На рынке розничных товаров всегда есть жесткая конкуренция: предложений великое множество, а привлечь внимание покупателей крайне тяжело. Наиболее действенный способ — тщательно продумывать товарную линейку и следить за тем, чтобы предложение были лучше, нежели у конкурентов. А для этого нужен особый подход и грамотные специалисты с аналитическим мышлением.
Что такое трейд-маркетинг
Трейд-маркетинг — это подход к продвижению товара (услуги), когда маркетологи стремятся выстроить полную цепочку сопровождения товара от производителя до конечного потребителя. На каждом этапе проводятся мероприятия, которые влияют на увеличение продаж и уменьшение издержек.
В трейд-маркетинге существует множество инструментов, самые известные из которых — это различные промо-акции. Самый банальный пример, с которым мы сталкиваемся регулярно, это акции из разряда «Купи два товара и получи третий бесплатно».
Разумеется, это далеко не все инструменты: трейд-маркетинг решает множество других задач от выбора места для торгового помещения до внутреннего оформления, выкладки товара и даже подбора специфических ароматов. Мелочей здесь очень много и все они тем или иным образом направлены на то, чтобы привлечь покупателей.
Чем занимаются трейд-маркетологи
Трейд-маркетолог старается работать со всеми контрагентами в цепи поставок, однако, прежде всего его внимание направлено на покупателя и владельцев торговой точки или дистрибьюторов продукции.
Задача трейд-маркетологов — простимулировать покупателей на покупки, а продавцов — на повышение эффективности продаж. Методики воздействия, как мы уже упомянули, бывают разными и подбираются персонально под каждую ситуацию, но конечная цель трейд-маркетолога неизменна: стимулировать торговлю и заставить торговые сети эффективнее сбывать товар.
Немалая часть работы трейд-маркетолога проходит непосредственно в торговых точках. Здесь он следит за тем, как работает персонал, как движутся потоки покупателей, как разложен товар, на какие товарные позиции наибольший и наименьший спрос.
Вторая часть работы — привлечение внимания покупателей путем проведения разных промо-акций: дегустаций, розыгрышей, презентаций новых товаров и т.д. Также трейд-маркетологи разрабатывают различные дисконтные программы: сезонные акции на товары, бонусные купоны, скидки для оптовых закупщиков и тому подобное.
"Чем эффективнее торговый маркетинг, тем выше продажи продукта, тем быстрее он движется по сбытовой сети от предприятия до физических лиц или компаний, непосредственно его потребляющих. За выстраивание системы трейд-маркетинга в зависимости от размера компании отвечают трейд-маркетологи или целые отделы трейд-маркетинга." Елена Пономарева, "Продвижение товаров и услуг. Практическое руководство"
Что конкретно делает трейд-маркетолог
- Ищет «узкие места» в стратегии продаж, проводит аналитические расчеты;
- Корректирует или полностью меняет стратегию;
- Контролирует ход исполнения;
- Помогает с настройкой ценообразования;
- Анализирует предложения и эффективность конкурентов;
- Проводит мониторинг доходов и расходов;
- Анализирует работу персонала, маркетологов, менеджеров, мерчендайзеров;
- Составляет бюджеты и заказывает POS-материалы (оформление витрин, мест продажи, сувенирную продукцию и т.д.);
- Следит за развитием и узнаваемостью бренда;
- Контролирует расход бюджета на различные мероприятия по продвижению;
- Ищет дистрибьюторов продукции;
- Составляет сметы, ведет аналитическую и отчетную документацию.

Источник: kedu.ru
Навыки и знания трейд-маркетолога
Первое, что нужно такому специалисту — это доскональное знание подходов трейд-маркетинга и умение их применять на практике. Очень ценится умение сходу разобраться в специфике конкретного бизнеса и выстроить под него эффективную стратегию.
Соответственно, трейд-маркетолог должен хорошо разбираться и в устройстве товарного рынка, и в особенностях конкретной ниши.
Очень важны в этой профессии и личные качества:
- Сильное лидерство;
- Умение аргументированно доказывать свою позицию;
- Коммуникабельность;
- Требовательность к подчиненным;
- Инициативность;
- Стрессоустойчивость;
- Высокая работоспособность.
Где учиться на трейд-маркетолога
Наиболее подходящая вузовская специальность для данной должности — это «Маркетинг» со специализацией именно в розничной торговле. Подходит также «Менеджмент в торговле» или иные смежные специальности.
Однако стать трейд-маркетологом с нуля не получится — это всё-таки руководящая должность. Поэтому, как правило, до нее нужно дорасти, поработав какое-то время торговым представителем, менеджером по персоналу в крупной торговой сети, а затем супервайзером торговых агентов.
Будет полезно на этом пути пройти повышение квалификации и отучиться на каких-либо курсах, посвященных трейд-маркетингу.






Зарплата трейд-маркетологов в 2025 году
Учитывая большой объем задач и важность профессии, трейд-маркетологи зарабатывают весьма прилично. Как правило, их зарплата колеблется в диапазоне 80000—100000 рублей в месяц. Также специалисты могут рассчитывать на различные бонусы KPI и премий по итогам работы, но это уже предмет индивидуальных договоренностей с работодателем.
Плюсы и минусы профессии трейд-маркетолога
Плюсы | Минусы |
|
|
При подготовке материала использовались следующие источники: