезны и профессиональным маркетологам.

Что изучается на таких курсах:

  1. Маркетинговые и бизнес-стратегии в медицине;

  2. Как происходит ценообразование в отрасли применительно к портфелю услуг;

  3. Как выстраивать коммуникацию с аудиторией (пациентами) и писать качественный контент на медицинскую тематику;

  4. Устройство цифрового маркетинга и продвижения в сети.

Вакансии для медицинских маркетологов, средняя зарплата в России в 2022 году

Как уже было сказано, рынок медицинского маркетинга сравнительно мал, однако, постепенно ситуация меняется: клиники и компании всё чаще обращаются к услугам профессиональных специалистов по продвижению. Правда, задачи при этом ставят разные: в некоторых ситуациях нужен упор на SMM, в других – на полиграфическую продукцию, в третьих – на работу с экспертами и СМИ.

Практически во всех предложениях по работе специалист должен сам искать продвигать бренд и выполнять чисто копирайтерские задачи: самостоятельно заполнять посадочные страницы, писать письма для рассылок, брать интервью у врачей и т.д.

Ещё более типичное ожидание работодателей – умение работать в режиме многозадачности. Для хорошего маркетолога, независимо от сферы, это норма жизни.

Средняя зарплата у медицинских маркетологов в России, если опираться на данные HeadHunter, колеблется в районе 55000 рублей. В провинции традиционно оплата труда ниже: от 35000 рублей и выше, в Москве – от 80000 до 120000 рублей.

Плюсы и минусы профессии медицинского маркетолога

Плюсы:

  • Интересная творческая работа;

  • Востребованность;

  • Возможность саморазвития.

Минусы:

  • Небольшая заработная плата;

  • Высокая загруженность, повышенный уровень стресса;

  • Ненормированный рабочий день.


Загрузка…