Любая сфера деятельности требует четкой и налаженной коммуникации между работниками. Заказы и заявки нужно принимать, обрабатывать и оперативно передавать непосредственным исполнителям.
Конечно, если речь идет о небольшом количестве сообщений, с ними можно справиться и самостоятельно. Но как быть, когда заявок масса? Тут-то на первый план выходит работа диспетчера, который координирует заявки и контролирует их исполнение.
Суть работы диспетчера
Чем занимаются диспетчеры, понять не сложно. Они передают и отправляют сообщения. Суть их работы заключается в том, чтобы понять суть проблемы или вопроса, который поступает от заказчика, а затем связать его с компетентным лицом. Как правило, отработка заявок происходит по телефону, либо через интернет.
Диспетчеры нужны во многих сферах, где есть постоянный контакт с населением или клиентами. Принято выделять:
- Диспетчеров аварийно-восстановительных работ;
- Диспетчеров экстренных служб (МЧС, скорая помощь, полиция);
- Транспортных диспетчеров, которые работают в такси, на железнодорожном транспорте и т.д.;
- Авиадиспетчеров;
- Диспетчеров в области электроэнергетики;
- Диспетчеров транспортных компаний, которые следят за перевозками грузов, движением грузовиков и т.д.
Везде, разумеется, своя специфика и свои правила работы.
Так или иначе обязанности диспетчера сводятся к нескольким функциям:
- контроль деятельности предприятия и технологического процесса. Особенно это актуально для диспетчеров пультов управления;
- закупка необходимого оборудования, расходных материалов, комплектующих для нужд компании;
- координация различных работ и проверка выполнения задач по графику;
- ведение диспетчерского журнала и необходимой документации.
Источник: kedu.ru
На производстве или складе, в службе грузоперевозок диспетчер, как правило, это руководящая должность. В его подчинении находится несколько операторов, а он лишь координирует их работу.
В других отраслях (например, аварийно-диспетчерской службе) работник самостоятельно принимает заявки от населения и передает их бригадам ремонтников.
Диспетчер авиационной службы занимается лишь координацией движения воздушных судов, отслеживая их перемещения на радаре.
Одним словом, обязанности у диспетчеров разные и напрямую зависят от места работы.
Работа диспетчером на дому: в чем суть?
Особняком стоит работа диспетчеров по найму, работающих на дому. Таких людей предпочитают нанимать коммерческие фирмы по договору подряда, дабы не раздувать штат сотрудников и экономить на налогах.
Основная особенность здесь в том, что обязанности могут быть совершенно любыми, а оплата труда напрямую зависит от количества заказов и личной работоспособности.
Таких специалистов очень любят нанимать интернет-магазины, службы доставки, такси. Всё, что требуется от диспетчера при работе на дому, перезвонить клиенту и подтвердить заказ, уточнив детали.
Для трудоустройства же здесь нужен только исправный компьютер, наушники с микрофоном и стабильный интернет. Многие используют этот вид заработка в качестве подработки, хотя, конечно, все зависит от индивидуальных договоренностей. Работодателям гораздо выгоднее брать работника на полный день.
Условия труда диспетчеров
Если говорить о том, в каких условиях работают диспетчеры, то чаще всего это отдельное помещение с компьютером и средствами связи. Альтернативный вариант – call-центр, или диспетчерская вышка (для авиадиспетчеров).
По большей части диспетчеры работают в команде, сменами по 12 часов. Монотонное сидение за монитором и бесконечная обработка заявок крайне утомительны. Поэтому диспетчер имеет право делать в течение смены технические перерывы до 15 минут: подышать свежим воздухом, выпить кофе, размяться.
Особенно это актуально для диспетчеров авиационной службы. Они обязаны отдыхать каждые два часа рабочего времени, чтобы не ошибиться и не допустить воздушного инцидента.
Требования к диспетчерам
Учитывая функционал, диспетчеры должны многое знать и уметь, а также досконально разбираться в той сфере, в которой работают. Сюда относятся:
- нормативно-правовые акты и регламенты деятельности. Особенно это критично для экстренных служб, где есть четкие критерии, как принимать вызов, какую информацию спрашивать в первую очередь, сколько времени тратить на один вызов и т.д.
- нормы планирования и организации работ при ремонте и восстановлении;
- знание компьютерной техники и телефонии, включая СУБД, средства заполнения документации и т.д.;
- основы технологии производства или логистики, если речь идет о предприятии, складе, транспортной компании.
Разумеется, для успешной работы диспетчером нужны определенный склад характера и ума. Здесь следует выделить:
- Организованность;
- Дисциплинированность;
- Хорошую память;
- Внимательность и наблюдательность;
- Умение концентрироваться и быстро принимать решения;
- Усидчивость;
- Стрессоустойчивость.
Обучение диспетчеров, требования к образованию
В профессию диспетчера приходят по-разному. Если речь о работе на дому за персональным компьютером, то специальное образование здесь не важно. А вот профессии авиадиспетчера учат не менее пяти лет в специализированных вузах. Хорошие специалисты в авиационной отрасли – штучный товар из-за высокой квалификации.
Также специальное обучение требуется диспетчерам, работающим в сфере логистики и автотранспорта. Однако здесь, как правило, хватает курсов профессиональной переподготовки. На таких курсах основную часть составляет обучение пользованию ПК и средств связи, работе с базами данных, нормативно-правовым актам и т.д.
Вакансии диспетчеров на рынке труда, средняя зарплата
Если смотреть на вакансии, то опять-таки оплата труда диспетчеров сильно зависит от сферы работы. В логистике и грузоперевозках, например, можно зарабатывать до 90 тысяч рублей, хотя оклад, как правило, невелик.
При работе диспетчером такси или службы доставки на дому уровень зарплаты и вовсе зависит от количества заказов – все диспетчеры здесь сидят на проценте.
Наиболее высокооплачиваемая работа, разумеется, у авиадиспетчеров – здесь средняя зарплата может достигать 180 – 190 тысяч рублей. Вторая по уровню зарплат сфера – это промышленные предприятия. К примеру, на нефтегазовом производстве диспетчер может зарабатывать до 80 – 100 тысяч рублей.
В целом, же вакансий для работы диспетчером на рынке труда предостаточно. Требуются как специалисты с опытом, так и без него.
Плюсы и минусы работы диспетчером
Плюсы | Минусы |
|
|