Пугачев

Актуальный профстандарт логопеда

KEDU
Автор статьи

Содержание

Дата публикации 28.06.2024
Главная картинка статьи Актуальный профстандарт логопеда
Источник фото freepik

В 2014 году Правительство Российской Федерации утвердило профессиональный стандарт "Логопед", который представляет собой официальный документ, устанавливающий требования к квалификации, знаниям и навыкам, необходимым для осуществления профессиональной деятельности логопеда.

Профессиональный стандарт логопеда призван обеспечить качество логопедических услуг, повысить эффективность работы и содействовать их профессиональному развитию. В данной статье мы рассмотрим основные положения профстандарта логопеда, утвержденного Правительством РФ.

Профстандарт, утвержденный правительством РФ

На сегодняшний день актуальным профессиональным стандартом для логопедов в России является профессиональный стандарт "Логопед", который был утвержден приказом Минтруда России от 15 декабря 2016 года № 918н. Этот стандарт устанавливает требования к квалификации работников сферы образования и науки в области образования, специалистов, осуществляющих индивидуальные и командные занятия с детьми и взрослыми в различных учреждениях здравоохранения и социальной защиты населения.

Профессиональный стандарт "Логопед", утвержденный Правительством РФ в 2014 году, устанавливает следующие требования к квалификации, знаниям и навыкам логопеда.

Квалификация Высшее образование по направлению подготовки "Логопедия" или "Специальное (дефектологическое) образование" по профилю "Логопедия". Профессиональная переподготовка по программе "Логопедия" для лиц с высшим образованием в других областях.
Знания
Основы логопедии, дефектологии и смежных наук. Патология речи, языка и других коммуникативных расстройств. Методы диагностики и коррекции речевых нарушений. Организация и содержание логопедической работы в различных образовательных учреждениях. Психолого-педагогические основы обучения и воспитания детей с нарушениями речи. Нормативно-правовая база в сфере образования и здравоохранения, регламентирующая деятельность.
Навыки
Диагностика и дифференциальная диагностика речевых нарушений Разработка и реализация индивидуальных планов коррекционной работы. Проведение индивидуальных и групповых логопедических занятий. Консультирование родителей и педагогов по вопросам речевого развития детей. Профилактика речевых нарушений. Участие в консилиумах и психолого-педагогических комиссиях. Оформление логопедической документации.

Профессиональный стандарт предусматривает пять уровней квалификации:

  1. Специалист.
  2. Ведущий специалист.
  3. Главный специалист.
  4. Эксперт.
  5. Руководитель.

Каждый уровень квалификации имеет свои требования к образованию, опыту работы и профессиональным компетенциям.

Профстандарт логопеда является важным документом, который способствует повышению качества логопедических услуг и профессиональному развитию логопедов в Российской Федерации.

Специфика применения профстандарта в ДОУ и здравоохранении

ДОУ

  • Фокус на профилактике и ранней помощи: В ДОУ логопеды занимаются, в первую очередь, профилактикой речевых нарушений и ранним выявлением детей с отклонениями в речевом развитии. 
  • Работа с группами детей: В ДОУ проводят групповые занятия, направленные на развитие речи и коррекцию выявленных нарушений. 
  • Взаимодействие с родителями: Он сотрудничает с родителями, обучая их приемам работы с ребенком дома и предоставляя рекомендации по стимуляции речевого развития.
  • Комплексный подход: В ДОУ специалист работает в тесной связи с педагогами, психологами, медицинскими работниками, что позволяет обеспечить комплексный подход к развитию ребенка.
  • Акцент на игровые формы работы: В работе с дошкольниками активно используются игровые формы, что делает процесс обучения более интересным и эффективным.

Здравоохранение

  • Фокус на диагностике и лечении: В здравоохранении логопеды проводят диагностику речевых нарушений, устанавливают диагноз и разрабатывают индивидуальные программы коррекции.
  • Работа с индивидуальными пациентами: Логопеды в здравоохранении работают с детьми и взрослыми, имеющими различные речевые нарушения, проводя индивидуальные занятия.
  • Тесное взаимодействие с врачами: Логопеды в здравоохранении тесно сотрудничают с врачами, в том числе с неврологами, отоларингологами, психотерапевтами, что позволяет комплексно решать проблемы пациента.
  • Применение различных методик: В работе с пациентами специалисты в здравоохранении применяют различные методики, в том числе нейропсихологические, психолого-педагогические, логопедические,  используя  современные технологии.
  • Достижение речевой функциональности:  Цель работы в здравоохранении -  достижение максимальной функциональности речи пациента,  устранение имеющихся нарушений и  предотвращение их развития. 

Общие требования профстандарта

  1. Обширные знания в области логопедии:  специалист должен иметь глубокие знания о  физиологических, психологических и лингвистических основах речи, знать о  различных видах речевых нарушений, методах их диагностики и коррекции. 
  2. Владение различными методиками: человек должен уметь использовать разнообразные методики и технологии,  эффективно планировать и проводить логопедическую работу,  подбирать упражнения,  анализировать результаты,  оформлять документацию. 
  3. Коммуникативные навыки: специалист должен уметь  строить  эффективные взаимоотношения с пациентами (детьми и взрослыми), родителями,  коллегами,  работать в команде,  строить  диалог с  представителями  других специальностей. 
  4. Ответственность и профессионализм: человек  несет  ответственность за  качество  оказываемых  услуг,  результаты  работы,  соблюдение  этических  норм  профессии. 

Несмотря на различия в контексте работы,  профессиональный стандарт логопеда  остается  основой для качественного  оказания  логопедической помощи в ДОУ и здравоохранении.

Заключение

Профессиональный стандарт логопеда, утвержденный Правительством РФ, представляет собой  важный шаг в развитии  логопедической  профессии.  Он  определяет  современные требования  к  компетенциям  специалистов  и  способствует  повышению  качества  оказываемых  логопедических  услуг. 

Стандарт  учитывает  как  основные  принципы  помощи,  так  и  современные  научные  достижения  в  области  логопедии,  психологии,  педагогики  и  медицины.  Он  ориентирован  на  развитие  профессиональных  компетенций  специалистов,  способных  обеспечить  качественную  помощь  детям  и  взрослым  с  различными  речевыми  нарушениями.

Внедрение  профстандарта  логопеда  является  важным  шагом  в  развитии  системы  логопедической  помощи  в  России  и  создает  основы  для  обеспечения  качественного  речевого  развития  подрастающего  поколения.



Курсы, выбранные нашей командой экспертов
Программа обучения
Академия современных технологий
Дистанционная

Логопедия

502 часа
30 000 ₽
Программа обучения
Национальная академия современных технологий
Дистанционная

Логопедия, дистанционная программа обучения

520 часов
20 800 ₽
Программа обучения
РостБизнесКонсалт
Дистанционная

Медицинская логопедия, дистанционная программа обучения

506 часов
79 000 ₽
Программа обучения
АНО ДПО Академия непрерывного образования
Дистанционная

Логопедия, программа переподготовки

264 часа
9 000 ₽
Комментарии
Всего
2
2024-06-28T13:33:00+05:00
Мне кажется, что важно не только вводить стандарты, но и следить за их выполнением. А то у нас часто так: закон есть, а контроля нет.
2024-06-10T13:33:08+05:00
Я работаю логопедом уже 15 лет и могу сказать, что такие изменения необходимы. Но важно, чтобы они шли в ногу с реальными потребностями специалистов и пациентов. Надеюсь, что это не просто слова.
Читайте также
Все статьи