Минобрнауки РФ внесло коррективы в порядок поступления в вузы в сентябре 2022 года, а в марте 2023 года они вступили в силу. Как подавать документы, что за новые квоты и условия появились в этом году?
Что нового в правилах вступительных испытаний в вуз
Уменьшилось количество направлений подготовки, на которые можно подавать документы по программам бакалавриата и специалитета. Ранее их было 10, с 2023 года осталось 5.
Со стороны выглядит как ограничение возможностей абитуриентов, но по задумке должно снизить ажиотаж на некоторые конкурсные места. К тому же многие вузы и без того могли сократить количество специальностей, выставив лимит в 3 или те же 5. Притом нет достоверной статистики, сколько абитуриентов пользовалось этой опцией и подавало документы сразу на 10 специальностей.
Количество вузов, куда можно одновременно подавать документы, также равняется 5. Подавая заявку на поступление, абитуриент должен определиться с приоритетами специальностей, на которые он хочет поступать. Он должен обозначить эти приоритеты цифрами от 1 до 5


Забирай бесплатный пробный урок и ощути на себе авторскую систему подготовки, благодаря которой наши ученики с 0 набирают 85+ баллов и поступают в лучшие вузы России
Конкурс на зачисление автоматически проводится по первому приоритету. Если абитуриент по нему не проходит (например, не хватает баллов ЕГЭ), конкурс проводится по второму, третьему и дальнейшим приоритетам. Изменить указанные приоритеты можно не позднее завершения срока приема документов.
Также теперь абитуриентам предстоит заполнять два разных заявления о приеме на учебу — на платное отделение или на бюджет, указывая, где он желает учиться: в головном вузе, или в его филиале. Также обязательно прописываются условия целевой или специальной квот, если таковые имеются.
С 2023 года определен особый порядок поступления в вузы для жителей Белгородской, Курской и Брянской областей, а также новых регионов РФ. Все они будут поступать не по результатам ЕГЭ, а на основе внутренних вузовских экзаменов.
Читайте также: Бакалавриат упразднен — сколько будут учиться по новой системе в 2025 году
Что касается баллов ЕГЭ, тут всё осталось без изменений: вузы сами определяют проходной балл по обязательным предметам и набор доп. предметов для зачисления.







Правила подачи документов и поступления
Как уже было сказано, подавать теперь нужно два отдельных заявления, если абитуриент претендует на бюджетное и на платное место.
Правила таковы:
- В каждом из двух заявлений нужно проставить приоритеты специальностей, на которые абитуриент претендует. Сначала основные, затем второстепенные. Причем сперва указывается головной вуз, а уже затем филиалы;
- Чтобы пройти зачисление, нужно предоставить в приемную комиссию оригинал школьного аттестата, либо сделать соответствующую пометку на портале Госуслуг;
- Абитуриент имеет право изменить проставленные приоритеты до дня зачисления, либо отозвать документы и направить их в другой вуз, даже если проходит по квоте. Однако приемная кампания заканчивается в июне, поэтому определяться с решениями нужно быстро;
- Согласие на зачисление, которое абитуриенты обязательно писали при подаче аттестата, отменено — оно проходит автоматически.
Сервис обеспечения зачисления от Минобрнауки
Новшеством в 2025 году стало появление сервиса обеспечения зачисления. Это специальный ресурс, который разрабатывает Минобрнауки, где будут формироваться списки абитуриентов, рекомендованных к зачислению на те направления, по которым они прошли конкурсный отбор. Размещаться данные списки будут на портале Госуслуги вне зависимости от того, каким способом абитуриент подавал документы на поступление в вуз.
По замыслу списки будут ранжироваться в автоматическом режиме и обновляться каждый час, благодаря чем абитуриент сможет видеть свою актуальную позицию в рейтинге. Также в списках будет реализована система рекомендаций о зачислении. С их помощью абитуриент может мгновенно прикинуть шансы на поступление на ту или иную специальность. Так, в окончательный список попадут те, кто проходит по конкурсу. При этом ни оригиналы документов, ни специальное заявление на зачисление абитуриенту подавать не нужно, все будет сделано автоматически.
Читайте также: Лицензия для университета и как её проверить при поступлении
Сроки подачи документов в вузы в 2025 году, таблица
Минобрнауки РФ определило и четкий срок начала приема заявлений в вузы — не позднее 20 июня, а завершиться кампания должна не позднее 25 июля.
Завершается прием документов в разное время:
Условия | Сроки |
Вузы с дополнительными профессиональными или творческими испытаниями | не ранее 7 июля и не позднее 20 июля |
Вузы с собственными вступительными испытаниями (не принимающие по результатам ЕГЭ) | Не ранее 10 июля и не позднее 20 июля |
Без прохождения вступительных испытаний (только по результатам ЕГЭ) | Не ранее 20 июля и не позднее 25 июля |
Далее вузы начинают публиковать списки на зачисление в новом учебном году:
- Конкурсные списки — 27 июля;
- Приоритетное зачисление — 28—30 июля;
- Основной этап зачисления — 3—5 августа.
У абитуриентов не так уж много времени, чтобы подать оригинал аттестата и прочие документы на выбранное направление. Тем, кто идет по квотам, это необходимо сделать до 28 июля, а основному потоку — до 3 августа. Окончательный срок приема установлен в 12:00 по московскому времени. После этого ни форма на Госуслугах, ни подача непосредственно в приемную комиссию работать не будут.
Ну а окончательные приказы на зачисление учебные заведения будут 29—30 июля для квот, и 4—9 августа для всех остальных, кто прошел по баллам.
Дополнительное зачисление и его сроки
Как и ранее, сохраняется условие дополнительного зачисления в случае, если бюджетные места остаются незаполненными по итогам приемной кампании. В текущем году дополнительный прием завершается не позднее 29 августа.
Дополнительные места в магистратуру и на платное отделение вузы устанавливают самостоятельно.
Документы, которые необходимо подавать для зачисления
Базовый набор документов
- Аттестат о среднем полном общем образовании;
- Диплом о среднем профессиональном образовании или первом высшем образовании (если есть);
- Заявление о приеме в вуз и согласие на обработку персональных данных с собственной подписью (если нет 18 лет, подпись ставит законный опекун или кто-то из родителей);
- Медицинская справка по форме № 086/у (требуют не все вузы, нужно уточнять на сайте или непосредственно в приемной комиссии);
- Фотография (при условии прохождения дополнительных вступительных испытаний).
Также приемная комиссия обращает внимание на различные грамоты, сертификаты и дипломы о доп. образовании. Абитуриенту, желающему получить дополнительные баллы, можно приложить копию удостоверения ГТО или волонтерскую книжку.

Документы для льготников
Поступающие по льготной системе должны предоставить дополнительный набор документов:
- Инвалиды — Справка медико-санитарной экспертизы, ИПРА;
- Пострадавшие от радиации — Удостоверения пострадавшего от радиации;
- Выпускники школ (младше 20 лет) с единственным родителем-инвалидом 1 группы — Справка о среднедушевом доходе семьи ниже прожиточного минимума в регионе, справка о составе семьи, справка об инвалидности родителя;
- Сироты и лица до 23 лет, оставшиеся без попечения родителей — Справка из местного органа опеки и попечительства;
- Ветераны БД и инвалиды — Удостоверение ветерана БД или справка из военного комиссариата;
- Выпускники кадетских корпусов — Аттестат кадетской школы;
- Абитуриент, чей родитель принимает участие в СВО — Справка из военкомата;
- Абитуриент, чей родитель погиб в ходе БД/умер от увечья или болезни, полученных в ходе военной службы — Справка из военкомата или по месту работы;
- Бывшие военнослужащие контрактной службы — Справка из военкомата;
- Победители и призеры олимпиад — Дипломы о награждении;
- Поступающие по целевой квоте — Договор о целевом обучении с правом приема по квоте;
- Граждане Беларуси — Сертификат централизованного тестирования.
Как подать документы в вуз 2025 году онлайн через Госуслуги
Выпускники школ имеют подавать документы в вуз на следующий день после вручения после аттестата, если все остальные документы в наличии. Сделать это можно лично, передав секретарю приемной комиссии, почтой или курьерской службой, в личном кабинете вуза (если таковой есть), либо через портал Госуслуг. Зарегистрироваться на Госуслугах можно даже до достижения 18 лет, но при этом нужно пройти верификацию и подтвердить личность.
Шаг 1. Найти вкладку "Подать заявление в вуз" на сайте или в приложении Госуслуги

Источник фото gosuslugi.ru/kedu.ru © 2023
Шаг 2. Нажать кнопку выбора вуза в открывшемся окне и выбрать из выпадающего списка нужный

Источник фото gosuslugi.ru/kedu.ru © 2023

Источник фото gosuslugi.ru/kedu.ru © 2023
Шаг 3. Перейти к формированию цифрового профиля, нажав кнопку Сформировать

Источник фото gosuslugi.ru/kedu.ru © 2023
Шаг 4. Нажать на кнопку подачи онлайн-заявления

Источник фото gosuslugi.ru/kedu.ru © 2023

Источник фото gosuslugi.ru/kedu.ru © 2023
Шаг 5. Выбрать вид образования (вуз, ссуз или второе высшее)

Источник фото gosuslugi.ru/kedu.ru © 2023
Шаг 6. Указать сведения о месте получения среднего образования

Источник фото gosuslugi.ru/kedu.ru © 2023
Шаг 7. Указать одну или несколько льготных категорий (если имеются)

Источник фото gosuslugi.ru/kedu.ru © 2023
Шаг 8. Указать наличие договора о льготном обучении
Если таковой имеется, необходимо заполнить форму с указанием сведений о том, кто направляет на льготное обучение

Источник фото gosuslugi.ru/kedu.ru © 2023
Шаг 9. Перейти к заполнению заявления
В данном случае следует указать вуз (лимит 5 учебных заведений), направления обучения (также лимит в 5 направлений для одного вуза), выбрав их из выпадающих списков, а затем нажать кнопку "Продолжить".
Источник фото gosuslugi.ru/kedu.ru © 2023

Источник фото gosuslugi.ru/kedu.ru © 2023

Источник фото gosuslugi.ru/kedu.ru © 2023

Источник фото gosuslugi.ru/kedu.ru © 2023
Шаг 10. Указать индивидуальные достижения (если есть)
Часть из достижений, полученных в школе, к примеру, призовые места или победы во Всероссийской олимпиаде школьников, появятся в системе автоматически. Однако, если их нет, то потребуется указать самостоятельно, приложив сканы документов, грамот, дипломов и т.п.

Источник фото gosuslugi.ru/kedu.ru © 2023
Шаг 11. Обозначить специальности, приоритетные для зачисления
По этому параметру вуз будет определять, на какое направление зачислять в первую очередь.

Источник фото gosuslugi.ru/kedu.ru © 2023
Шаг 12. Указать наличие аттестата о среднем общем образовании (за 9 классов)
Шаг 12. Указать наличие аттестата о среднем общем образовании (за 9 классов)

Источник фото gosuslugi.ru/kedu.ru © 2023

Источник фото gosuslugi.ru/kedu.ru © 2023
Шаг 13. Загрузить отсканированное фото
В данном случае потребуется обычная фотография размера 3х4 сантиметра для будущих студенческого и читательского билета, размером не более 20 Мб.

Источник фото gosuslugi.ru/kedu.ru © 2023
Шаг 14. Указать свое согласие на обработку персональных данных
Перед этим шагом необходимо проверить правильность заполнения персональных данных (СНИЛС, номер и серия паспорта, ФИО и другие). Все они будут добавлены в заявление автоматически из основного профиля.
Шаг 14. Указать свое согласие на обработку персональных данных

Источник фото gosuslugi.ru/kedu.ru © 2023
По итогу заявление будет обработано практически сразу и в скором времени на почту придет уведомление о том, что нужные документы находятся в приемной комиссии. Как правило, уведомление приходит в течение 2-3 суток и проблем не возникает. Если всё-таки произошла техническая накладка, следует обратиться в приемную комиссию напрямую.