Кто такой BTL-менеджер и в чем суть его работы, как им стать

KEDU
Автор статьи

Содержание

Дата публикации 29.09.2022
Главная картинка статьи Кто такой BTL-менеджер и в чем суть его работы, как им стать
Designed by senivpetro/freepik

BTL (англ. Below The Line, «под чертой») — это методика раскрутки товара, которая предполагает прямой контакт с покупателем, а не опосредованную рекламу на ТВ или других площадках. Такой подход требует большого мастерства в переговорах и особой подготовки.

Кто такой BTL-менеджер

BTL-менеджер — это специалист по прямым продажам, который организует различные промо-акции, помогающие привлечь новых покупателей, либо укрепить доверие уже существующей аудитории.

Смысл работы BTL-менеджера в том, что он предлагает образцы товара напрямую, либо рассылает различные ознакомительные материалы, которые объясняют преимущества данного бренда и его особенности.

Само понятие «Below The Line», как считается, пошло из США, где крупная компания, которая занималась производством товаров народного потребления, нередко использовала бесплатную раздачу образцов для раскрутки своей продукции. Один из топ-менеджеров забыл включить эти расходы в маркетинговый отчет и дописал снизу «под чертой».

С тех пор BTL считается отдельным, наименее затратным направлением рекламы товаров, который в наши дни перекочевал в интернет.

Направления, в которых может работать BTL-менеджер чрезвычайно много и большая их часть связана с организацией каких-либо мероприятий:

  1. Массовые рассылки по электронной почте, флаеры и буклеты (спам) в почтовых ящиках;

  2. Участие в торговых конференциях и выставках;

  3. Спонсорская помощь;

  4. Корпоративные и внутриотраслевые мероприятия (если речь о B2B-сфере);

  5. Обучающие семинары;

  6. Проработка программ лояльности для постоянных клиентов;

  7. Различные промо-кампании, где нужно показать товар лицом и продемонстрировать образцы;

  8. Бесплатная рассылка образцов, сувениров, бонусов, расходных материалов вместе с купленным товаром и т.д.

Иными словами, способов раскрутки может быть очень много от самого банального — раздачи листовок, до довольно масштабных и затратных акций вроде профильных конференций для потенциальных клиентов. Выбор BTL-инструментов зависит от масштабов и потребностей бизнеса.

BTL-менеджер не всегда работает над стратегиями продвижения, в ряде случаев его задача —просто организовывать и контролировать работу линейного персонала, супервайзеров, организовывать тренинги и проводить инструктаж перед промо-акциями.

Обязанности BTL-менеджера

BTL-менеджеры относятся к руководителям среднего звена, поэтому работают в основном «в поле», то есть непосредственно контролируют ход акций и рекламных кампаний. Что может входить в их задачи:

  1. Составление бюджета на продвижение;

  2. Мониторинг работы конкурентов, изучение новых способов продвижения товара;

  3. Участие в разработки кампаний (акции, бонусы, скидки, раздаточные материалы);

  4. Организация мероприятий для клиентов;

  5. Поиск контрагентов, поставщиков и партнеров (например, печать буклетов и раздаточного материала);

  6. Организация работы подчиненных, супервайзеров, мерчендайзеров и т.д.;

  7. Анализ эффективности BTL-мероприятий;

  8. Документооборот проектов;

  9. Контроль расходов.

Карьерный рост

Как уже было сказано, BTL-менеджеры — это управленцы среднего уровня. Рекламные кампании в целом продумывают и организуют более квалифицированные специалисты, бренд-менеджеры.

Чтобы добраться до этой позиции, BTL-менеджер должен сначала побыть координатором BTL-проектов, которые отвечают за всё это направление бизнеса (или его регионального представительства.). Такой карьерный рост возможен только в крупных компаниях.

Более перспективная возможность — устроиться в рекламное агентство и участвовать в продвижении сторонних брендов, начиная с позиции стажера (ассистента) и заканчивая ведущим менеджером проектов, или главным маркетологом.

Обучение BTL-менеджеров

Самое подходящее образование для такой профессии, разумеется, должно быть связано с менеджментом и продажами. Примерный перечень вузовских специальностей:

  1. «Менеджмент»;

  2. «Управление проектами»;

  3. «Международный бизнес и предпринимательство»;

  4. «Предпринимательство и управление малым бизнесом»;

  5. «Управление бизнесом»;

  6. «Экономика и управление бизнес-процессами» и другие.

Однако главное, разумеется, не образование, а нестандартное мышление, управленческие навыки и опыт — обязательные soft skills управленца любого уровня. Оттачивать их придется на практике.

Вакансии и уровень зарплаты BTL-менеджера в 2024 году

Позиция BTL-менеджера достаточно востребована в крупном и среднем бизнесе, которому жизненно необходимо продвижение и правильное позиционирование на рынке. Малый бизнес к услугам BTL-специалистов прибегает менее охотно.

Поэтому вакансий для BTL-менеджеров в открытом доступе хватает, причем попадаются предложения и для стажеров, без опыта работы. Что касается зарплат, то по данным hh.ru специалисты такого уровня зарабатывают в среднем 50000 рублей по регионам и около 80000 рублей в Москве.

Плюсы и минусы профессии BTL-менеджера

Плюсы:

  • Востребованность;

  • Перспективы карьерного роста;

  • Хороший заработок при наличии опыта.

Минусы:

  • Ответственность;

  • Высокая конкуренция на рынке;

  • Стрессовая работа;

  • Нужны управленческие и коммуникативные навыки.

Читайте также
Все статьи