ОГЭ по литературе 2025 с ответами

KEDU
Автор статьи

Содержание


Дата публикации 23.04.2025 Обновлено 23.04.2025
ОГЭ по литературе 2025 с ответами
Источник фото: freepik
Вопрос 1

Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания 2 или 3, 4 или 5. Не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок. Соблюдайте нормы литературной письменной речи, записывайте ответы аккуратно и разборчиво

XVII

«Ужели, – думает Евгений:
– Ужель она? Но точно... Нет...
Как! из глуши степных селений...»
И неотвязчивый лорнет
Он обращает поминутно
На ту, чей вид напомнил смутно
Ему забытые черты.
«Скажи мне, князь, не знаешь ты,
Кто там в малиновом берете
С послом испанским говорит?»
Князь на Онегина глядит.
– Ага! давно ж ты не был в свете.
Постой, тебя представлю я. –
«Да кто ж она?» – Жена моя.

XVIII

«Так ты женат! не знал я ране!
Давно ли?» – Около двух лет. –
«На ком?» – На Лариной. – «Татьяне!»
– Ты ей знаком? – «Я им сосед».
– О, так пойдём же. – Князь подходит
К своей жене и ей подводит
Родню и друга своего.
Княгиня смотрит на него...
И что ей душу ни смутило,
Как сильно ни была она
Удивлена, поражена,
Но ей ничто не изменило:
В ней сохранился тот же тон,
Был так же тих её поклон

XIX

Ей-ей! не то, чтоб содрогнулась
Иль стала вдруг бледна, красна...
У ней и бровь не шевельнулась;
Не сжала даже губ она.
Хоть он глядел нельзя прилежней,
Но и следов Татьяны прежней
Не мог Онегин обрести.
С ней речь хотел он завести
И – и не мог. Она спросила,
Давно ль он здесь, откуда он
И не из их ли уж сторон?
Потом к супругу обратила
Усталый взгляд; скользнула вон...
И недвижим остался он.

XX

Ужель та самая Татьяна,
Которой он наедине,
В начале нашего романа,
В глухой, далёкой стороне,
В благом пылу нравоученья,
Читал когда-то наставленья,
Та, от которой он хранит
Письмо, где сердце говорит,
Где всё наруже, всё на воле,
Та девочка... иль это сон?..
Та девочка, которой он
Пренебрегал в смиренной доле,
Ужели с ним сейчас была
Так равнодушна, так смела?

(А.С. Пушкин. «Евгений Онегин»)

Вопрос 2
Ответ: А

Что изменилось в Татьяне по сравнению с ней «прежней»?

Правильный ответ
А) Ранее Татьяна была робкой, мечтательной, искренне влюблённой девушкой, склонной к уединению и фантазиям. В этом фрагменте мы видим совершенно другую Татьяну — сдержанную, благородную, внутренне собранную. Она научилась скрывать чувства, управлять эмоциями, вести себя согласно светскому этикету. Теперь это не простая провинциальная барышня, а светская княгиня, достойная уважения и восхищения.
Вопрос 3
Ответ: А, Б, В, Г, Д

С помощью каких художественных средств передано состояние Онегина при этой встрече?

Правильный ответ
А) Состояние Онегина передано через: внутренний монолог («Ужель она? Но точно... Нет...»), передающий его растерянность и удивление;
Правильный ответ
Б) повтор и риторические вопросы («Та девочка... иль это сон?») — показывают его замешательство и сожаление
Правильный ответ
В) контраст (между его прошлым равнодушием и нынешним волнением)
Правильный ответ
Г) описание действий («неотвязчивый лорнет», «остался недвижим») — подчеркивают растерянность и потрясение
Правильный ответ
Д) противопоставление: Онегин ждал реакции — волнения, смущения, а Татьяна остаётся холодной и спокойной
Вопрос 4
Ответ: А

Выберите другой фрагмент романа, в котором проявляется характер Татьяны. Каковы мотивы поведения героини в выбранном фрагменте?

Правильный ответ
А) Фрагмент: Письмо Татьяны к Онегину (Глава III). В этом фрагменте проявляется искренность, смелость и глубина чувств Татьяны. Она, несмотря на строгие нормы общества, первой признаётся в любви. Её мотив — потребность быть честной перед собой, неспособность скрывать сильное чувство. Это выражение подлинной, бескорыстной любви, не связанной с расчётом или гордостью.
Вопрос 5
Ответ: А

Выберите другой фрагмент романа, включающий портрет героя или героини. Какую роль портретная характеристика играет в создании образа этого героя (героини)?

Правильный ответ
А) Портрет Татьяны в главе VI, когда Онегин замечает её на балу в Петербурге. Этот портрет подчёркивает внешние и внутренние изменения Татьяны: она стала грациозной, уверенной, достойной светской дамой. Но за внешним блеском сохраняется прежняя чистота души и нравственная стойкость. Портрет помогает автору показать, что взросление и изменение внешнего облика не уничтожили искренности и глубины характера. Это усиливает драматизм последующей встречи Татьяны и Онегина.
Вопрос 6

Прочитайте приведённое ниже произведение и выполните задание 7 или 8, а также задание 9.

ВЕЧЕР

Прозвучало над ясной рекою,
Прозвенело в померкшем лугу,
Прокатилось над рощей немою,
Засветилось на том берегу.

Далеко, в полумраке, луками
Убегает на запад река.
Погорев золотыми каймами,
Разлетелись, как дым, облака.

На пригорке то сыро, то жарко,
Вздохи дня есть в дыханье ночном, –
Но зарница уж теплится ярко
Голубым и зелёным огнем.

(А.А. Фет, 1855)

Вопрос 7
Ответ: А

Каким настроением проникнуто данное стихотворение А.А. Фета?

Правильный ответ
А) Стихотворение пронизано спокойным, задумчивым и немного грустным настроением. Автор передаёт гармонию и тишину вечерней природы, её мягкий переход от дня к ночи. В стихах ощущается созерцательность, умиротворение и лирическая грусть, вызванная угасанием дня и наступлением ночи.
Вопрос 8
Ответ: А, Б, В, Г, Д

Какие художественные средства помогают поэту создать картину вечерней природы?

Правильный ответ
А) А.А. Фет использует множество изобразительных средств, чтобы создать живую и чувственную картину вечера: Звукопись и аллитерация: «Прозвучало», «прозвенело», «прокатилось» — повтор согласных звуков «п» и «р» создаёт мелодичность и ощущение ускользающего дня.
Правильный ответ
Б) Эпитеты: «ясная река», «немая роща», «золотые каймы» — подчёркивают красоту и поэтичность природы
Правильный ответ
В) Метафоры: «вздохи дня», «дыхание ночное», «облака разлетелись, как дым» — одушевляют природу, делают её эмоционально близкой
Правильный ответ
Г) Персонификация (олицетворение): день как будто «вздыхает», ночь «трепетно дышит» — природа приобретает человеческие черты
Правильный ответ
Д) Контрасты: «то сыро, то жарко» — подчёркивают изменчивость вечернего состояния природы
Вопрос 9
Ответ: А, Б, В, Г, Д

Сопоставьте стихотворение А.А. Фета «Вечер» и приведённое ниже одноимённое стихотворение И.А. Бунина. Что сближает эти произведения?

ВЕЧЕР

О счастье мы всегда лишь вспоминаем.
А счастье всюду. Может быть, оно –
Вот этот сад осенний за сараем
И чистый воздух, льющийся в окно.

В бездонном небе лёгким белым краем
Встаёт, сияет облако. Давно
Слежу за ним... Мы мало видим, знаем,
А счастье только знающим дано.

Окно открыто. Пискнула и села
На подоконник птичка. И от книг
Усталый взгляд я отвожу на миг.

День вечереет, небо опустело.
Гул молотилки слышен на гумне...
Я вижу, слышу, счастлив. Всё во мне.

(И.А. Бунин, 1909)

Правильный ответ
А) Общее настроение и тема: оба стихотворения пронизаны спокойным, созерцательным настроением. Центральная тема — восприятие природы в момент вечернего перехода дня в ночь, который поэты наполняют глубоким смыслом и личным переживанием.
Правильный ответ
Б) Мотив счастья в тишине и простоте: у Фета — счастье ощущается через гармонию с природой, её красоту и изменчивость. У Бунина — счастье выражено явно: «О счастье мы всегда лишь вспоминаем… Я вижу, слышу, счастлив. Всё во мне»
Правильный ответ
В) Созерцательность и остановка мгновения: в обоих произведениях герой остановился, чтобы вслушаться и всмотреться в мир: Фет — в закатную природу, Бунин — в вечер у открытого окна. Это философский момент осознания красоты бытия, близкий к эстетике импрессионизма.
Правильный ответ
Г) Образ вечера как символ перехода: у Фета вечер — переходный момент между днём и ночью, наполненный светом и цветом. У Бунина — время отдыха, тишины, уединения, медитации над счастьем и жизнью
Правильный ответ
Д) Художественные средства: оба поэта используют точные визуальные образы (у Фета — «малиновый берет», «голубой и зелёный огонь», у Бунина — «сад осенний», «облако в небе», «птичка на подоконнике»). У обоих — звукопись, метафоры, эпитеты, создающие живую картину природы.
Читайте также
Все статьи