Рассмотрите таблицу «Признаки живых систем». Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный в таблице вопросительным знаком.
Признак живых систем | Пример |
Размножение | Увеличение количества растений картофеля за счёт клубней |
? | Появление рогов у взрослого самца оленя |
Испытуемый пробежал 3 километра в быстром темпе. Как после этого изменились объём крови в сосудах скелетных мышц и объём крови в сосудах стенок желудка испытуемого?
Для каждой величины определите соответствующий характер её изменения:
1) увеличилась
2) уменьшилась
3) не изменилась
Запишите в таблицу выбранные цифры для каждой величины. Цифры в ответе могут повторяться.
Объём крови в сосудах скелетных мышц | Объём крови в сосудах стенок желудка |
На матричной цепи некоторой молекулы ДНК на долю нуклеотидов с аденином приходится 21 %. Определите долю нуклеотидов с урацилом на цепи молекулы иРНК, которая была синтезирована с данной ДНК. В ответе запишите только соответствующее число.
В триплоидной клетке эндосперма ржи содержится 21 хромосома. Сколько хромосом содержит клетка её листа? В ответе запишите только количество хромосом.
Какова вероятность (%) рождения особей с промежуточным фенотипом в моногибридном скрещивании гетерозиготных родителей при неполном доминировании признака? Ответ запишите в виде числа.
Каким номером на рисунке обозначен аппарат Гольджи?
Установите соответствие между характеристиками и структурами, обозначенными на рисунке цифрами 1, 2: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКИ
А) содержит молекулы РНК
Б) образована белком тубулином
В) состоит из микротрубочек и центросферы
Г) синтезирует полипептиды
Д) при митозе формирует веретено деления
Е) организует цитоскелет
СТРУКТУРЫ
1) 1 2) 2
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
А | Б | В | Г | Д | Е |
Выберите три верных ответа и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. Какие из приведённых понятий относят к изображённой на рисунке структуре?
1) водородные связи
2) пептидные связи
3) нуклеотиды
4) аминокислоты
5) комплементарность
6) дисульфидные мостики
Выберите три верных ответа и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. Какие из перечисленных ниже процессов вызывают комбинативную изменчивость?
1) рекомбинация генов в результате кроссинговера
2) изменение последовательности нуклеотидов в пределах гена
3) случайное сочетание гамет при оплодотворении
4) независимое расхождение гомологичных хромосом в мейозе
5) перенос участка хромосомы на негомологичную хромосому
6) потеря участка хромосомы
Установите последовательность действий селекционера, использующего индивидуальный отбор для получения сорта устойчивой к полеганию пшеницы. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.
1) самоопыление растений
2) увеличение площадей, занятых под посев опытным сортом
3) испытание гомозиготного потомства на урожайность и устойчивость к полеганию
4) отбор растений с нужным признаком
5) получение гомозиготного потомства
Каким номером на рисунке обозначена стадия жизненного цикла паразита, на которой он попадает в окончательного хозяина?
Установите соответствие между характеристиками и стадиями жизненного цикла паразита, обозначенными на рисунке цифрами 1, 2, 3: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКИ
А) заражение промежуточного хозяина
Б) личиночная стадия
В) оплодотворённая яйцеклетка (яйцо)
Г) развитие в печени окончательного хозяина
Д) активно плавает в воде
Е) имеет гермафродитную половую систему
СТАДИИ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА ПАРАЗИТА
1) 1
2) 2
3) 3
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
А | Б | В | Г | Д | Е |
Выберите три верных ответа и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. Если растение обладает цветком, изображённым на рисунке, то для этого растения характерны
1) наличие одной семядоли в зародыше семени
2) наличие спорогона на концах побегов
3) внешнее оплодотворение
4) мочковатая корневая система
5) сетчатое жилкование листьев
6) отсутствие камбия в стебле
Выберите три верных ответа и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. Какие утверждения о корнях и корневых системах растений являются верными?
1) Ткани корня начинают дифференцироваться в зоне деления.
2) От стебля могут отходить корни, называемые боковыми.
3) Корни не нуждаются в поступлении кислорода извне.
4) Для большинства двудольных растений характерна стержневая корневая система.
5) Частью корнеплода является видоизменный корень.
6) Корневые волоски – это выросты клеток покровной ткани корня.
Установите последовательность систематических групп организмов, начиная с самого высокого ранга. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.
1) Покрытосеменные
2) Двудольные
3) Высшие растения (эмбриофиты)
4) Мальвовые
5) Кола блестящая
6) Кола
Каким номером на рисунке обозначена почка человека?
Установите соответствие между характеристиками и кругами кровообращения у человека, обозначенными на рисунке выше цифрами 1, 2: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКИ
А) По артериям течёт венозная кровь.
Б) Круг заканчивается в левом предсердии.
В) Артериальная кровь в капиллярах превращается в венозную.
Г) Круг начинается в левом желудочке.
Д) Кровь поступает к органам брюшной полости.
Е) Кровь насыщается кислородом.
КРУГИ КРОВООБРАЩЕНИЯ
1) 1 2) 2
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
А | Б | В | Г | Д | Е |
Выберите три верных ответа и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. Какие признаки характерны для ткани человека, представленной на рисунке?
1) участвует в образовании стенок кровеносных сосудов
2) обеспечивает перемещение тела в пространстве
3) состоит из веретеновидных клеток
4) образована одноядерными клетками
5) обладает возбудимостью и сократимостью
6) управляется соматическим отделом нервной системы
Выберите три верных ответа и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. Какова роль печени в организме взрослого человека?
1) вырабатывает желчь
2) выполняет барьерную функцию
3) обеспечивает синтез гормона роста (соматотропина)
4) вырабатывает пищеварительные ферменты
5) синтезирует гликоген
6) образует лейкоциты
Установите последовательность передачи звукового сигнала в организме человека. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.
1) слуховая зона коры больших полушарий
2) жидкость в улитке
3) мембрана овального окна
4) волосковые клетки
5) слуховые косточки
6) преддверно-улитковый нерв
Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания и примеры рудиментов. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
(1)В процессе эволюции многие органы теряют свою функцию и поэтому постепенно упрощаются в своём строении и уменьшаются в размерах. (2)В результате возникновения генетических аномалий в фенотипе могут проявиться те признаки, которые несвойственны для вида. (3)У примитивных змей, например питонов, сохраняются остатки пояса брюшных конечностей. (4)У некоторых людей возникает многососковость – явление, при котором появляется несколько пар сосков на теле. (5)При мутации в геноме, у курицы могут закладываться зачатки зубов. (6)Остатки нескольких пальцев в конечностях у лошадей свидетельствуют о происхождении животных от предков с многопалыми конечностями.
Выберите три верных ответа и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. Какие из перечисленных процессов относятся к глобальному круговороту углерода?
1) использование карбоната кальция кораллами для построения скелета
2) потребление нитратов растениями и микроорганизмами
3) фиксация атмосферного азота клубеньковыми бактериями
4) протекание реакций темновой фазы фотосинтеза
5) выделение аммиака при разложении белков
6) спиртовое брожение у микроорганизмов
Установите соответствие между примерами и формами эволюционного процесса: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИМЕРЫ
А) глаза кальмара и дельфина
Б) конечности лошади и ласты кита
В) развитая эхолокация у летучих мышей и китов
Г) конечности крота и насекомого медведки
Д) формы клюва у разных видов галапагосских вьюрков
Е) форма тела кита и акулы
ФОРМЫ ЭВОЛЮЦИОННОГО ПРОЦЕССА
1) дивергенция
2) конвергенция
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
А | Б | В | Г | Д | Е |
Рассмотрите рисунок, иллюстрирующий отношение «хищник – жертва». Заполните пустые ячейки таблицы, используя элементы, приведённые в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите соответствующий элемент из предложенного списка.
Фактор эволюции | Характеристика | Результат |
_______________(А) | ________________(Б) | ________________(В) |
Список элементов:
1) изоляция
2) дрейф генов (популяционные волны)
3) изменение частот аллей в популяции
4) прекращение обмена генетической информацией между популяциями
5) вымирание вида
6) перенос генов из одной популяции в другую
7) мутационный процесс
8) закономерные колебания численности популяции под влиянием условий среды
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами
А | Б | В |
Проанализируйте таблицу «Виды естественного отбора». Заполните пустые ячейки таблицы, используя элементы, приведённые в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите соответствующий элемент из предложенного списка
Вид отбора | Характеристика | Пример |
____________(А) | Давлению подвергаются особи со средним значением признака | Образование двух рас погремка с разными сроками цветения на сенокосных лугах |
Движущий | ____________(Б) | Постепенное увеличение длины шеи у жирафов в ряду поколений |
Стабилизирующий | Давлению подвергаются особи с проявлением признака, отклоняющегося от среднего значения | ____________(В) |
Список элементов:
1) появление белой крысы в популяции серых крыс
2) формирование различных форм клюва у галапагосских вьюрков
3) сохранение среднего размера ушной раковины у зайцев
4) разрывающий (дизруптивный)
5) балансирующий
6) давлению подвергаются особи с одним из крайних проявлений признака
7) давлению подвергаются самые крупные особи
8) под наибольшим давлением оказываются особи с самым выраженным и средним проявлениями признака
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами
А | Б | В |
Проанализируйте график «Выживаемость соснового коконопряда в зависимости от совокупного влияния относительной влажности и температуры воздуха».
Выберите утверждения, которые можно сформулировать на основании анализа представленных данных. Запишите в ответе цифры, под которыми указаны выбранные утверждения.
1) При температуре 10 °С и влажности 30 % выживаемость соснового коконопряда равна 25 %.
2) Сосновый коконопряд способен выживать при любых значениях влажности и температуры.
3) При температурных значениях от 8 °С до 23 °С выживаемость соснового коконопряда меняется в зависимости от влажности воздуха.
4) При влажности воздуха выше 60 % выживают почти все коконопряды.
5) Наиболее благоприятная для соснового коконопряда среда – при влажности 60 % и температуре 10 °С.
Учёный изучал влияние различных экологических факторов на процесс фотосинтеза. Свой эксперимент исследователь проводил в специальной теплице, где были высажены 300 растений томата сорта Шапка Мономаха.
В герметичную теплицу с определённой периодичностью закачивался воздух с различным количеством углекислого газа. С помощью датчиков учёный фиксировал показатели скорости фотосинтеза, которые приведены на графике ниже.
Какая переменная в этом эксперименте зависимая (изменяющаяся), а какая – независимая (задаваемая)? Объясните, как в данном эксперименте можно поставить отрицательный контроль*. С какой целью необходимо такой контроль ставить?
* Отрицательный контроль – это экспериментальный контроль (опыт), при котором изучаемый объект не подвергается экспериментальному воздействию при сохранении всех остальных условий.
Правильный ответ:
1) зависимая переменная (изменяющаяся в эксперименте) – относительная скорость фотосинтеза; независимая переменная (задаваемая экспериментатором) – концентрация углекислого газа в теплице (должны быть указаны обе переменные);
2) растения томата необходимо посадить в теплицу, концентрация углекислого газа в которой искусственно поддерживается постоянной в течение всего эксперимента,
ИЛИ
2) растения томата необходимо посадить в теплицу с нормальной (стандартной) концентрацией углекислого газа (0,04 %);
3) остальные параметры (освещение, влажность и др.) необходимо оставить без изменений;
4) данный эксперимент позволяет установить, действительно ли концентрация углекислого газа обеспечивает повышение скорости фотосинтеза в данном эксперименте,
ИЛИ
4) данный эксперимент позволяет проверить, насколько изменения в скорости фотосинтеза обусловлены факторами, не связанными с повышением концентрации углекислого газа.
Сформулируйте нулевую гипотезу* для данного эксперимента. Объясните, почему теплица в эксперименте должна быть строго герметичной. Почему результаты эксперимента могут быть недостоверными, если известно, что в теплице естественное освещение?
* Нулевая гипотеза – принимаемое по умолчанию предположение, что не существует связи между двумя наблюдаемыми событиями, феноменами.
Правильный ответ:
1) нулевая гипотеза – скорость фотосинтеза не зависит от концентрации углекислого газа в атмосфере;
2) герметичная теплица обеспечивает постоянный газовый состав воздуха (заданную концентрацию углекислого газа);
3) естественное освещение может изменяться
ИЛИ
3) в опыте естественное освещение не контролируется экспериментатором;
4) при изменении освещения скорость фотосинтеза может меняться, что не позволяет в явном виде установить зависимость от концентрации углекислого газа.
Почему при увеличении концентрации углекислого газа свыше 0,1 % скорость фотосинтеза не растёт? Как изменится скорость фотосинтеза, если сильно снизить температуру в теплице? Объясните причину изменения. Какую роль играет углекислый газ в процессе фотосин
Правильный ответ:
1) скорость фотосинтеза лимитируется другими факторами (освещённостью, скоростью накопления АТФ, количеством ферментов световой и темновой фазы и др.)
ИЛИ
1) в клетке ограничено количество ферментов (хлоропластов, хлорофилла)
ИЛИ
1) это результат проявления закона лимитирующего (ограничивающего) фактора
2) скорость фотосинтеза понизится
3) при понижении температуры активность ферментов понизится
4) углекислый газ фиксируется в темновой фазе фотосинтеза (цикле Кальвина) и составляет основу для формирования углеводов
ИЛИ
4) углекислый газ используется для синтеза глюкозы
ИЛИ
4) углекислый газ – источник углерода для синтеза органических веществ (глюкозы).
Определите расы людей, изображённых на рисунках 1, 2, 3. Рассмотрите рисунок под номером 1. Назовите три признака с разными адаптивными значениями, которые сформировались у представителей данной расы в ходе эволюции. Объясните значение каждого из них.
Правильный ответ:
1) 1 – экваториальная (негро-австралоидная; негроидная), 2 – монголоидная (азиатско-американская), 3 – европеоидная (евразийская);
2) тёмный цвет кожи;
3) защита от избыточного воздействия ультрафиолетовых лучей (ожогов);
4) курчавые волосы;
5) защита головы (головного мозга) от теплового удара (перегрева);
6) пухлые губы / широкий нос;
7) увеличение площади теплоотдачи (эффективное охлаждение)
На рисунках изображены скелет с отпечатком перьев и реконструкция археоптерикса, обитавшего на Земле 150–147 млн лет назад.
Используя фрагмент «Геохронологической таблицы», определите, в какой эре и каком периоде обитало это животное. Это животное иногда относят к птицам, но оно имело некоторые признаки, нехарактерные для современных птиц. Перечислите те из них, которые видны на рисунках (не менее трёх признаков). Для организмов какого современного класса характерны перечисленные признаки?
Геохронологическая таблица*
Эра | Период | |
Название и продолжительность, млн лет | Возраст (начало эры), млн лет | Название и продолжительность, млн лет |
Кайнозойская, 66 | 66; | Четвертичный, 2,58 |
Неоген, 20,45 | ||
Палеоген, 43 | ||
Мезозойская, 186 | 252 | Меловой, 79 |
Юрский, 56 | ||
Триасовый, 51 | ||
Палеозойская, 289 | 541 | Пермский, 47 |
Каменноугольный, 60 | ||
Девонский, 60 | ||
Силурийский, 25 | ||
Ордовикский, 41 | ||
Кембрийский, 56 |
Правильный ответ:
1) эра мезозойская, период юрский (должны быть указаны и эра, и период); от современных птиц археоптерикса отличает:
2) наличие челюстей с зубами;
3) наличие длинного хвоста из несросшихся позвонков;
4) наличие развитых пальцев с когтями на передних конечностях;
5) признаки характерны для класса Пресмыкающиеся (Рептилии)
ИЛИ
5) признаки характерны для класса Млекопитающие (Звери)
Если сравнить сердца у китообразных и наземных млекопитающих, то окажется, что у многих китов правый желудочек развит существенно лучше левого, тогда как у наземных млекопитающих левый желудочек заметно толще правого.
Как можно объяснить данную закономерность? При погружении у китообразных снижается общее потребление кислорода за счёт уменьшения кровоснабжения скелетных мышц. Как при этом изменяется частота сердечных сокращений? За счёт каких адаптаций и процессов в скелетной мускулатуре продолжает вырабатываться АТФ во время погружения?
Правильный ответ:
1) у китов лучше развита капиллярная система лёгких (больше лёгкие)
ИЛИ
1) разветвлённая капиллярная сеть лёгких обеспечивает сильное сопротивление току крови
ИЛИ
1) вода сильнее воздуха сжимает лёгкие грудной клетки китообразных;
2) увеличенная стенка правого желудочка позволяет развивать достаточное для газообмена давление в сосудах;
3) при нырянии у китообразных снижается частота сердечных сокращений;
4) в скелетных мышцах имеется запас кислорода, связанный с миоглобином;
5) в скелетных мышцах происходит выработка АТФ за счёт аэробных процессов (клеточного дыхания);
6) в скелетных мышцах происходит выработка АТФ за счёт молочнокислого брожения (анаэробных процессов, гликолиза)
В современной биологии существует концепция гандикапа, согласно которой вредные для выживания признаки, например длинный хвост у павлина, могут демонстрировать качество генома самца.
Благодаря какой форме естественного отбора возможно сохранение данного признака? Почему данный признак сохраняется у павлина? Как связано наличие длинного хвоста с качеством генотипа самца?
Правильный ответ:
1) половой отбор;
2) наличие длинного хвоста повышает вероятность спаривания для самца (павлина с длинным хвостом чаще выбирают самки);
3) длинный хвост – признак высокого качества генотипа самца;
4) при наличии длинного хвоста самцу необходимо обладать признаками, повышающими его жизнеспособность (быстрое обнаружение хищника, умение скрываться, быстрая реакция и др.).
Известно, что синтез нуклеиновых кислот начинается с 5ʹ конца, рибосома движется по иРНК в направлении от 5ʹ к 3ʹ концу, а все виды РНК синтезируются на ДНК-матрице.
Фрагмент молекулы ДНК, на которой синтезируется участок центральной петли тРНК, имеет следующую последовательность нуклеотидов (нижняя цепь матричная):
5ʹ-ЦГААГГТГАЦААТГТ-3ʹ
3ʹ-ГЦТТЦЦАЦТГТТАЦА-5ʹ
Установите нуклеотидную последовательность участка тРНК, который синтезируется на данном фрагменте, и определите аминокислоту, которую будет переносить эта тРНК в процессе биосинтеза белка, если третий триплет с 5ʹ конца соответствует антикодону тРНК. Ответ поясните. Для решения задания используйте таблицу генетического кода. При написании нуклеиновых кислот указывайте направление цепи
Генетический код (иРНК от 5ʹ к 3ʹ концу)
Первое основание | Второе основание | Третье основание | ||||||
У | Ц | А | Г | |||||
У |
Фен Фен Лей Лей |
Сер Сер Сер Сер |
Тир Тир – – |
Цис Цис – Три |
У Ц А Г |
|||
Ц |
Лей Лей Лей Лей |
Про Про Про Про |
Гис Гис Глн Глн |
Арг Арг Арг Арг |
У Ц А Г |
|||
А |
Иле Иле Иле Мет |
Тре Тре Тре Тре |
Асн Асн Лиз Лиз |
Сер Сер Арг Арг |
У Ц А Г |
|||
Г |
Вал Вал Вал Вал |
Ала Ала Ала Ала |
Асп Асп Глу Глу |
Гли Гли Гли Гли |
У Ц А Г |
Правильный ответ:
1) нуклеотидная последовательность участка тРНК: 5ʹ-ЦГААГГУГАЦААУГУ-3ʹ;
2) нуклеотидная последовательность антикодона 5ʹ-УГА-3ʹ (УГА) (третий триплет) соответствует кодону на иРНК: 5ʹ-УЦА-3ʹ (УЦА);
3) по таблице генетического кода этому кодону соответствует аминокислота Сер (серин), которую переносит данная тРНК
Для соматической клетки животного характерен диплоидный набор хромосом. Определите хромосомный набор (n) и число молекул ДНК (с) в клетке при гаметогенезе в метафазе II мейоза и анафазе II мейоза. Объясните полученные результаты.
Правильный ответ:
1) в метафазе II мейоза набор хромосом – n;
2) число молекул ДНК – 2с;
3) в анафазе II мейоза набор хромосом – 2n;
4) число молекул ДНК – 2с;
5) в метафазе II мейоза после редукционного деления (мейоза I), клетки гаплоидные, хромосомы двухроматидные;
6) в анафазе II мейоза к полюсам расходятся сестринские хроматиды (хромосомы), поэтому число хромосом равно числу молекул ДНК.
В популяции растений ночной красавицы (Mirabilis jalapa) из 150 особей 6 растений имеют ярко-красную окраску венчика.
Рассчитайте частоты аллелей красной и белой окрасок в популяции, а также частоты всех возможных генотипов, если известно, что популяция находится в равновесии Харди – Вайнберга. Ответ поясните.
Правильный ответ:
1) частота растений с ярко-красной окраской венчика составляет: 6/150 = 0,04;
2) красную окраску имеют растения с генотипом АА, в равновесной популяции доля таких растений составляет p2;
3) частота аллеля p в популяции составляет 0,2;
4) частота аллеля q в популяции составляет: 1 – p = 0,8;
5) частота генотипа Аа (розовая окраска) в равновесной популяции составляет 2pq = 0,32;
6) частота генотипа аа (белая окраска) в равновесной популяции: q 2 = 0,64.
На X- и Y-хромосомах человека существуют псевдоаутосомные участки, которые содержат аллели одного гена, и между ними может происходить кроссинговер.
Один из таких генов вызывает аномалии в развитии кисти. Аллель гена образования перепонок между пальцами (перепончатые пальцы) наследуется голандрически (наследование по гетерогаметному полу). Женщина с нормальным развитием кисти и нормальнми пальцами вышла замуж за мужчину с аномалией развития кисти и перепончатыми пальцами, гомозиготная мать которого не имела аномалии в развитии кисти. Родившаяся в этом браке дочь с аномалией развития кисти вышла замуж за мужчину без названных аномалий. Определите генотипы родителей и генотипы, фенотипы, пол возможного потомства. Возможно ли рождение в первом браке ребёнка с нормальным развитием кисти и перепонками между пальцами? Ответ поясните.