Качество производимой продукции и услуг нужно контролировать. Но делается это по особой системе, увязанной с многочисленными стандартами, регламентами и инструкциями. Разобраться в этом может только человек со специальной подготовкой и навыками.
Кто такой специалист СМК
Специалист по системе менеджмента качества — это сотрудник, который следит за тем, чтобы выполненные работы или предоставленные услуги соответствовали установленным нормативам. Чаще всего менеджментом качества занимаются руководители структурных подразделений компаний или подрядных организаций.
Помимо всего прочего, он организует контроль работы СМК, то есть выстраивает саму систему внутренних проверок, а также готовит предприятие к внешнему аудиту со стороны надзорных органов.
Ещё одна важнейшая задача специалиста СМК — отслеживание изменений в международных стандартах, ГОСТ, СНиП и прочих регламентирующих документах. В случае перемен он обычно организует ревизию и перестраивает работу в соответствии с изменениями.
В чем заключается цель внутреннего аудита системы менеджмента качества?
Работа менеджера по качеству на предприятии регламентируется ГОСТ Р 57189-2016/ISO/TS 9002:2016. «Национальный стандарт Российской Федерации. Системы менеджмента качества».
В данном документе есть пункт 9.2 «Внутренний аудит»:
«Цель внутренних аудитов заключается в получении информации о результатах деятельности и результативности системы менеджмента качества с беспристрастной точки зрения, для обеспечения уверенности в том, что запланированные мероприятия выполнены и что система менеджмента качества результативно внедрена и поддерживается».
Профстандарт
Профессиональный стандарт для этой специальности 40.062 гласит следующее: специалист по качеству занимается обеспечением «качества и соответствия продукции (работ, услуг) требованиям технических регламентов, стандартов (технических условий), утвержденным образцам (эталонам) и нормативно-технической документации, условиям поставок и договоров для удовлетворенности потребителей и повышения конкурентоспособности продукции (работ, услуг) и организации в целом».
Обязанности специалиста по системе менеджмента качества
- Организация внутреннего контроля СМК;
- Анализ работы предприятия на соответствие регламентам и требованиям;
- Подготовка предприятия и документации к внешним проверкам;
- Организация получения сертификатов на различные виды деятельности, в том числе переобучения персонала, сертификации оборудования и т.д.;
- Отслеживание ГОСТ и международных стандартов, внедрение новых правил при работе на предприятии.
Личностные качества и навыки специалиста по системе менеджмента качества
Как правило, такой специалист занимает руководящую должность, поэтому его ключевая обязанность — следить за работой других. Отсюда важный навык: он должен разбираться в специфике работы предприятия и его продукции. Разумеется, он должен знать стандарты качества и регламенты, применяемые в данной отрасли. Знание документооборота — также важный навык специалиста.
Среди личностных качеств следует выделить:
- Настойчивость;
- Скрупулезность, внимательность в работе;
- Исполнительность;
- Ответственность;
- Управленческие навыки;
- Коммуникабельность.
Обучение специалиста по системе менеджмента качества
Согласно профстандарту, на данной позиции требуется техническое образование: инженера-технолога производства, метролога, специалиста по сертификации на производстве и т.д.
Кроме того, есть курсы по профессиональной переподготовке и повышении квалификации, которые позволяют официально занять данную должность.
Зарплата специалиста по системе менеджмента качества в 2024 году
Уровень заработка работника зависит от позиции в компании: рядовой специалист получает от 50000 до 55000 рублей в месяц. Ведущий специалист (начальник отдела) СМК может зарабатывать до 150000 рублей в месяц в зависимости от отрасли.
Плюсы и минусы профессии специалиста по системе менеджмента качества
Плюсы | Минусы |
|
|