Изобразительное искусство в школе не относится к основным предметам, однако, оно очень важно для развития творческого таланта и пространственного мышления у детей. При этом вести подобные уроки должен учитель со специальным художественным образованием и любовью к творчеству.
Учителя ИЗО в школе отвечают сразу за две важные задачи: педагогическое воспитание и развитие творческих навыков у детей. Обучая теории искусства и различным техникам рисования (карандашная графика, живопись), он прививает школьникам любовь к творчеству, вкус и художественное восприятие действительности.
В младшей школе уроки рисования нужны также и для развития тактильных способностей, мелкой моторики пальцев, что имеет непосредственное отношение к запоминанию, развитию речи и навыков чтения.
На уроках ИЗО учитель дает школьникам представления о пропорциях, художественной композиции, техниках рисунка, основных жанрах (натюрморт, портрет, пейзаж), учит самовыражаться посредством рисунка.
Designed by prostooleh/freepik
Учитель рисования проводит и организует свои занятия в соответствии с требованиями ФГОС. В его обязанности входит:
Организация учебного процесса в классе с учетом возраста учеников и специфики дисциплины;
Способствование развитию личности и социализации детей;
Организационно-методическая работа (составление учебных планов, расписаний, общей программы занятий для разных классов);
Стимулирование проектной и исследовательской работы у учеников;
Оценка работ и успеваемости учеников, внесение данных в электронный журнал и дневники;
Участие в педсоветах, родительских собраниях, организация внеклассных мероприятий и дополнительного обучения детей (кружков, стенгазет, выставок).
Также педагог ИЗО проходит аттестацию каждые 3 года, поэтому обязан непрерывно повышать свой квалификационный уровень.
Нередко, особенно в малокомплектных школах, учителя рисования ведут несколько предметов — например, уроки технологии (трудов), черчения, природоведения (окружающий мир) и т.д. Либо же берут дополнительную нагрузку в качестве социального педагога или психолога. В этом случае у них появляются новые обязанности, включая надзор за малоимущими и проблемными детьми, психологическая поддержка и разрешение различных конфликтов в классах.
Designed by fxquadro/freepik
Учителя рисования, как правило, имеют двойное образование: в некоторых педагогических вузах есть отдельное художественное направление, где готовят именно таких педагогов. Тем не менее, работа подойдет и тем, кто оканчивал художественные училища, колледжи или институты искусств, дизайна или графики.
Тем не менее, если у вас нет педагогического образования, его придется получить — работать учителями в школе могут только специалисты с педагогической подготовкой.
Освоить новую профессию предстоит на курсах профессиональной переподготовки с соответствующим профилем:
«Учитель ИЗО (изобразительного искусства)»;
«Учитель ИЗО и черчения»;
«Учитель ИЗО (изобразительного искусства) и МХК (мировой художественной культуры)».
Подобные курсы можно пройти дистанционно в учебных центрах ДПО и пединститутах, срок обучения составляет от 600 до 850 академических часов.
Тем не менее, чтобы стать учителем изобразительного искусства, ключевое — иметь навык художественного творчества, владеть техникой рисунка и композицией, разбираться в жанрах и истории мировой живописи.
Плюсы:
Возможность сочетать творчество и педагогику;
Официальное трудоустройство;
Возможность работать в художественных студиях и давать частные уроки.
Минусы:
Малая значимость предмета ИЗО в школе;
Ответственность за детей;
Низкая зарплата;
Возможные конфликты.