Профессия стюардессы считается престижной, но весьма тяжелой — просто так с улицы туда не попадешь: сначала нужно выдержать собеседование, потом сдать непростые экзамены. Тем не менее у выпускников 9 и 11 класса всегда есть шансы набраться опыта и стать бортпроводником. Обстоятельно рассказываем, как это сделать.
Какое образование должно быть у бортпроводника (стюардессы)
В большинстве случаев, чтобы устроиться стюардессой, достаточно школьного аттестата о полном среднем образовании (11 классов). Однако у каждой крупной авиакомпании есть свои стандарты обслуживания и протоколы работы для бортпроводников, а также собственные учебные центры, где кандидаты в стюарды и стюардессы проходят первичное обучение. Лучше всего зайти на сайт авиакомпании в раздел «Вакансии» и изучить их содержание. Скорее всего вы обнаружите там два обязательных условия:
- Образование не ниже полного среднего (11 классов);
- Полные 18 лет.
Некоторые перевозчики требуют от кандидатов либо высшее, либо среднее специальное образование. В ряде случаев достаточно и неполного высшего, то есть 3 полных курсов бакалавриата.
При трудоустройстве на зарубежные авиалинии есть требование High School Graduate: в западной системе образования это 12 классов — это в целом соответствует нашему 11-летнему школьному образованию. При этом в иностранных компаниях таких, как Qatar Airways, Emirates, British Airways, Air France или Lufthansa, более высокой возрастной ценз — не ниже 21 года Ещё один принципиальный момент: хорошее владение иностранными языками, в первую очередь, английским, который является международным языком общения в авиации. На некоторых международных направлениях могут понадобиться знание китайского, французского, немецкого и даже арабского. Уровень — не ниже Advanced (C1)
Именно по этой причине плюсом будет высшее или неоконченное высшее образование в области иностранных языков, специальности: «Перевод и переводоведение», «Лингвистика» и прочие.
Что нужно, чтобы быть стюардессой в России
Всех бортпроводников подбирают по определенным критериям образования и внешности:
- Презентабельный внешний вид, стройность и хорошая осанка;
- Отсутствие татуировок на видных местах (руки, лодыжки, шея, лицо), а также пирсинга и яркой окраски волос;
- Рост от 165 до 190 см;
- Возраст от 18 до 26 лет;
- Хорошая физическая форма и отсутствие ограничений по здоровью;
- Английский не ниже Intermediate, а лучше Advanced;
- Отсутствие судимости;
- Умение плавать;
- Для мужчин-стюардов обязательно прохождение военной службы;
- Российское или белорусское гражданство.
Каждый работник авиалиний, будь то пилоты или стюардессы, проходят обязательную периодическую медкомиссию — ВЛЭК. Она платная и проводится в сертифицированных медцентрах перед поступлением на работу. Проходить медкомиссию можно как во время обучения, так и сразу после него, перед первыми полетами
Куда и как поступить на стюардессу
Насчет обучения для бортпроводников нужно знать следующее: эту специальности нет в колледжах или вузах. Дело в том, что авиаперевозчики стремятся готовить специалистов под себя на определенные типы самолетов и маршруты, поэтому обучение стюардесс и стюардов обычно краткосрочное и проводится либо на базе 11 классов, либо на базе иного профессионального образования. Вариантов два:
Курсы бортпроводников
Как правило, платные двухмесячные курсы, организуемые центрами ДПО на базе иного среднего профессионального или высшего образования. Такой вариант подойдет тем, у кого нет собственных крупных авиакомпаний или их представительств по месту жительства.
Бывают и дистанционные курсы бортпроводников, где теоретическое обучение организовано онлайн, а практику необходимо проходить на базе авиакомпании. Экзамены также сдаются в очном формате.
Первичные курсы для стюардесс обычно проводятся на конкретную модель воздушного суда: Boeing 737-600/700/800/900, либо Airbus A319/A320/A321. Есть отдельная подготовка на новые лайнеры Boeing 777 и отечественные ВС SSJ-100 и Ту-214. Средняя стоимость курсов для бортпроводников составляет 70 000 ₽.
По итогу, чтобы получить основной документ для работы — свидетельство бортпроводника, студенты должны выдержать экзамен в присутствии представителей Росавиации.
Плюсы таких курсов в том, что обычно можно не только пройти первоначальную переподготовку, но и переучиться на другой маршрут или лайнер, либо пройти повышение квалификации.
Минус в том, что трудоустройство после сторонних курсов не гарантировано: так или иначе придется проходить собеседование и сдавать внутренний экзамен авиакомпании, если только у нее нет договора с конкретным учебным центром.
Бесплатное обучение в авиакомпании
Второй вариант — поступить на курсы, организуемые самой авиакомпанией. Это возможно, если вы успешно прошли собеседование и получили вакантное место стажера. Далее следует такое же двухмесячное обучение и сдача экзамена в присутствии комиссии Росавиации.
Плюсы учебы в авиакомпании — она бесплатная и, если вы успешно пройдете все испытания, трудоустройство гарантировано.
Минусы тоже имеются:
- Переезд в город по месту прохождения учебы и траты на съем жилья. Некоторые авиаперевозчики предоставляют комнату или служебную квартиру, но далеко не все;
- Целевой набор. Как правило, бортпроводников набирают на тот тип судов и те маршруты, в которых есть потребность. Лучше узнавать этот момент заранее;
- Потребуется финансовая подушка на время учебы, поскольку студентам платят довольно небольшие деньги — около 24 000 ₽;
- Учеба только очная вместе с группой.
Обучение на стюардессу после 9 класса
Близкой для начала карьеры бортпроводника после 9 класса является специальность 43.02.06 «Сервис на транспорте (по видам транспорта)» — на это направление можно поступить после окончания основной школы, учеба длится 2 года.
Правда, это не о подготовке стюардесс, а скорее об организационной работе на объектах транспортной инфраструктуры, тарифном регулировании, обеспечении безопасности и прочих отвлеченных темах. Проходить курсы и сдавать экзамены на бортпроводника предстоит в любом случае. Тем не менее, корочки специалиста по сервису на транспорте могут помочь на собеседовании
Что сдавать на стюардессу после 9 класса
Поступление в ссузы проводится на основе конкурса аттестатов: приемная комиссия проверяет оценки абитуриента и на их основе решает вопрос о зачислении. Естественно, первыми в списке окажутся выпускники с общей оценкой «Отлично».
У разных колледжей свои условия, например, комиссию могут заинтересовать отметки по конкретным предметам: русскому языку, математике, истории, географии, иностранному языку и т.д.
Обучение на стюардессу после 11 класса
В вузах также есть программа бакалавриата «Сервис на транспорте (по видам транспорта)» — на нем также изучают работу с логистикой, перевозками и организацией услуг перевозчиков на различных видах транспорта, включая и международные пассажирские перевозки.
Ещё одним подходящим направлением для стюардессы может стать специальность 38.03.02 «Менеджмент на воздушном транспорте». История та же, что и со средним специальным образованием: диплом не гарантирует автоматического трудоустройства и не заменит внутреннее переобучение, но может стать подспорьем на собеседовании, либо со временем помочь с переходом на менеджерскую позицию, когда карьера стюардессы подойдет к концу.
Что сдавать на стюардессу после 11 класса
Поступление в вузы проводится по результатам ЕГЭ, где суммируются баллы обязательных экзаменов по русскому языку и математике с баллами одного или двух предметов по выбору.
Дополнительные предметы, которые потребуются для поступления на стюардессу:
- География;
- Иностранный язык;
- Обществознание;
- История;
- Информатика.
Проходной балл также устанавливается приемной комиссией вуза — этот момент следует уточнять отдельно. Напомним, что поступить и отучиться на бортпроводницу можно и без вузовского диплома, достаточно отучиться 3 курса.
Карьерные перспективы бортпроводниц
Окончить курсы для бортпроводников — полдела. К самостоятельным полетам вас никто сразу не допустит и тем более не поставит на международные маршруты. В авиакомпаниях есть негласное правило: стажеры летают только на внутренних линиях, максимум в страны ближнего зарубежья и только под присмотром инструктора (старшего бортпроводника).
Минимальное количество для допуска к самостоятельной работе составляет 30 летных часов, но у некоторых авиакомпании правила строже: 50, 60 или даже 100 часов. После чего присваивается 3 класс специальности
Ну а далее можно смело строить карьеру в гражданской авиации, проходя повышение квалификации и повышая классность. Правда, и здесь есть ограничения: 2 класс получают только бортпроводники, налетавшие без нареканий 2000 часов, а 1 класс — те, кто провел в воздухе не менее 3000 часов.
С таким опытом уже можно претендовать на позицию старшего бортпроводника воздушного судна, работать в бизнес-классе и значительно расширить географию полетов. Попутно с этим можно прокачать навыки по работе на других воздушных судах или, например, по обслуживанию частных рейсов. Разумеется, во всех этих случаях понадобятся дополнительные курсы повышения квалификации.