Инклюзивное обучение в школах — подводные камни

KEDU
Автор статьи

Содержание

Дата публикации 01.06.2021
Главная картинка статьи Инклюзивное обучение в школах — подводные камни
Designed by freepik

Для снижения дискриминации между детьми в школах активно вводится инклюзивное образование. Инклюзия — концепция социального разнообразия, при котором каждый человек имеет социальное место в обществе, независимо от ограничений здоровья или жизнедеятельности. Возможности инклюзивного образования еще не в полной мере раскрыты в России, однако система уже активно применяется.

Что такое инклюзия в школах?

Инклюзивное образование — система, при которой дети с ОВЗ имеют равные возможности на обучение с обычными детьми. Простыми словами, инклюзия в учебных заведениях позволяет учиться детям с инвалидностями, допустимыми отклонениями или недостатками здоровья вместе с обычными школьниками.

Отличительными чертами школ с инклюзивными образованиями является:

  • специально разработанную систему совместного обучения детей с ОВЗ и обычных школьников;
  • этические стандарты, совмещенные с системой инклюзивного обучения;
  • современные методики преподавания, дающие равные возможности обучения для детей разных групп.

В каких школах могут учиться дети с ОВЗ?

Условия инклюзивного образования все еще имеют недостатки на законодательном уровне. ФГОС не полностью прописывает требования к школам или способам оценки результатов детей с ОВЗ, а также другим фактором внедрения инклюзии. Однако с сентября 2021 года планируется ввести третье поколение ФГОС, в котором будут подробно прописаны все условия инклюзивного образования.

По статье 43 Конституции РФ каждый ребенок имеет право получить образование вне зависимости от наличия ограниченных возможностей здоровья. При этом по закону опекуны могут отправить ребенка с ОВЗ в любую школу.

Сегодня нет строгого требования к обучению детей-инвалидов в специализированных школах. Дети с ОВЗ могут учиться в самой обычной общеобразовательной школе, в одном классе с другими учениками. Это условие развития инклюзивного образования.

Правда, отдавать ребенка в обычную школу стоит только при отсутствии возможностей ежедневно посещать специальные учреждения. В общеобразовательных школах не всегда обеспечен полный набор необходимых условий — в некоторых учреждениях до сих пор не установлены пандусы.

Даже если инклюзивное образование в школе не организовано на должном уровне, это не является поводом для отказа в приеме ребенка с ОВЗ.

Что нужно для перевода ребенка с ОВЗ в обычную школу?

Помимо условий самого учреждения, требования предъявляются и к ребенку. В частности, справка от ПМПК (психо-медико-педагогической комиссии). Специалисты определят, какие условия должны быть в школе, чтобы создать комфортные и эффективные возможности обучения ребенка.

Комиссия укажет в заключении нужно ли ребенку:

  • пройти программу адаптации перед переводом;
  • сопровождение персонального тьютора;
  • уникальные учебники и так далее.

Все условия инклюзивного образования детей в школах должны быть организованы руководством учреждения. Если заведение не может обеспечить все требования, прописанные в справке от ПМПК, руководители обязаны создать такие условия.

Виды специальных условий образования

В 273-ФЗ прописано, что для обучения детей с ОВЗ в учреждениях должны быть использованы специальные:

  • образовательные программы и методики преподавания;
  • учебные материалы и средства для занятий;
  • пособия и дидактические материалы;
  • технические средства индивидуального и общего использования;
  • услуги персонального ассистента (тьютора);
  • индивидуальные и групповые коррекционные уроки;
  • доступы к входам и выходам из здания для инвалидов, а также другие условия, соответствующие особенностям детей с ОВЗ
Виды специальных условий образования

Источник KEDU.ru

Особенности инклюзивного образования

Численность детей с ОВЗ в обычных классах

Количество учеников с ограниченными возможностями здоровья не должно превышать санитарные нормы. В инклюзивном образовании детей при расчете количества учащихся учитываются особенности инвалидностей. Например:

  1. Если в классе будет учиться слабовидящий ребенок, общее число детей в классе не должно превышать 25. При обучении двух таких детей, всего учащихся может быть не более 20.
  2. При обучении глухого ученика, максимальное число детей в классе — 20. Если их двое — 15.

Для каждого конкретного случая требования к количеству учащихся прописаны в ФГОС для детей с ОВЗ.

Курсы, выбранные нашей командой экспертов
Программа обучения
ООО "АДО"
Дистанционная

Тьюторское сопровождение обучающихся в системе инклюзивного образования

250 часов
8 000 ₽
4 000 ₽
Программа обучения
Национальный социально-педагогический колледж
Дистанционная

Специальное дошкольное образование + Педагог по работе с детьми с нарушениями речи

4644 часа
22 000 ₽
Программа обучения
Учебный центр "Академия"
Заочная

Инклюзивное образование детей с ОВЗ в общеобразовательных организациях

126 часов
3 000 ₽
Национальный центр деловых и образовательных проектов
Дистанционная

СПЕЦИАЛИСТ В ОБЛАСТИ ВОСПИТАНИЯ (советник директора по воспитанию, педагог-организатор, социальный педагог, педагог-библиотекарь, тьютор, методист, вожатый)

250 часов
12 500 ₽

Требования к учителям

Педагоги в условиях инклюзивного образования также должны соответствовать требованиям ФГОС и профстандартов. В частности, учителю необходимо пройти курсы повышения квалификации или переподготовку. Без дополнительного образования, при котором педагог прошел обучение по программам преподавания профильного предмета детям с ОВЗ, к работе не допустят.

Главной причиной становится необходимость получить психолого-педагогические навыки для обучения детей с инвалидностями. Учителю нужно иметь готовность к инклюзивному образованию и на уровне образовательных программ. Необходимо уметь:

  • обращаться со специальными средствами;
  • разрабатывать учебные программы по предмету;
  • правильно оценивать результаты работы и так далее.

Проблемы инклюзивного образования

На данный момент главным недостатком является отсутствие четких требований в законодательных и образовательных регламентах. В ФГОС много пробелов, связанных и с процессом обучения, и с правилами оценки результатов. Разрабатываемый проект должен помочь устранить бреши в правилах и условиях инклюзивного образования при ОВЗ.

Другой проблемой являются архитектурные особенности многих образовательных учреждений. Даже если ПМПК обяжет оборудовать школу средствами для передвижения инвалидов, не все сооружения имеют возможности создания необходимых условий. Здания старых типов не рассчитаны на изменение строительных элементов.


Комментарии
Всего
2
2024-04-15T16:00:00+05:00
Надеюсь, что в ближайшем будущем мы увидим еще больше прогресса в области инклюзивного образования. Это даст детям с особыми потребностями больше шансов на успешное обучение и включение в общество как полноправных членов.
2024-04-11T15:57:39+05:00
Есть еще много работы, чтобы сделать инклюзивное образование доступным и эффективным для всех. Необходимо не только законодательно обеспечить условия, но и обеспечить соответствующую инфраструктуру в школах, чтобы каждый ребенок мог по-настоящему воспользоваться этими возможностями.
Читайте также
Все статьи