Продвижение услуг и товаров в интернете — обширная отрасль. Существует множество методов и технологий продвижения, а каждый продукт при этом требует индивидуального подхода. Социальные сети стали важной частью жизни практически каждого человека, поэтому товары и услуги лучше рекламировать с их помощью. SMM-специалист делает то, что позволит каким-либо образом выделить услугу или товар на фоне остальных и сделать его привлекательным для приобретения.
Аббревиатура SMM, как и большинство терминов в интернете, пришла к нам из английского языка, обозначает Social Media Marketing, или «Маркетинг в социальных медиа (социальных сетях)».
Поэтому и SMM-специалист — это менеджер по рекламе, который продвигает товар (бренд) в социальных сетях. Все что делает SMM-специалист, выполняется в интернет-пространстве с помощью различных приложений и программ, изучающих поведение людей и их реакции. Вот одни из самых популярных социальных сетей в России, где требуется профессия СММщик:
То, чем занимается smm-специалист, имеет определенную специфику, возникшую из-за устройства социальных сетей, которые были задуманы как средство прямого общения между людьми, обмена мнениями, впечатлениями и разной полезной информацией. Поэтому в социальные сети мало выбросить рекламное сообщение или красиво снятый проморолик, нужно ещё наладить коммуникацию с аудиторией. СММ-менеджер делает в социальных сетях все, что подтолкнет потенциального клиента к заказу рекламируемого товара. Для этого используется практически любой способ воздействия на пользователя в интернете. СММ-специалист — это тот, кто в свои обязанности включает создание лояльного отношения к бренду или товару.
В этом и заключается основная задача и суть работы любого специалиста по SMM. Преимущества продвижения в соцсетях очевидны. Во-первых, мгновенный отклик аудитории, во-вторых, осязаемая статистика (количество просмотров, соотношение лайков и дизлайков), в-третьих, сравнительно низкие затраты на продвижение. Не нужно создавать отдельный сайт и привлекать на него аудиторию. Последний пункт особенно важен для небольших компаний, у которых бюджеты на рекламу всегда невелики. Некоторые предпочитают вовсе не создавать своего сайта, ограничившись страничками во ВКонтакте, Instagram и на Facebook.
Поскольку зачастую зарплата SMM-специалиста напрямую зависит от количества совершенных сделок, он может использовать не одну, а сразу несколько социальных сетей для работы.
Так как активный рост соцсетей в России пришелся примерно на 2005 год, а для продажи товаров и услуг их стали использовать гораздо позже, рынок всё ещё не сформировался полностью. До сих пор не каждый предприниматель или компания понимают, чем занимается smm-менеджер, кто это и зачем он нужен. По этой причине и требования к СММщику могут быть совершенно разными. Они зависят от того, что именно нужно фирме, что она продаёт и какие цели преследует.
Иногда от специалиста по SMM требуются довольно простые вещи:
Но чаще всего фирмам нужны полноценные маркетологи, которые могут не просто наполнять группу контентом, но и вести аналитическую работу:
Чаще всего СММщиков привлекают на проектную работу и под конкретные задачи, поэтому точный круг обязанностей бывает очень разным. Для этой сферы нормально, когда работник сам ищет себе заказы и предлагает свои услуги, а конкретные задачи ему ставит работодатель.
Если работодатель не знает чем занимается SMM-менеджер, кто это и как он может помочь компании, то потенциальный сотрудник должен иметь внушительное портфолио из успешных проектов, чтобы применить свои умения на практике.
СММ-специалист — это тот, кто берет на себя все обязанности по «раскрутке» бренда или товара, но может делегировать часть обязанностей на специалистов других направлений. Например, СММщик может нанимать видеоредакторов, копирайтеров и дизайнеров для быстрого выполнения работы.
Обучение на SMM-специалиста — новое направление, поэтому в вузах и техникумах этому не обучают. Получить профессию СММщика можно с любым образованием, так как для ее освоения требуется только желание и наличие компьютера с выходом в интернет. Чаще всего туда идут либо уже состоявшиеся маркетологи, либо пиарщики, либо журналисты. Но иногда в SMM-специалистов переквалифицируются и веб-дизайнеры с программистами, что полезно для расширения профессиональных навыков. Есть 2 основных пути обучения на SMM-специалиста.
Наиболее востребованный и действенный вариант освоения этой специальности — онлайн-курсы SMM от различных IT-школ. Главное преимущество в том, что обучаться можно из дома. В качестве итогового документа школа предоставляет сертификат об обучении. В некоторых случаях можно сразу устроиться на стажировку и начать нарабатывать опыт. Такое обучение не бесплатное, но быстро научит основам профессии СММщик.
Не самый распространенный путь, но некоторые крупные компании его практикуют. Например, когда штатный СММщик завален работой и не справляется с выполнением всех задач. Тогда к нему приставляют ассистента или помощника, который наглядно видит, что делает smm-специалист, осваивает азы профессии и нарабатывает опыт. Впоследствии помощник возьмет на себя часть работы и сможет совершенствоваться в этом направлении.
Но так как большинство специалистов по SMM работает удаленно, не каждый из них заинтересован брать кого-то в ученики и делиться с ним знаниями бесплатно.
Как и во всех случаях работы на фрилансе, объем заказов SMM-менеджера напрямую зависит от его навыков и опыта, которые он может продемонстрировать своему нанимателю.
У любого начинающего специалиста по продвижению в социальных сетях должен присутствовать минимальный набор навыков.
Что чаще всего указывают работодатели в объявлениях о найме:
Нанимателю может потребоваться, чтобы у вас уже были под рукой раскрученные страницы в соцсетях или набор популярных групп.
Как отмечают знающие SMM-специалисты, в этой профессии крайне тяжело продвинуться, если до этого у вас, например, не было полезного занятия или навыка. Те, кто занимался исключительно раскруткой групп и страниц в соцсетях не слишком востребованы.
Уровень зарплаты SMM-специалиста — крайне индивидуальная величина, она зависит от поставленных задач и целей клиента. По данным интернет-сервисов по поиску работы, минимальная зарплата SMM-специалиста в России составляет 5000 рублей, а максимальная превышает 150 тысяч рублей в месяц. На размер оклада влияют опыт, наличие успешных кейсов и конкретные умения специалиста.
При наличии постоянной работы в офисе зарплата СММ-менеджера может составлять 30 — 40 тысяч рублей в месяц. В Москве и Санкт-Петербурге — примерно 80 — 100 тысяч рублей.
Плюсы:
Минусы: