В отрасли продаж немало профессий, которые не связаны с реализацией товара. Однако без этих специалистов невозможно ни продать что-либо, ни увеличить прибыль.
Так сложилось исторически, что продукции на рынке много, а между производителями идет бесконечная война за кошелек потребителя. Нужно каким-то образом выгодно отличаться от конкурентов, иметь собственное громкое имя, которое было бы на слуху у широкой аудитории. И вот тут на помощь приходят специальные профессионалы — бренд-менеджеры.
Что такое бренд?
Для начала нужно определиться с тем, что такое бренд и зачем вообще он нужен. Многие ошибочно полагают, что бренд – это название или марка продукта. Однако в действительности термин куда шире и многообразнее. Бренд – это «имя и лицо» товара, некий образ, который мгновенно всплывает в голове покупателя, если произнести название. При этом потребитель может даже не знать компанию, которая товар производит, но вот его марку и рекламное имя узнает всегда. Иными словами, бренд должен вызывать стойкие ассоциации в голове у любого покупателя.
Мировые бренды тому яркий пример. Snickers – это шоколадный батончик с арахисом, который ты ешь, когда голоден. Pampers – это детские подгузники, имя которых и вовсе стало нарицательным. Теперь почти все родители, не заморачиваясь, называют подгузники «памперсами».
Некоторые бренды не настолько прямолинейны, но все равно крайне узнаваемы. Например, Mercedes – это марка машин премиального сегмента, которая ассоциируется одновременно с роскошью, комфортом и надежностью. А вот Bentley уже вызывает стойкие ассоциации не просто с премиальностью и престижностью, но и с аристократизмом.
Итак, мы выяснили, что бренд – это комплексное понятие.
Оно включает в себя:
-
марку и название продукта;
-
логотип;
-
слоган;
-
узнаваемую цветовую гамму;
-
хорошую репутацию (одобрение) у потребителя.
Хороший бренд – залог успеха любого товара и услуги. И, как следствие, залог стабильного спроса и роста прибыли. Вот именно за всем этим и следит бренд-менеджер.
Чем конкретно занимается бренд-менеджер?
Как мы понимаем, формирование бренда и создание положительной репутации товара – это целая технология. Бренд должен выступать своего рода гарантией того, что товар не ухудшится и испортится со временем.
Бренд-менеджер — это тот, кто гарантирует устойчивость бренда. Но на самом деле это только часть его работы. Он отвечает за все этапы – от разработки до поддержания торговой марки.
К слову, многие путают профессии маркетолога и бренд-менеджера. В небольших компаниях эти должности действительно может совмещать один человек, однако, в крупных обязанности принято делить на двоих. Маркетолог в этом случае занимается решением насущных проблем: продумывание рекламной кампании, раскрутка в интернете, разработка рекламных материалов и т.д. Бренд-менеджер же руководит процессом и решает стратегические задачи, то есть определяет, к какому потребителю в конце концов придет товар и как к нему будет обращаться.
Обязанности бренд-менеджера
Исходя из всего вышесказанного, основная задача специалиста – это планирование.
Чтобы эффективно им заниматься, бренд-менеджер исполняет обширный круг функций и обязанностей:
-
заказывает социологические исследования по восприятию продукта на рынке. Это нужно, чтобы выяснить, какая категория населения его покупает, довольна ли она его качеством, что предпочитает и т.д.;
-
проводит анализ конкурирующих брендов и продуктов, изучает их свойства (цена, упаковка, дизайнерские решения и т.п.);
-
разрабатывает рекламную стратегию и подбирает оптимальные площадки для продвижения;
-
прорабатывает программу лояльности и привлечения клиентов (системы скидок, льгот для отдельных категорий, накопительные баллы и т.д.);
-
участвует в ценообразовании на товар или линейку продуктов;
-
занимается выводом новых продуктов на рынок (брендинг), либо переоформлением старых (ребрендинг);
-
обучает менеджеров по продажам, объясняет им суть бренда, ставит задач и учит как нужно позиционировать продукт перед потребителем;
-
контролирует мерчендайзинг продукта;
-
разрабатывает айдентику (корпоративный стиль) компании;
-
ведет договорную работу, налаживает контакты с подрядчиками и контрагентами.
Иными словами то, чем занимается бренд-менеджер – это руководство коллективом, который отвечает за организационную работу.
Дополнительные обязанности бренд-менеджера
Зачастую специалист применяет свои знания и умения для другой деятельности, специфика которой отличается в зависимости от требований работодателя:
-
Разработка и наполнение интернет-сайта.
-
Написание и публикация пресс-релизов, новостей и статей.
-
Участие в партнерских программах и отраслевых выставках.
В обязанности бренд-менеджера входит постоянное контактирование с самыми разными людьми: дизайнерами, программистами, конструкторами, технологами, менеджерами. В его подчинении, как правило, есть маркетологи и личные помощники.
Требования к навыкам бренд-менеджера
Профессия бренд-менеджера и его круг обязанностей со стороны кажутся весьма туманными, однако, без его работы никакие успешные продажи невозможны. От его решений зависит, будет ли бренд успешным, и в конечном итоге – увеличится ли прибыль компании. В истории немало случаев, когда от ошибок бренд-менеджеров в конечном итоге страдала репутация всей фирмы.
Поэтому профессия бренд-менеджера подразумевает серьезные познания во множестве различных областей:
-
рекламы и пиара;
-
медиапланирования;
-
маркетинга;
-
дизайна;
-
продвижения в интернете и социальных сетях (SMM).
Бренд-менеджер должен разбираться в рынке и той нише, в которой предполагается продвигать продукт. Разумеется, он должен досконально знать и свойства самого товара.
Но самое главное качество хорошего профессионала – креативность, нестандартные ходы и одновременно с этим системное мышление. Управленческие навыки, умение сплотить команду и правильно поставить задачу исполнителям – тоже обязательное условие.
Где пройти обучение на бренд-менеджера?
Характерно, что при всей важности такой профессии, в России до сих пор ни в одном учебном заведении не готовят бренд-менеджеров —.исключение составляют различные обучающие курсы.
У специалиста этой направленности должно быть как минимум высшее экономическое образование.
Перед тем, как попасть на должность бренд-менеджера, придется сначала поработать в должности рядового маркетолога, потом на позиции помощника, либо ответственного за продвижение конкретного товара. Карьерный рост будет зависеть исключительно от эффективности и успешности работы. Иными словами, обучение на бренд-менеджера можно пройти лишь на практике.
Сколько зарабатывает бренд-менеджер в России
Уровень зарплаты также обговаривается исключительно индивидуально. Если бренд-менеджер имеет богатый опыт и, например, прошел дополнительные курсы повышения квалификации, то в крупной компании, на ответственном направлении заработок может исчисляться шестизначными суммами, либо в долларовом эквиваленте. По данным IT-сервисов по поиску сотрудников, в менее крупных организациях зарплата бренд-менеджера составляет от 20 до 70 тысяч рублей, большая часть оплаты – это KPI или премии.
Плюсы и минусы профессии бренд-менеджера
Плюсы:
-
интересная творческая работа;
-
высокая зарплата;
-
карьерный рост;
-
участие в создании продуктов, личностный рост.
Минусы:
-
ненормированный рабочий день;
-
высокая ответственность за результат;
-
требуются опыт, навыки в продажах;
-
нелегко освоить.