Логопеды, будучи педагогическими работниками, так же, как и прочие коллеги, должны проходить периодическую аттестацию. Притом есть некоторые отличия от обычной процедуры, так как логопедия относится к специальной педагогике.
Аттестация логопеда на категорию
Аттестация педагогических работников — это мероприятие, которое оценивает профессиональные качества, результаты работы, продуктивность и квалификацию учителя, воспитателя детского сада или логопеда в коррекционной педагогике (логопеда, дефектолога).
Соответственно, каждые пять лет каждый педработник должен подтвердить свои знания перед специальной комиссией, где он либо подтверждает свою категорию, либо повышает её. В случае неудачи учителю или логопеду запретят заниматься педагогической деятельностью на то время, пока он проходит переаттестацию. Иными словами, его отстраняют от работы, или вовсе увольняют, если переаттестация также будет провалена.
Рамочные требования к аттестации педагогов обозначены в Статье 49 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», однако, конкретную процедуру прописывают учредители того или иного учебного заведения. Чаще всего это региональные или муниципальные органы власти. Свои критерии может устанавливать также собственник, если речь о частной школе, коррекционном центре или детском саде
Общие правила процедуры
- Молодой логопед может пройти аттестацию на первую категорию в любое время, однако, он должен проработать как минимум год на своей позиции, чтобы набраться опыта;
- Аттестация проводится либо 1 раз в 5 лет, либо по заявлению педагога;
- Чтобы пройти аттестацию, необходимо подать заявление в местный департамент образования в письменном или электронном виде;
- По итогам аттестации выносится вердикт либо о соответствии, либо несоответствии занимаемой должности;
- Также комиссия принимает решение о присвоении категории (первой или высшей);
- Результат проверки оглашается непосредственно работнику после голосования;
- Логопед имеет право прийти на заседание комиссии и опротестовать решение, если получил низкий балл;
- Процедура проверки предусматривает сбор портфолио с результатами работы за предыдущий период. В некоторых случаях комиссия также требует провести открытый урок или провести обзор рабочего места.
Какие документы могут потребоваться логопеду для аттестации на категорию
Помимо заявления на участие в аттестации педагогу также могут потребоваться документы, которые подтверждают факт его работы:
- Копия документа об образовании (диплома);
- Выписка из трудовой книжки;
- Представление от директора школы.
Итоговым документом является аттестационный лист, который заполняют все участники комиссии со своими оценками и подписями.
Портфолио логопеда
Портфолио — это основной отчет о результатах работы, который представляет педагог, чтобы подтвердить свою квалификацию, опыт и знания. В него включаются достижения и методические наработки логопеда.
При этом содержание портфолио также регламентируется локальными НПА, поэтому может отличаться от региона к региону. Можно ориентироваться на перечень методических рекомендаций в Приказе Минпросвещения №196 от 24.03.2023, где даны общие рекомендации, как оценивать знания педагогов, но, повторимся, на местах они могут меняться.
Что должно содержать портфолио логопеда
1. Портрет педагога |
|
2. Методическая работа и трансляция педагогического опыта | Программы, которые логопед разрабатывал или адаптировал, организация мастер-классов, участие в работе с проблемными группами, участие в жюри профессиональных и детских конкурсов, научных конференциях и круглых столах |
3. Проектная работа и её результаты | Педагог должен рассказать о том, какие проекты организовывал на своем рабочем месте. Это может быть и какой-либо социальный проект на уровне района или региона, например, декламационные конкурсы для детей, кружки чтения и проч. |
4. Внеурочная деятельность | Здесь нужно описать, какие внеклассные мероприятия проводил логопед за отчетный период, например, мастер-классы, выставки рисунков воспитанников, результаты конкурсов |
5. Результаты обучения и воспитания | В данном разделе указываются оценки воспитанников по итогам годового мониторинга, каких успехов они достигли. Также сюда относят результаты динамики коррекционной работы и мониторинга универсальной учебной деятельности |
6. Результаты работы с родителями | Сюда нужно отнести все формы взаимодействия с родителями детей: собрания, консультации, общение и решение вопросов в социальных сетях. Можно учитывать также взаимодействие с лечебными учреждениями, организациями ДПО, библиотеками |
7. Инновационная деятельность | В этом отчете нужно указать, какие информационно-коммуникационные технологии, инклюзивные технологии, персонализированные методики логопед применял в своей работе |
8. Экспертная деятельность | Сюда относятся все случаи работы логопеда в комиссиях, жюри, конференциях, конкурсах воспитанников и прочая деятельность, связанная с оценкой результатов |
Что учитывает комиссия при аттестации логопедов?
Все пункты портфолио оцениваются по трехбалльной системе, где 1 — это нижняя граница, а 3 — наивысшая оценка педагогической деятельности
Комиссия учитывает такие параметры, как:
- Положительное освоение обучающимися образовательных программ;
- Выявленные у обучающихся способности к интеллектуальной, творческой, физкультурно-спортивной деятельности;
- Личный вклад логопеда в повышение качества образования в учреждении, в котором он трудоустроен;
- Стабильное положительное освоение учащимися предложенных образовательных программ по результатам независимого мониторинга. Его могут проводить чиновники из местного департамента образования или областные выездные комиссии;
- Активное участие в мероприятиях методических объединений педагогических работников организации (нужен для аттестации на высшую категорию).
По каждому из критериев, кроме последнего, логопед должен предоставить документальные свидетельства, которые подтверждают его квалификацию. Это могут быть:
- Перечень проведенных мероприятий (школьных, внеклассных и прочих) и приказы к ним;
- Справки о различной внеурочной деятельности;
- Удостоверение о повышении квалификации, сертификаты пройденных семинаров, вебинаров и прочих информационных мероприятий;
- Диплом о профессиональной переподготовке;
- Справки об обучении в аспирантуре или магистратуре;
- Копии документов о поощрениях и благодарностях (почетные грамоты, ведомственные или государственные награды, приказы о поощрениях и персональных премиях);
- Копии документов о получении гранта на образовательные проекты;
- Документы о присвоении звания «Учитель года»;
- Копии авторских материалов и публикаций с собственными методическими разработками (публикации в СМИ, научная литература, монографии, автореферат и т.д.).
Сколько баллов нужно набрать логопеду, чтобы подтвердить категорию
Количество набранных баллов по итогам аттестации также может меняться в зависимости от региона к региону, но порядок может быть таким:
Первая категория | 22 балла и выше |
Первая категория для логопедов, работающих только с детьми с тяжелыми нарушениями | 20 баллов и выше |
Высшая категория | 27 баллов и выше |
Высшая категория для логопедов, которые работают с детьми с тяжелыми нарушениями | 25 баллов и выше |
Как курсы повышения квалификации влияют на результат
Аттестационная комиссия в обязательном порядке учитывает все мероприятия по самообразованию, которые проходил логопед, поскольку это часть его работы. Один из критериев оценки так и звучит — «Повышение профессиональной квалификации, развитие профессиональных компетенций». Соответственно, за него также начисляется от 1 до 3 баллов.
Наивысший балл логопед получает, если за отчетную пятилетку набрал не менее 120 академических часов на различных курсах повышения квалификации, семинарах и прочих образовательных мероприятиях. Разумеется, каждый из них нужно подтвердить документально удостоверениями, свидетельствами или сертификатами.
Засчитывается также обучение в аспирантуре или магистратуре, а также курсы профпереподготовки. Например, если логопед переквалифицировался в дефектолога, или же переучился по логопедическому профилю с любой другой педагогической специальности.