На рынке розничных товаров всегда есть жесткая конкуренция: предложений великое множество, а привлечь внимание покупателей крайне тяжело. Наиболее действенный способ — тщательно продумывать товарную линейку и следить за тем, чтобы предложение были лучше, нежели у конкурентов. А для этого нужен особый подход и грамотные специалисты с аналитическим мышлением.
Что такое трейд-маркетинг
Трейд-маркетинг — это подход к продвижению товара (услуги), когда маркетологи стремятся выстроить полную цепочку сопровождения товара от производителя до конечного потребителя. На каждом этапе проводятся мероприятия, которые влияют на увеличение продаж и уменьшение издержек.
В трейд-маркетинге существует множество инструментов, самые известные из которых — это различные промо-акции. Самый банальный пример, с которым мы сталкиваемся регулярно, это акции из разряда «Купи два товара и получи третий бесплатно».
Разумеется, это далеко не все инструменты: трейд-маркетинг решает множество других задач от выбора места для торгового помещения до внутреннего оформления, выкладки товара и даже подбора специфических ароматов. Мелочей здесь очень много и все они тем или иным образом направлены на то, чтобы привлечь покупателей.
Чем занимаются трейд-маркетологи
Трейд-маркетолог старается работать со всеми контрагентами в цепи поставок, однако, прежде всего его внимание направлено на покупателя и владельцев торговой точки или дистрибьюторов продукции.
Задача трейд-маркетологов — простимулировать покупателей на покупки, а продавцов — на повышение эффективности продаж. Методики воздействия, как мы уже упомянули, бывают разными и подбираются персонально под каждую ситуацию, но конечная цель трейд-маркетолога неизменна: стимулировать торговлю и заставить торговые сети эффективнее сбывать товар.
Немалая часть работы трейд-маркетолога проходит непосредственно в торговых точках. Здесь он следит за тем, как работает персонал, как движутся потоки покупателей, как разложен товар, на какие товарные позиции наибольший и наименьший спрос.
Вторая часть работы — привлечение внимания покупателей путем проведения разных промо-акций: дегустаций, розыгрышей, презентаций новых товаров и т.д. Также трейд-маркетологи разрабатывают различные дисконтные программы: сезонные акции на товары, бонусные купоны, скидки для оптовых закупщиков и тому подобное.
Что конкретно делает трейд-маркетолог
- Ищет «узкие места» в стратегии продаж, проводит аналитические расчеты;
- Корректирует или полностью меняет стратегию;
- Контролирует ход исполнения;
- Помогает с настройкой ценообразования;
- Анализирует предложения и эффективность конкурентов;
- Проводит мониторинг доходов и расходов;
- Анализирует работу персонала, маркетологов, менеджеров, мерчендайзеров;
- Составляет бюджеты и заказывает POS-материалы (оформление витрин, мест продажи, сувенирную продукцию и т.д.);
- Следит за развитием и узнаваемостью бренда;
- Контролирует расход бюджета на различные мероприятия по продвижению;
- Ищет дистрибьюторов продукции;
- Составляет сметы, ведет аналитическую и отчетную документацию.
Источник: kedu.ru
Навыки и знания трейд-маркетолога
Первое, что нужно такому специалисту — это доскональное знание подходов трейд-маркетинга и умение их применять на практике. Очень ценится умение сходу разобраться в специфике конкретного бизнеса и выстроить под него эффективную стратегию.
Соответственно, трейд-маркетолог должен хорошо разбираться и в устройстве товарного рынка, и в особенностях конкретной ниши.
Очень важны в этой профессии и личные качества:
- Сильное лидерство;
- Умение аргументированно доказывать свою позицию;
- Коммуникабельность;
- Требовательность к подчиненным;
- Инициативность;
- Стрессоустойчивость;
- Высокая работоспособность.
Где учиться на трейд-маркетолога
Наиболее подходящая вузовская специальность для данной должности — это «Маркетинг» со специализацией именно в розничной торговле. Подходит также «Менеджмент в торговле» или иные смежные специальности.
Однако стать трейд-маркетологом с нуля не получится — это всё-таки руководящая должность. Поэтому, как правило, до нее нужно дорасти, поработав какое-то время торговым представителем, менеджером по персоналу в крупной торговой сети, а затем супервайзером торговых агентов.
Будет полезно на этом пути пройти повышение квалификации и отучиться на каких-либо курсах, посвященных трейд-маркетингу.
Зарплата трейд-маркетологов в 2024 году
Учитывая большой объем задач и важность профессии, трейд-маркетологи зарабатывают весьма прилично. Как правило, их зарплата колеблется в диапазоне 80000—100000 рублей в месяц. Также специалисты могут рассчитывать на различные бонусы KPI и премий по итогам работы, но это уже предмет индивидуальных договоренностей с работодателем.
Плюсы и минусы профессии трейд-маркетолога
Плюсы | Минусы |
|
|