Инклюзивное и интегрированное обучение: в чем отличия

KEDU
Автор статьи

Содержание

Дата публикации 28.06.2021
Главная картинка статьи Инклюзивное и интегрированное обучение: в чем отличия
Источник KEDU.ru

В России законодательно закреплено право на образование с учетом особенностей психофизического развития обучающегося. Это значит, что родители ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) или инвалидностью могут подать документы в любую ближайшую школу и ребенка зачислят в общий класс.

Такой принцип обучения называется инклюзивным или интегрированным. Эти термины имеют много сходств и их часто считают взаимозаменяемыми, хотя это не так. В статье дадим сравнительную характеристику интегрированного и инклюзивного образования, а также расскажем, как учителям работать с особенными детьми.

Зачем включать детей с ОВЗ в общеобразовательный процесс

В июне 2012 года президент РФ принял «Национальную стратегию действий в интересах детей на 2012–2017 гг.» Этот документ законодательно закреплял права детей-инвалидов на следующее:

  • включение в образовательную среду наравне со всеми детьми;
  • свободу от дискриминации в сфере образования.

Чтобы реализовать эти права, в общеобразовательных школах создали условия для обучения детей с ОВЗ:

  • запустили программы социально-психологической помощи;
  • создали условия для разработки персональных учебных планов в рамках школьной программы.

Эти меры позволяют детям с инвалидностью учиться в обычных школах и не замыкаться в малой группе, а значит, иметь равные возможности с другими детьми в своей возрастной категории.

Процесс обучения может быть интегрированным и инклюзивным. Оба этих термина означают, что ребенок с ОВЗ будет учиться в обычной общеобразовательной школе, несмотря на разницу в развитии. Однако процесс обучения будет выстроен по-разному. Сейчас расскажем, что такое интегрированное обучение и чем отличается от инклюзивного.

Особенности интегрированного обучения

При интегрированном обучении школьник учится в обычном общеобразовательном классе и старается освоить школьную программу. В этом ему помогают педагоги:

  • проводят персональное обучение;
  • организуют дополнительные занятия;
  • поддерживают на разных этапах подготовки.

Особенности интегрированного обучения
Источник: KEDU.ru

При этом в школе не всегда создаются условия для детей с ОВЗ, особенностями развития или инвалидностью. Например, в классах нет специального оборудования или выделенных зон для работы и отдыха. При такой модели ребенок с особенностями развития включается в общую систему обучения и старается ее догнать. В этом основное отличие интеграции от инклюзии в образовании.

Особенности инклюзивного обучения

При инклюзивном обучении для детей с ОВЗ создают более подходящие условия: оборудуют классы, используют специальные дидактические материалы и обозначения, кроме того, ребенка сопровождает тьютор, который помогает с обучением. Однако меру различий между детьми и необходимость особых условий и персонального сопровождения определяет комиссия медиков и психологов. Для этого они общаются с ребенком и дают ему персональную характеристику.

Чем отличается инклюзивное обучение от интегрированного, так это необязательным освоением школьной программы. Школьник с ОВЗ чаще всего учится по особой программе, которая отличается от массовой. Учебные планы для таких детей составляют персонально.

Инклюзия и интеграция: сходства и отличия

Дадим сравнительную характеристику инклюзивного и интегрированного обучения.

Инклюзивное обучение Интегрированное обучение
  • Ребенок учится в общем классе
  • Ребенку необязательно осваивать общую программу в полном объеме
  • Классы переоборудуют под нужды детей с ОВЗ
  • Ребенок с ОВЗ занимается с тьютором, который помогает ему в освоении программы
  • Ребенок учится в общем классе
  • Ребенку обязательно освоить общую образовательную программу
  • Классы остаются обычными
  • Для ребенка с ОВЗ организуют дополнительные занятия, персональные консультации и помощь

Сложности для педагогов

Несмотря на разницу интеграции и инклюзии, педагогам одинаково непросто работать с детьми в смешанных классах. Педагогу требуется искать разный подход к группам детей и стараться избегать конфликтных ситуаций. Чаще всего учителям предстоит решить несколько вопросов:

  • чему обучать школьников;
  • как выстроить процесс обучения;
  • как проверять знания, которые освоили ученики.

Чтобы достичь поставленных целей, независимо от сходств и отличий интеграции и инклюзии, педагоги могут применять альтернативные методы обучения и проверки знаний. Например, использовать не только письменные экзамены, но и тестирования с применением жестов, карточек и других наглядных пособий. Важно следить за распорядком дня, чтобы дети не переутомлялись. Тогда можно свести к минимуму нежелательное поведение.

Где педагогу научиться работать с детьми с ОВЗ

Чтобы обучать детей в обеих системах образования, несмотря на отличия инклюзивного обучения от интегрированного, педагогу необходимы курсы повышения квалификации. Сегодня можно пройти курсы коррекционной педагогики сравнительно быстро — максимальный срок обучения по дистанционным программам 144 часа.

Курсы, выбранные нашей командой экспертов
Программа обучения
Национальная академия современных технологий
Дистанционная

Теория и методика преподавания истории, дистанционная программа обучения

502 часа
20 800 ₽
Программа обучения
ООО "АДО"
Дистанционная

Тьюторское сопровождение обучающихся в системе инклюзивного образования

250 часов
8 000 ₽
4 000 ₽
Программа обучения
Национальный социально-педагогический колледж
Дистанционная

Специальное дошкольное образование + Педагог по работе с детьми с нарушениями речи

4644 часа
22 000 ₽
Программа обучения
Учебный центр "Академия"
Заочная

Инклюзивное образование детей с ОВЗ в общеобразовательных организациях

126 часов
3 000 ₽

На таких курсах педагоги учатся приемам по воспитанию детей с ОВЗ, методике вовлечения учеников в образовательный процесс, основам конфликтологии и другим дисциплинам. После курсов педагог получает удостоверение установленного образца, которое позволяет работать коррекционным педагогом в общеобразовательных школах и других учебных заведениях.

Видео

Комментарии
Всего
2
2024-03-30T05:17:00+05:00
Интегрированное обучение, безусловно, имеет свои плюсы, но инклюзивное образование с более индивидуализированным подходом к каждому ребенку с ОВЗ кажется более полноценным и эффективным способом поддержки их развития
2024-03-25T05:17:16+05:00
Как родитель, я ценю возможность выбора между интегрированным и инклюзивным образованием для моего ребенка с особыми потребностями. Каждый ребенок уникален, и важно, чтобы образовательная система могла адаптироваться под его индивидуальные потребности
Читайте также
Все статьи