Помощник машиниста электровоза: «второй номер» экипажа локомотива

KEDU
Автор статьи

Содержание

Дата публикации 20.07.2024
экипаж электровоза
Источник фото aleksandarlittlewolf/freepik

Железная дорога – сложный инфраструктурный объект. Он требует неусыпного надзора и ответственности. И наиболее сложные обязанности – у тех, кто водят поезда. То есть у машинистов подвижного состава (локомотивов). Обязанностей у них много и далеко не каждый может справиться с ними в одиночку. Именно поэтому на железной дороге существует должность помощника машиниста.

Обязанности помощника машиниста электровоза

По закону каждый машинист может управлять каким-либо одним видом локомотивов: на электрической тяге, либо на дизельной. Отдельные машинисты также водят электрички или подвижной состав в метро. Впрочем, есть отдельные специалисты с большим стажем и опытом, которые имеют все допуски и умеют управлять любым видом транспорта. Однако их сравнительно немного.

Такая же узкая специализация и у помощника машиниста. Фактически он управляет локомотивом наравне с самим машинистом и должен досконально разбираться в устройстве техники. Поэтому обязанности у помощника машиниста те же, что перечислены в нормативно-производственной документации машиниста электровоза:

  1. техническое обслуживание механизмов электровоза (тормозной системы, электрического оборудования и т.д.);
  2. смазка узлов и деталей локомотива, подготовка к рейсу;
  3. сцепка и расцепка локомотива;
  4. помощь машинисту в маневровых работах;
  5. наблюдение за приборами и обстановкой на путях во время движения;
  6. подача установленных сигналов, выполнение распоряжений диспетчеров по ходу следования поезда;
  7. работа по устранению неисправностей и поломок электровоза во время пути.
По сути, помощник машиниста электровоза – это полноценный и незаменимый член команды, без которого работа по управлению составом просто невозможна. Далеко не у всех машинистов есть квалификация, чтобы управлять электровозом самостоятельно. Это очень подготовленные и опытные работники с большим стажем, их на железной дороге очень немного.

Условия работы помощником машиниста электровоза

Обязанности помощника машиниста электровоза, как видим, крайне многообразны. При этом сама работа отличается крайней напряженностью и суровыми условиями труда.

Смена экипажа электровоза начинается с приемки подвижного состава. Машинист и его помощник должны осмотреть машину на предмет исправности, подписать акт приемки у предыдущей смены и подготовить её к работе.

Затем локомотив выезжает на маршрут, цепляет состав и выезжает по пути следования. Наиболее трудная часть работы – двигаться по графику, выполняя распоряжения диспетчера, и при этом следить за обстановкой на путях, чтобы не допустить аварии.

Как отмечают помощники машиниста электровоза, работа в экипаже крайне неблагодарная и нервная. Нужно заполнять много бумаг и формуляров, строго соблюдать все должностные инструкции, регулярно посещать курсы и тренинги по безопасности. Кроме того, именно ты несешь личную ответственность за состояние поезда.

Работа на электровозе плохо сказывается на здоровье. В число вредных факторов включаются:

  • электромагнитное воздействие от двигателя, контактных линий;
  • напряженный график (12-часовая смена, постоянные переработки);
  • тяжелый трудовой процесс (много физической работы по техобслуживанию и ремонту локомотива).

Что нужно, чтобы устроиться помощником машиниста электровоза

Понятно, что при таких требованиях к соискателям на должность помощника машиниста предъявляются весьма жесткие требования. В первую очередь он должен:

  1. быть годным по состоянию здоровья, пройти медицинскую комиссию и получить положительное заключение. Впоследствии придется регулярно проходить медицинские обследования, в том числе у психиатра;
  2. окончить курс в учебном заведении СПО (колледж, техникум) и сдать квалификационный экзамен. Необходимо свидетельство помощника машиниста электровоза;
  3. пройти производственную практику по специальности слесаря-ремонтника электровозов;
  4. пройти обязательную стажировку (как правило 14 дней);
  5. иметь допуск по электробезопасности V группы.

Что касается навыков и личных качеств, то от помощника машиниста электровоза требуются дисциплинированность, безукоризненное соблюдение правил на железной дороге, обязательность, выносливость и трудолюбие. Помощник машиниста электровоза также должен отлично разбираться в технике и быть в целом технически подкованным специалистом. От него требуются знания технической документации, нормативно-правовых актов по управлению подвижным составом, инструкций по сигнализации на железной дороге и множество иных навыков.

Курсы, выбранные нашей командой экспертов
Программа обучения
Учебный центр "Нефтеавтоматика" - УКК
Очно-заочная

Машинист насосных установок – очно-заочное обучение в Лениногорске

256 часов
5 500 ₽
Программа обучения
ИПБОТиСП
Дистанционная

Водитель погрузчика, программа повышения квалификации

150 часов
10 600 ₽
Программа обучения
ЭКОПРОФ
Дистанционная

Машинист укладчика асфальтобетона

160 часов
5 500 ₽
Программа обучения
Центр подготовки кадров
Дистанционная

Машинист (кочегар) котельной

120 часов
3 000 ₽

Вакансии помощников машиниста электровоза и уровень заработной платы

Специальность помощника машиниста электровоза довольно востребована на рынке труда, однако, уровень зарплат оставляет желать лучшего. Квалифицированный работник может рассчитывать в лучшем случае на 30 – 36 тысяч рублей при условии как минимум двухлетнего стажа работы. Также труд на железной дороге предполагает и премиальные выплаты, но выдают их далеко не каждый месяц (как правило, раз в квартал).

Плюсы и минусы работы помощника машиниста электровоза

Плюсы Минусы
  • стабильная заработная плата и официальное трудоустройство
  • бесплатное медицинское обслуживание за счет РЖД
  • ранний выход на пенсию
  • льготы при путешествиях по железной дороге
  • низкий уровень заработной платы;
  • отсутствие карьерного роста (можно только переучиться в машиниста);
  • вредные и тяжелые условия труда;
  • напряженный график работы, постоянные переработки;
  • высокая ответственность;
  • высокие производственные риски (травмы и несчастные случаи при работе с техникой, ДТП)
Комментарии
Всего
3
2024-07-20T18:10:00+05:00
Всегда думал, что машинисты одни все тянут, а тут читаю - и помощник на равных.
2024-07-04T18:10:00+05:00
Мой отец всю жизнь проработал на железной дороге, и я знаю, что это за труд. Помощник машиниста - это его правая рука, без которой никуда.
2024-06-17T18:09:47+05:00
Это ж надо так любить железную дорогу, чтобы на такой работе держаться. Но благодаря таким людям мы спокойно ездим в поездах, не задумываясь о том, что за всем этим стоит тяжелый труд.
Читайте также
Все статьи