Как ставят оценки в школе — скандал со средневзвешенной оценкой

KEDU
Автор статьи

Содержание

Дата публикации 03.10.2025 Обновлено 22.10.2025
Как ставят оценки в школе — скандал со средневзвешенной оценкой
Источник фото: freepik

Пятибалльная система оценки знаний не так проста, как кажется на первый взгляд. Среднеарифметический подсчёт постепенно сменяется более сложным и, как кажется, более объективным инструментом — средневзвешенной системой оценки, которая кардинально меняет подход к формированию итогового балла.

И это уже провоцирует скандалы в некоторых регионах, а также недопонимание родителей. Давайте разберемся, как она работает и каковы ее сильные и слабые стороны.

Чем регламентируются школьные оценки

Первым и основным документом, устанавливающим правила оценки знаний, является Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ (от 29.12.2012):

  • Статья 28 даёт образовательной организации автономию в выборе системы оценивания, форм и порядка её проведения, но в то же время ограничивает их рамками Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС);
  • Статья 58 регулирует вопросы промежуточной аттестации (например, за четверть или год) и последствия неуспеваемости.

Второй важный документ — это ФГОС начального, основного и среднего общего образования. Он устанавливает нормативные требования к результатам освоения образовательной программы (предметные, метапредметные и личностные). Оценка, согласно ФГОС, является инструментом проверки достижения этих результатов.

Наконец, локальные нормативно-правовые акты школы. Здесь самый важный для родителей и учеников документ — это «Положение о порядке, формах и периодичности текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся». Именно в этом документе прописаны все детали: сколько оценок нужно выставить за четверть, как выводится итоговая оценка, какие виды работ обязательны, порядок пересдачи и т.д. Это основной «регламент» для каждой конкретной школы.
Читайте также: Что делать, если учитель оскорбляет ученика?

Система оценивания в российских школах

В России используется общая пятибалльная система, введенная ещё в январе 1944 года. Но по факту она 4-балльная, так как оценка «1» (единица) ставится крайне редко и обычно означает полное невыполнение работы. Есть и более «экзотические» варианты, которые в порядке эксперимента вводили в некоторых российских школах и лицеях — например, 10-балльная и 100-балльная.

Но в целом российские школы практикуют привычную всем систему с максимальными 5 баллами — она проще и понятнее как для учеников, так и для педагогов. Основные требования к системе оценивания в том, чтобы:

  1. Оценки показывали динамику (прогресс в обучении);
  2. Отметки поощряли ученика к развитию и учебе;
  3. Критерии оценивания были справедливыми и объективными;
  4. При выставлении оценок учитывались возрастные и индивидуальные особенности учеников.

Поэтому система оценивания должна быть прозрачной, чтобы родители и ученики имели возможность ознакомиться с правилами. Соответственно, ученикам всегда оставляется право исправить плохую отметку, имея в запасе не менее двух пересдач.

ФГОС также довольно конкретно прописывает, за что можно получить ту или иную оценку:

Оценка Цифровая маркировка Смысловая расшифровка
5 «Отлично» Высший балл. Ученик владеет материалом в полном объёме, не допускает существенных ошибок, умеет применять знания на практике.
4 «Хорошо» Ученик владеет материалом, но допускает незначительные ошибки или неточности.
3 «Удовлетворительно» Минимальный положительный балл. Ученик знает основной материал, но испытывает трудности с его применением, допускает существенные ошибки.
2 «Неудовлетворительно» Ученик не владеет основными знаниями по теме, не может дать ответ на большую часть вопросов.
1 (Фактически не используется) Полное отсутствие выполнения работы или знаний.

В 1 классе классические оценки, как правило, не ставятся, поскольку для первоклассников важна оценка процесса обучения, а не результата. К тому же система «безотметочного обучения» в 1-м классе рекомендована нормами СанПиНа для снижения стресса. Вместо них могут использовать:

  • Смайлики, звездочки, значки «Молодец!» и стикеры;
  • Вербальные оценки (словесные похвалы).

Виды и критерии оценки

Оценивание делится на два основных типа: текущее и промежуточное/итоговое.

1. Текущая оценка

Выставляется за выполнение небольших учебных задач в процессе изучения темы. Её цель — проверить, как ученик усваивает материал «здесь и сейчас».

За что ставятся текущие оценки:

  1. Устные ответы у доски и с места. Главные критерии для учителя — полнота и грамотность ответа, умение приводить примеры, логичность изложения, использование терминологии, активность в дискуссии;
  2. Самостоятельные работы на уроке. Основной критерий — процент правильного выполнения заданий;
  3. Контрольные работы по теме или разделу. Учитель обычно оценивает результат по проценту выполнения. Примерные нормы: 90—100% верных заданий — «5», 70—89% — «4», 50—69% — «3», менее 50% — «2»;
  4. Практические и лабораторные работы. Основным критерием считается умение работать с оборудованием, соблюдение техники безопасности, правильность выполнения, оформление отчета;
  5. Домашние задания. Требования для хорошей оценки — это своевременность, полнота, аккуратность, творческий подход, если таковой требуется, например, при написании эссе;
  6. Проекты и творческие работы. Здесь выполненное задание оценивается по глубине раскрытия темы, оригинальности, оформлению, качеству презентации и защиты.

2. Промежуточная и итоговая аттестация

Одно из обязательных условий контроля успеваемости — это четвертные (в некоторых школах триместровые) оценки, а также годовые оценки. Именно последние являются условием аттестации и перевода ребенка в следующий класс.

Как выводится оценка за четверть (триместр)

Оценку за четверть выводят из среднего арифметического всех текущих оценок, но с важными оговорками. Они обязательно должны быть прописаны в школьном Положении:

  • Приоритетность. Самые важные — это оценки за контрольные и самостоятельные работы. Они имеют больший «вес», чем оценки за домашнюю работу или устный ответ;
  • Учет новейших результатов. Если ученик в начале четверти получал «удовлетворительно», а к концу стабильно выходит на «хорошо» и «отлично», учитель должен это принять во внимание и выставить ему более высокую итоговую оценку, учитывая динамику;
  • Формула расчета. Чаще всего это средний балл, округленный по правилам математики в большую сторону. Например, средний балл 4,5 и выше — это «5», от 3,5 до 4,49 — «4», от 2,5 до 3,49 — «3».

Как выводят оценку за год

Аналогичным образом годовой результат получают из среднего арифметического всех оценок по предметам за четверти, или триместры.

Однако и здесь есть важное правило: годовая оценка не может быть радикально противоречить оценке за последнюю четверть. Если ученик закончил год на «4», а в четвертой четверти у него была «5», то высока вероятность, что годовая будет «5». Если же в четвертой четверти «3», а за предыдущие были «5», учитель должен разобраться в причинах и, возможно, предложить дополнительные задания.

3. Государственная итоговая аттестация (ГИА)

Наконец, существует отдельная, строго регламентированная форма оценки для выпускников. В 9-м классе таковой является Основной государственный экзамен (ОГЭ). Оценки выставляются по первичным баллам за каждое задание по специальной шкале, утверждаемой Рособрнадзором.

Читайте также: Шкала перевода баллов ОГЭ в оценки: как понять свои результаты и к чему стремиться

Итогом старшей школы становится Единый государственный экзамен (ЕГЭ). Результаты также оценивается по строгой 100-балльной шкале. На оценки в аттестате он не влияют, но может быть важен при выдаче аттестата с отличием (золотой или серебряной медалью).

При этом, разумеется, для дальнейшего поступления в вуз важнее именно 100-балльная шкала ЕГЭ, хотя наличие пятерок тоже может быть значимым плюсом.

Читайте также: Как начисляют баллы ЕГЭ в 2026 году

Читайте также: Как помочь ребенку сдать ЕГЭ на 90+ баллов: руководство для родителей

Что такое средневзвешенная система оценивания в школе

С 1 сентября 2025 года в некоторых государственных школах России ввели средневзвешенную систему оценивания знаний. Приняли её несколько регионов:

  1. Новгородская область;
  2. Белгородская область;
  3. Оренбургская область;
  4. Тюменская область;
  5. Ямало-Ненецкий АО;
  6. Ханты-Мансийский АО;
  7. Ярославская область;
  8. Тульская область;
  9. Луганская Народная Республика;
  10. Чеченская Республика;
  11. Республика Мордовия.

В Екатеринбурге и некоторых городах Южного Урала школы также получили право применять средневзвешенную оценку в своем образовательном процессе.

Что характерно, эти регионы не стали «пилотными», как это обычно бывает при экспериментах: похожая система давно работает в электронных дневниках школьников Москвы, в 2020 году её внедряли, к примеру, в Калужской области.

Так что же это такое и как работает? Средневзвешенным называют расчетный показатель успеваемости, где каждая оценка имеет свой «вес» (важность). В отличие от простого, усредненного показателя он учитывает трудоёмкость и значимость того или иного вида работ.

Такой подход по замыслу должен точнее отражать реальный уровень знаний, чем простое среднее арифметическое. Разным типам работ присваиваются коэффициенты веса (например, контрольная работа «весит» больше, чем домашнее задание).

Пример:
  • Домашняя работа (вес 1) — 5 баллов;
  • Ответ у доски (вес 2) — 4 балла;
  • Контрольная работа (вес 3) — 3 балла.
Расчет: (5*1 + 4*2 + 3*3) / (1+2+3) = (5+8+9)/6 = 22/6 ≈ 3,67
Итого: ученик получает 4 балла («хорошо»), поскольку средневзвешенный балл округляется в большую сторону.
Как ставят оценки в школе — скандал со средневзвешенной оценкой

Источник: Canva, kedu.ru

Плюсы

Побуждает учеников стараться на важных работах (контрольных, проверочных), так как они сильнее влияют на итог. Кроме того, средневзвешенная оценка более прозрачна для родителей и учеников: всегда могут посчитать текущий балл и понять, что нужно улучшить, чтобы повысить итоговую оценку.

Наконец, подобная система позволяет расставить приоритеты: она автоматически воспринимает итоговую контрольную работу более важной, нежели ежедневная домашняя работа.

Минусы

У средневзвешенных оценок есть и ряд объективных недостатков:

  • Не всегда понятные критерии расчета баллов. Родителям и детям не всегда удаётся разобраться, из чего складывается оценка.
  • Психологическое давление на ученика, который будет опасаться получить низкий балл на «весомой» работе. При этом есть риск, что готовиться он будет только к значимым мероприятиям, вроде проверочных работ, игнорируя домашние задания;
  • Риск «точки невозврата». Если ученик в начале четверти получил несколько низких оценок с большим весом, ему может быть математически очень сложно или невозможно исправить итоговый балл, даже при последующих отличных результатах. В итоге крепкий хорошист или даже отличник рискует скатиться на тройки и потерять интерес к учёбе.

Мнение родителей

Для многих введение средневзвешенной оценки стало неприятным сюрпризом. В Тюменской области родители жалуются, что новая система свалилась, как снег на голову, а дети уже успели нахватать троек и двоек, которые не известно, как исправлять. Дело дошло даже до составления писем в адрес главы Следственного комитета РФ Александра Бастрыкина, а также генерального прокурора РФ Александра Гуцана и депутата Госдумы Нины Останиной.

Что больше всего не устраивает родителей, так это несправедливое распределение оценок и то, что систему спустили сверху, даже не спросив мнения. Родительских собраний перед началом года никто не собирал, а правки в Положение о контроле успеваемости многие школы вносили незадолго до 1 сентября. По их мнению, средневзвешенный балл будет не мотивировать, а наоборот демотивировать детей на учёбу: учитывают в первую очередь отметки на контрольных, а не хорошо выполненную домашнюю работу и активность в классе. К тому же многие ученики волнуются на контрольных и не всегда выдают отличный результат, что явно не пойдет на пользу успеваемости.

«Моего сына новые условия вводят в тупик. Ну, он не отличник у меня, это действительно так. Но мы всегда имели возможность плохие оценки перекрыть какими-то другими заданиями: дополнительными рефератами, работой на уроках и так далее. А сейчас что? Завалит одну контрольную, а его завалят двойками, которые он просто не успеет перекрыть. В классе столько человек! Как ему отвечать на уроках?»
Мнение одного из родителей. Источник: 72.ru

Таким образом, средневзвешенные оценки — прямой путь к снижению баллов и потере интереса к учёбе: многие школьники уже смекнули, что за «домашку» много баллов не заработать, поэтому проще сдать тест на «отлично» или удачно списать на контрольной. В общем, родительское сообщество встретило эти нововведения резко отрицательно.

Мнение органов образования

В том же Департаменте образования Тюменской области подчеркивают, что новая система никаким экспериментом не является, поэтому плавного перехода к ней не требуется. И это действительно так: в некоторых регионах (например, в Костромской области) она действует уже несколько лет.

При этом, разумеется, чиновники настаивают, что средневзвешенная оценка — это никакое не зло, а наоборот более справедливый и непредвзятый срез знаний. Подчеркивается, что такая система действует уже давно и не является никаким новшеством, притом включена в системы электронных журналов.

«Ещё до того, как был введен электронный журнал, который пересчитывает среднюю арифметическую отметку вплоть до сотых балла, учитель всегда учитывал, какие виды работ выполнял ребенок. Если это самостоятельные, контрольные, которые всё время выполняются на низкую отметку, то о какой четверке за четверть может идти речь?.. У школы стоит одна цель — чтобы дети были успешными. Чтобы они имели достаточный уровень знаний, навыков, умений, которые они могут применять при поступлении, при дальнейшей учебе и в будущем. Поэтому важно не количество тех, кто имеет «5», а количество тех, кто эту «5» подтверждает на независимой оценке качества»
Директор департамента образования и науки Тюменской области Дина Горковец. Источник: Телеканал «Тюменское время»

Мнение экспертов

У специалистов не сложилось единой позиции: одни так же, как и чиновники, говорят о большей объективности и контроле за знаниями, призывая родителей не зацикливаться на оценках, другие — о крайне негативном влиянии на желание учиться.

«Для ребёнка важен не только результат, но и чувство контроля над процессом. Когда он понимает, что четыре оценки появляются из одного диктанта, возникает ощущение произвола и невозможности исправить ситуацию. Это ведёт к тревожности и потере мотивации»
Детский психолог Анна Власова. Источник: НашГород.ру
«Это тот универсальный, понятный детям и их законным представителям подход, который дает ребенку возможность реализовать мечту, а нам, взрослым, очень понятно и доступно объяснить, что каждая работа имеет определенное значение. И оценка — это всего лишь цифра, которая констатирует готовность ребенка в данный момент времени по данному вопросу, и ничего более. Поэтому учитель учит, ученик учится, а семья любит и воспитывает, причем любит не за оценки и не за те коэффициенты, которые свойственны контрольным, самостоятельным работам или устным ответам»
Директор лицея №369 г. Санкт-Петербурга Константин Тхостов. Источник: Телеканал «Тюменское время»

Итог

Переход на средневзвешенную систему оценивания, задуманный как инструмент для повышения объективности и мотивации, на практике столкнулся с серьезными вызовами. Во многих российских регионах эта реформа свалилась как снег на голову для родителей и учеников, встретив жесткое, а зачастую и категоричное неприятие.

Вероятно, отката к прежней системе подсчёта не будет, но вопрос пока повис в воздухе. С одной стороны — декларируемая Министерством просвещения объективность, с другой — реальное недовольство школьных коллективов и семей. Ситуация требует либо массового пересмотра подходов к её внедрению, включая широкое обсуждение и просвещение, либо поиска принципиально иных, более гибких механизмов оценки знаний.


Источники

Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 29.09.2025) «Об образовании в Российской Федерации»

Федеральный государственный образовательный стандарт

Департамент образования и науки Тюменской области

72.ru - Тюменцы взбунтовались против новых оценок в школах. Они собирают подписи и говорят: «Детей запугали»

Телеканал Тюменское время - «Вечерний хэштег»: Средневзвешенная оценка

NashGorod - Средневзвешенный ужас: кто и зачем ввел в школах Тюмени скандальную систему оценок?


Вопрос — ответ
При каком среднем балле ставят 5 за четверть?

По какому принципу ставят оценки в школе?

Что будет, если за год оценка

Что такое средневзвешенная оценка в школе?

Что делать, если учитель занижает оценки?
Эксперты рекомендуют
Комментарии
Всего
2
2025-10-05T21:52:02+05:00
А не понятно че и за чем ввели? вам как бы плавненько намекают на завод. Нечего высшее получать, получайте тройки, заканчивайте 9 классов, потом в ПТУ, в армию - и вперед
2025-10-22T00:00:00+05:00
Да кто хоть туда пойдет ещё? Курьерами на велике в разы больше поднимешь, и здоровье гробить не надо
Читайте также
Все статьи