Работа любого педагога – это не только преподавание своего предмета и учеба детей, но и непрерывное самообучение. Тем более что и школьный учитель, и воспитатель в детском саду не просто учат детей, а дают им навыки социализации, психологическую поддержку и направляют. Именно поэтому любой педагог должен постоянно совершенствоваться и повышать квалификацию.

Особенности повышения квалификации для педагогов

Под понятием «повышение квалификации» понимается одна из форм дополнительного образования. Основа её состоит в совершенствовании знаний специалиста путем периодического дополнительного обучения. На курсах повышения квалификации, как правило, изучают новые методики работы, изменения в законодательстве, новые правила оформления документов и т.п.

Для педагогов это критически важно, поскольку система образования непрерывно развивается. Разрабатываются новые методы инклюзивного обучения, меняется структура школьного и дошкольного образования, форматы подготовки к экзаменам и т.д.

Согласно ныне действующему законодательству, курсы повышения квалификации для педагогов – это обязательное условие продолжения работы, будь то преподавание в школе, техникуме или вузе. Обязательное повышение квалификации проходят также педагоги дополнительного образования и воспитатели детского сада. Статья 47 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» регламентирует, что повышение квалификации должно происходить не реже одного раза в три года.

Проходить дополнительное обучение согласно ФЗ «Об образовании» могут специалисты:

  • с высшим педагогическим образованием;

  • со среднем специальным образованием в области педагогики.

Если же педагог не имеет профильного образования или преподает иную дисциплину, нежели та, что указана в его дипломе, то ему следует пройти профессиональную переподготовку. А это уже иной вид дополнительного профессионального образования.

При этом следует понимать, что педагогу могут быть засчитаны только профильные курсы. Кроме того, Министерство народного просвещения четко обозначило, что обучение должно быть оплачено либо самим работодателем, либо за счет бюджета региона, где преподает учитель.

Образовательные программы, по которым занимаются учителя, также должны соответствовать ФГОС повышения квалификации педагогов. В противном случае обучение будет считаться недействительным.

Какие бывают сроки повышения квалификации педагогов?

Существует достаточно большое число различных курсов в рамках дополнительного образования для педагогов, поэтому каждый специалист может найти наиболее удобный для него формат освоения новых знаний. Бывают случаи, когда педагог в силу тех или иных причин не может регулярно ездить на занятия в учебный центр, на базе которого проводится учеба. Но они не должны становится препятствием для получения качественной подготовки.

Обучение может иметь две формы:

  • единовременное освоение;

  • поэтапное освоение.

Сроки курсов повышения квалификации педагогов определяется сложностью осваиваемой программы. Минимально установленная продолжительность – 16 академических часов, но в среднем образовательные программы рассчитаны на 72 часа.

Формы обучения также весьма разнообразны:

  1. очная;

  2. очно-заочная;

  3. заочная;

  4. очная с использованием дистанционных технологий;

  5. очно-заочная с внедрением дистанционных способов обучения.

Требование во всех случаях одно и то же – сдать итоговую аттестацию. При этом каждое учреждение, которое имеет право на образовательную деятельность, может самостоятельно определить, в какой форме будет совершена проверка.

После успешной сдачи экзаменов педагог получает удостоверение о повышении квалификации. Данный документ имеет срок годности – три года. После истечения срока специалист должен пройти повторное обучение.

Различные семинары, тренинги, конференции не могут быть отнесены к формам повышения квалификации педагогов, если их итогом не стали аттестация и удостоверение установленного образца. При этом совершенно не имеет значения, как его заявляли организаторы и какие устанавливающие документы у них есть. Если в итоге не был проведен экзамен - обучение недействительно.

Повышение квалификации педагогов по ФГОС

ФГОС, или Федеральный государственный образовательный стандарт, представляет собой сборник обязательных требований к тому или иному уровню образования в РФ, будь то общее, среднее профессиональное или высшее. ФГОС регулярно обновляется (не реже чем один раз в 10 лет) и содержит в себе три основных требования:

  • структура основных образовательных программ (количество часов, соотношение основной части к той, которая формируется в образовательном учреждении);

  • реализация образовательной программы, включая техническое оснащение, кадровое обеспечение и т.д.;

  • результаты освоения программы (что должен по итогу уметь выпускник вуза, школы или техникума).

Какую роль играет ФГОС при повышении квалификации педагогов? Любые курсы по повышению квалификации должны проектироваться на основе требований ФГОС. То есть учителю, который решил повысить уровень знаний, должны преподавать те методики и дисциплины, которые соответствуют образовательным стандартам. Также до него должны в обязательном порядке доводиться изменения во ФГОС, которые касаются непосредственно его дисциплины. В противном случае все новоприобретенные знания будут бесполезны.

Национальный квалификационный тест: новая форма аттестации педагогов в 2019 году

На сегодняшний день можно наблюдать активное внедрение профессиональных стандартов для различных педагогических специалистов. Как утверждают законотворцы, с помощью этих документов требования к учителю и его профессиональным качествам начнут соответствовать основным тенденциям времени.

Но это не единственное нововведение в педагогической отрасли – аттестация учителей также регулярно претерпевает изменения, подстраиваясь под образ современного учителя.

С 2019 года педагоги будут сдавать Национальный квалификационный тест, а также представлять на суд независимой комиссии портфолио. В рамках теста будет проверка не только собственно знаний технологии преподавания дисциплины, но и проверка умений быть психологом, наставником и другом учащихся. А портфолио должно отражать взаимосвязанную деятельность учителя и его подопечных.

Новый комментарий