В отрасли продаж немало профессий, которые не связаны с реализацией товара. Однако без этих специалистов невозможно ни продать что-либо, ни увеличить прибыль. 

Так сложилось исторически, что продукции на рынке много, а между производителями идет бесконечная война за кошелек потребителя. Нужно каким-то образом выгодно отличаться от конкурентов, иметь собственное громкое имя, которое было бы на слуху у широкой аудитории. И вот тут на помощь приходят специальные профессионалы — бренд-менеджеры.

Что такое бренд?

Для начала нужно определиться с тем, что такое бренд и зачем вообще он нужен. Многие ошибочно полагают, что бренд – это название или марка продукта. Однако в действительности термин куда шире и многообразнее. Бренд – это «имя и лицо» товара, некий образ, который мгновенно всплывает в голове покупателя, если произнести название. При этом потребитель может даже не знать компанию, которая товар производит, но вот его марку и рекламное имя узнает всегда. Иными словами, бренд должен вызывать стойкие ассоциации в голове у любого покупателя.

Мировые бренды тому яркий пример. Snickers – это шоколадный батончик с арахисом, который ты ешь, когда голоден. Pampers – это детские подгузники, имя которых и вовсе стало нарицательным. Теперь почти все родители, не заморачиваясь, называют подгузники «памперсами».

Некоторые бренды не настолько прямолинейны, но все равно крайне узнаваемы. Например, Mercedes – это марка машин премиального сегмента, которая ассоциируется одновременно с роскошью, комфортом и надежностью. А вот Bentley уже вызывает стойкие ассоциации не просто с премиальностью и престижностью, но и с аристократизмом.

Итак, мы выяснили, что бренд – это комплексное понятие. 

Оно включает в себя:

  1. марку и название продукта;

  2. логотип;

  3. слоган;

  4. узнаваемую цветовую гамму;

  5. хорошую репутацию (одобрение) у потребителя.

Хороший бренд – залог успеха любого товара и услуги. И, как следствие, залог стабильного спроса и роста прибыли. Вот именно за всем этим и следит бренд-менеджер.

Чем конкретно занимается бренд-менеджер?

Бренд-менеджер кто это

Как мы понимаем, формирование бренда и создание положительной репутации товара – это целая технология. Бренд должен выступать своего рода гарантией того, что товар не ухудшится и испортится со временем.

Бренд-менеджер — это тот, кто гарантирует устойчивость бренда. Но на самом деле это только часть его работы. Он отвечает за все этапы – от разработки до поддержания торговой марки.

К слову, многие путают профессии маркетолога и бренд-менеджера. В небольших компаниях эти должности действительно может совмещать один человек, однако, в крупных обязанности принято делить на двоих. Маркетолог в этом случае занимается решением насущных проблем: продумывание рекламной кампании, раскрутка в интернете, разработка рекламных материалов и т.д. Бренд-менеджер же руководит процессом и решает стратегические задачи, то есть определяет, к какому потребителю в конце концов придет товар и как к нему будет обращаться.

Обязанности бренд-менеджера

Исходя из всего вышесказанного, основная задача специалиста – это планирование. 

Чтобы эффективно им заниматься, бренд-менеджер исполняет обширный круг функций и обязанностей:

  1. заказывает социологические исследования по восприятию продукта на рынке. Это нужно, чтобы выяснить, какая категория населения его покупает, довольна ли она его качеством, что предпочитает и т.д.;

  2. проводит анализ конкурирующих брендов и продуктов, изучает их свойства (цена, упаковка, дизайнерские решения и т.п.);

  3. разрабатывает рекламную стратегию и подбирает оптимальные площадки для продвижения;

  4. прорабатывает программу лояльности и привлечения клиентов (системы скидок, льгот для отдельных категорий, накопительные баллы и т.д.);

  5. участвует в ценообразовании на товар или линейку продуктов;

  6. занимается выводом новых продуктов на рынок (брендинг), либо переоформлением старых (ребрендинг);

  7. обучает менеджеров по продажам, объясняет им суть бренда, ставит задач и учит как нужно позиционировать продукт перед потребителем;

  8. контролирует мерчендайзинг продукта;

  9. разрабатывает айдентику (корпоративный стиль) компании;

  10. ведет договорную работу, налаживает контакты с подрядчиками и контрагентами.

Иными словами то, чем занимается бренд-менеджер – это руководство коллективом, который отвечает за организационную работу.

Дополнительные обязанности бренд-менеджера

бренд менеджер обязанности

Зачастую специалист применяет свои знания и умения для другой деятельности, специфика которой отличается в зависимости от требований работодателя:

  • Разработка и наполнение интернет-сайта.

  • Написание и публикация пресс-релизов, новостей и статей.

  • Участие в партнерских программах и отраслевых выставках.

В обязанности бренд-менеджера входит постоянное контактирование с самыми разными людьми: дизайнерами, программистами, конструкторами, технологами, менеджерами. В его подчинении, как правило, есть маркетологи и личные помощники.

Требования к навыкам бренд-менеджера

бренд менеджер обучение

Профессия бренд-менеджера и его круг обязанностей со стороны кажутся весьма туманными, однако, без его работы никакие успешные продажи невозможны. От его решений зависит, будет ли бренд успешным, и в конечном итоге – увеличится ли прибыль компании. В истории немало случаев, когда от ошибок бренд-менеджеров в конечном итоге страдала репутация всей фирмы.

Поэтому профессия бренд-менеджера подразумевает серьезные познания во множестве различных областей:

  • рекламы и пиара;

  • медиапланирования;

  • маркетинга;

  • дизайна;

  • продвижения в интернете и социальных сетях (SMM).

Бренд-менеджер должен разбираться в рынке и той нише, в которой предполагается продвигать продукт. Разумеется, он должен досконально знать и свойства самого товара.

Но самое главное качество хорошего профессионала – креативность, нестандартные ходы и одновременно с этим системное мышление. Управленческие навыки, умение сплотить команду и правильно поставить задачу исполнителям – тоже обязательное условие.

Где пройти обучение на бренд-менеджера?

Характерно, что при всей важности такой профессии, в России до сих пор ни в одном учебном заведении не готовят бренд-менеджеров —.исключение составляют различные обучающие курсы.

У специалиста этой направленности должно быть как минимум высшее экономическое образование.

Перед тем, как попасть на должность бренд-менеджера, придется сначала поработать в должности рядового маркетолога, потом на позиции помощника, либо ответственного за продвижение конкретного товара. Карьерный рост будет зависеть исключительно от эффективности и успешности работы. Иными словами, обучение на бренд-менеджера можно пройти лишь на практике.

Сколько зарабатывает бренд-менеджер в России

Хорошие бренд-менеджеры – это штучный товар на рынке труда. За ними идет настоящая охота среди работодателей, поэтому в открытом доступе такие вакансии практически не встречаются.

Уровень зарплаты также обговаривается исключительно индивидуально. Если бренд-менеджер имеет богатый опыт и, например, прошел дополнительные курсы повышения квалификации, то в крупной компании, на ответственном направлении заработок может исчисляться шестизначными суммами, либо в долларовом эквиваленте. По данным IT-сервисов по поиску сотрудников, в менее крупных организациях зарплата бренд-менеджера составляет от 20 до 70 тысяч рублей, большая часть оплаты – это KPI или премии.

Плюсы и минусы профессии бренд-менеджера

Плюсы:

  • интересная творческая работа;

  • высокая зарплата;

  • карьерный рост;

  • участие в создании продуктов, личностный рост.

Минусы:

  • ненормированный рабочий день;

  • высокая ответственность за результат;

  • требуются опыт, навыки в продажах;

  • нелегко освоить.

Видео: Бренд-менеджер — кто это?

Читайте также:

Какие должностные обязанности у супервайзера и что это за профессия?

Какие должностные обязанности у супервайзера и что это за профессия?

С развитием капитализма в России появилось много новых специальностей, большую часть которых наше общество переняло из западных стран. Характерным примером является должность супервайзера, которая сейчас есть во всех без исключения логистических компаниях и ритейлинговых сетях.
5.7К
Менеджер по рекламе: кто это и в чем суть его работы

Менеджер по рекламе: кто это и в чем суть его работы

Менеджер по рекламе – это специалист, ответственный за рекламную стратегию и деятельность своего работодателя, или же человек, занимающийся продажей рекламных мест в СМИ и на внешних рекламных конструкциях.
5.6К
Арт-директор: кто это и в чем суть его работы

Арт-директор: кто это и в чем суть его работы

Арт-директор – это специалист, занимающийся разработкой и реализацией творческой концепции различных проектов. Он работает в области рекламы, дизайна, кинематографе или шоу-бизнесе.
Новый комментарий