Жилые и коммерческие здания эксплуатирует какая-либо управляющая организация: она отвечает за отопление, водоснабжение, бесперебойную работу всех систем, вывоз мусора и т.п. И в каждой такой организации должен быть штат специалистов, умеющих организовывать работу подрядчиков.
Управляющий недвижимостью — это менеджер, который руководит эксплуатационными работами на каком-либо объекте в интересах собственников или арендаторов помещений.
Типичный пример такого управляющего: собственник квартиры (дома), который сдает её для проживания с посуточной или помесячной оплатой. Получая от клиентов деньги, он следит за тем, чтобы в квартире были исправны краны и душ, работал интернет и прочие коммуникации, и устраняет неисправности за свой счет.
Однако, если объект недвижимости — это целое здание или комплекс зданий, с работой не справится ни один специалист. Потребуется целый коллектив, то есть управляющая организация. Она организует работу технических служб, принимает заявки на устранение неисправностей и следит за сохранностью общего имущества.
Designed by jcomp/freepik
Поскольку управление недвижимостью процесс комплексный и достаточно сложный, то управляющий по роду деятельности вынужден улаживать не только чисто технические, но и юридические проблемы. Поэтому на такой должности ценятся универсальные управленцы, умеющие и подсчитать сметы, и разобраться в законодательстве, и договориться с подрядчиками.
При этом недвижимость может иметь разный статус и разные уровни собственности:
Жилой фонд;
Нежилой фонд;
Федеральные объекты;
Муниципальное имущество;
Собственность предприятий (ООО, ФГУП, ОАО и т.д.).
Соответственно, характер управления и организации работы везде будет иметь свои нюансы и особенности. Например, недвижимость может использоваться с чисто инвестиционными целями, то есть для получения прибыли (например, аренда офисов или торговых площадей). Здесь помимо технической поддержки важен расчет адекватной стоимости аренды для фирм-арендаторов.
Поэтому характер работы управляющих недвижимостью будет везде разным: где-то нужны больше квалифицированные юристы, где-то сметчики, где-то бухгалтеры и маркетологи.
Нередко управляющие приступают к работе в тот момент, когда объект ещё строится и готовится к эксплуатации, либо компания-подрядчик получает его в собственность.
На этом этапе они планируют, как будут управлять объектом:
Оценка инвестиционных расходов;
Экспертиза состояния объекта и его коммерческой привлекательности;
Разработка и внедрение стандартов управления объектом;
Разработка бюджета, контроль за его исполнением при проведении работ;
Проведение технического исследования объекта, его приемка от застройщика;
Оценка условий эксплуатации и обслуживания объекта.
Как только здание сдают в эксплуатацию, управляющий приступает к решению насущных задач:
Заключение договоров с коммунальными службами;
Наем технического коллектива (электрики, сантехники, уборщики, охрана и т.д.), либо поиск фирм-подрядчиков;
Организация ремонтных работ или реконструкции помещений в случае необходимости;
Проверка инженерно-технических систем и коммуникаций;
Оформление страховки объекта.
Как только появляются первые арендаторы, управляющий сосредотачивается главным образом на решении эксплуатационных проблем, то есть принимает рекламации и заявки на устранение неисправностей, руководит персоналом, следит за соблюдением пожарной безопасности и условий труда, составляет финансовую отчетность и сметы по проведению текущих работ (ремонт помещений, коммуникаций, реконструкция и т.д.).
Разумеется, выполняет всю эту работу не один специалист, а довольно большой коллектив. Управляющий недвижимостью может выступать как начальником, который организует его работу, так и одним из подчиненных со своим перечнем обязанностей.
На такой позиции ценятся люди, понимающие в проектно-сметной и финансовой деятельности, разбирающиеся в юридических тонкостях и работе коммунальных организаций (поставщики тепла, электроэнергии, водоснабжения, вывоз мусора). Если речь о государственной недвижимости, то соискателю потребуется опыт проведения тендеров на поставку услуг и т.д.
Кроме того, работа подразумевает непрерывное общение с арендаторами, собственниками жилья, представителями подрядчика, персоналом и т.д. Всё это неизбежно будет сопровождаться конфликтами и претензиями.
Соответственно, управляющий недвижимостью должен обладать довольно внушительным набором профессиональных качеств:
Стрессоустойчивость;
Умение решать проблемы и договариваться;
Многозадачность;
Работоспособность;
Усидчивость;
Внимание к деталям, скрупулезность;
Умение планировать и организовывать.
В России есть вузы, которые готовят подобных специалистов. Специальность так и называется — «Управление в сфере недвижимости», либо «Управление недвижимостью».
Designed by yanalya/freepik
Тем не менее, на такую работу хорошо подходят специалисты с образованием в сфере муниципального управления, инженеры-строители, юристы со специализацией в области имущественных отношений и т.д.
Заработок специалиста напрямую зависит от круга его обязанностей и должности в компании. При этом, если он занимается юридическими и проектно-сметными вопросами, то зарплата чаще всего выше — в среднем от 100000 рублей в месяц.
Если управляющий решает в основном организационно-бытовые вопросы, принимает и обрабатывает заявки, ведет отчетность, то уровень зарплаты значительно ниже — в районе 45000—50000 рублей в месяц. Разумеется, это усредненная сумма.
Плюсы:
Востребованность;
Стабильный доход;
Официальное трудоустройство;
Карьерные перспективы;
Высокий заработок при наличии опыта.
Минусы:
Широкий круг обязанностей;
Высокая ответственность;
Работа подразумевает непрерывное общение с клиентами и решение конфликтов;
Ненормированный рабочий день;
Много рутины.