Инклюзия в школах — система совмещенного обучения детей. Сегодня активно вводится борьба с дискриминацией, поэтому школьников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) допускают к обучению в обычных классах. Возможности инклюзивного образования уже активно используются в современной системе образования и регламентируются законодательными актами. Дети с разными ОВЗ в одном классе учатся наравне с учениками без проблем со здоровьем.
Об инклюзии в школах
Инклюзия в образовательных учреждениях позволяет обучать детей с инвалидностями, допустимыми отклонениями или недостатками здоровья вместе с обычными школьниками.
Особенности учреждений с инклюзивным образованием:
- этические стандарты применяются вместе с инклюзивным обучением;
- разработана специальная система совместного обучения детей;
- применяются нестандартные педагогические методики, обеспечивающие равные возможности образования детей различных групп.
Где практикуется инклюзивное образование?
Инклюзия до сих пор имеет недостатки на уровне законодательства. Образовательные регламенты не полностью указываю. Существуют и другие недостатки внедрения инклюзии, которые еще не устранили. Правда, с сентября 2021 года департаменты и министерство образования собираются ввести 3-е поколение ФГОС. В нем будут подробно указаны правила и требования к инклюзивному образованию разных категорий детей с ОВЗ в одном классе с другими учениками.
По статье 43 Конституции РФ каждый гражданин имеет право на образование. Государство гарантирует доступность образования всем, вне зависимости от ограничений по состоянию здоровья. Теперь это право распространяется и на возможность получить образование без посещения специальных заведений. По новым регламентам родители или опекуны могут записать ребенка с ОВЗ практически в любую государственную или частную школу.
Сейчас нет строгого регламента, обязывающего обучать детей с ОВЗ в специализированных учреждениях. Дети-инвалиды могут учиться в обычной муниципальной школе вместе с другими учениками, причем в одном классе. Это и есть инклюзивное образование.
Даже если в школе не организованы условия для инвалидов, это не повод для отказа в обучения школьника с ОВЗ.
Условия приема или перевода детей с ОВЗ в обычную школу
Важно понимать, что не только образовательные учреждения обязаны соблюдать правила при инклюзивном обучении. Требования также предъявляются к родителям и ребенку.
В первую очередь нужно пройти обследование и получить справку от психо-медико-педагогической комиссии (ПМПК). Она определяет минимальные требования к школе, необходимые для обеспечения комфортного обучения ребенка.
Комиссия сделает заключение, в котором будет указана необходимость для ребенка:
- пройти курс адаптации до перевода в обычную школу;
- обеспечить сопровождение индивидуального тьютора;
- приобрести специальные учебники и так далее.
Условия инклюзивного образования должны быть организованы директором или другими представителями администрации.
Если школа не может выполнить условия для передвижения и обучения ребенка с ОВЗ, указанные в справке ПМПК, администрация обязана их создать. |
Виды условий инклюзивного образования
В 273-ФЗ прописано, что дети с разными ОВЗ могут учиться в одном классе с другими школьниками, только если в учреждении использованы специальные:
- дидактические материалы и пособия;
- персональные и групповые уроки коррекции;
- услуги тьютора (индивидуального ассистента);
- педагогические методики и учебные программы;
- технические средства для персонального и общего применения;
- доступы к выходам и входам из школы для детей-инвалидов и так далее.
Как объединить учеников с ОВЗ в классы с другими детьми — основные особенности инклюзии
Количество детей с ОВЗ в обычных классах
Численность школьников с ОВЗ должна быть в пределах санитарных норм. Расчет количества учеников проводится на основе типа инвалидностей. Например:
- В класс нужно принять слабовидящего ученика. Общее количество детей в таком случае не должно быть более 25. При обучении сразу двух слабовидящих детей максимально число учеников — 20 человек.
- Если нужно принять глухого ученика, количество детей в классе — не более 20. Двое глухих детей — не более 15 человек.
Для каждого вида ОВЗ требования к числу учащихся прописаны в ФГОС и должны строго соблюдаться школой.
Требования к педагогам
Учителя при инклюзивном обучении детей тоже должны опираться на ФГОС и профстандартов. Педагогам нужно закончить курсы повышения квалификации или профессиональную переподготовку. Без дополнительного образования по обучению детей с ОВЗ профильному предмету к работе не допустят.
Причина необходимости прохождения курсов — требование к наличию у специалиста психолого-педагогических компетенций для обучения детей-инвалидов. Учитель также должен быть готов к преподаванию предмета при инклюзивном образовании. Нужно уметь:
- составлять учебные планы по профильному предмету с акцентом на возможности учеников-инвалидов;
- применять технические и информационные средства при обучении детей с ОВЗ;
- правильно оценивать результаты работы всех учащихся и так далее.
Недостатки инклюзивного образования сегодня
Сейчас главная проблема инклюзии в школах — отсутствие четких условий и требований в законодательных и образовательных регламентах. В ФГОС много недостатков, связанных и с учебным процессом, и с методами оценки результатов обучения. Разрабатываемый в данный момент законодательный проект должен устранить пробелы в возможностях инклюзивного образования.
Другой проблемой становятся архитектурные факторы образовательных учреждений. Даже если ПМПК обяжет создать в школе возможности для беспрепятственного передвижения инвалидов, не все здания имеют возможности соорудить необходимые условия. Многие старые сооружения не рассчитаны на внесение изменений в строительные конструкции.