Профессия пилота всегда воспринималась как работа для романтиков. Еще со времен СССР многие мальчики хотели узнать, как стать пилотом самолета и получить их униформу.
Профессия привлекает возможностью путешествовать, престижем и высоким заработком, но за этим кроется большая ответственность и тяжелый труд.
Что нужно, чтобы стать пилотом самолета
Управлять воздушными судами стали с начала XX века. Нужна была храбрость, чтобы осваивать неустойчивые летающие машины, совершать первые перелеты между континентами, рисковать жизнью из-за несовершенства конструкции воздушных судов того времени.
Летательные аппараты постепенно совершенствовались, а обучение на пилота становилось более сложным — опыт первых летчиков оформлялся в учебники по воздухоплаванию, наставления, правила и предписания.
Полет стал работой, весь романтизм профессии угас.
Под влиянием армии профессия пилота за сто с лишним лет разделилась на два четких направления:
- пилоты гражданской авиации;
- военные летчики.
Профессия летчика неоднородна — у всех разные должностные обязанности, специализация и назначение. Одни водят транспортные самолеты, другие управляют исключительно вертолетами, третьи – истребителями и бомбардировщиками, четвертые – перевозят пассажиров по международным маршрутам.
Есть особая категория – летчики-испытатели. Они трудятся в конструкторских бюро и занимаются тестированием новых экспериментальных образцов техники.
Каждой специализации учатся годами, а новые летательные аппараты постигаются заново.
Где могут трудиться летчики:
- Воинские части;
- Частные и государственные авиакомпании;
- Пожарная охрана и спасательная служба;
- Полиция;
- Транспортные компании (перевозка грузов).
Наибольшей популярностью пользуется сфера пассажирских перевозок.
Профессия пилота в России считается мужской. Женщины, прошедшие обучение на пилота гражданской авиации, встречаются крайне редко. Но таких ограничений на эту профессию не существует.
Как стать пилотом самолета в гражданской авиации
Управление летательными аппаратами относится к разделу «техническая эксплуатация», значит получать высшее образование необязательно — достаточно и среднего специального. Но такие специалисты получают наименьший доход.
Желающих выучиться на пилота всегда много, поэтому отбор на пилота очень строгий. Пилот гражданской авиации после вуза или ссуза должен иметь:
- Отличное здоровье. Особенно это касается вестибулярного аппарата, зрения, моторики рук, мышечной реакции и сердечно-сосудистой системы.
- Моральная стойкость и психическая стабильность;
- Быстрая реакция, умение просчитывать действия и работать в чрезвычайной ситуации;
- Высокий уровень интеллекта и аналитическое мышление.
Категории гражданских пилотов
Гражданская авиация привлекает карьерными перспективами, высокой зарплатой и возможностью путешествовать. Но получить профессию гражданского пилота непросто.
Во-первых, требуется отучиться в летном училище. Только в этом случае можно рассчитывать на работу в крупной авиакомпании. Во-вторых, получить летную лицензию международного образца. По ним все гражданские пилоты делятся на три большие категории:
- PPL. Эта лицензия выдается частным летчикам, управляющими одномоторными самолетами. Таких же пилотов платно готовят частные авиашколы;
- CPL. Лицензия для коммерческих пилотов, которые управляют легкими воздушными судами. Они имеют право перевозить пассажиров, доставлять небольшие грузы, участвовать в тренировках парашютистов;
- ATPL. Лицензия для линейных пилотов. Ее стремятся получить все гражданские летчики — с этой лицензией можно водить многотонные пассажирские лайнеры даже по международным маршрутам.
Третий тип лицензии требуется авиакомпаниям при приеме на работу. Есть частные перевозчики, которым подходит лицензия CPL. В России такие летчики водят самолеты Ан-2 или сходные по габаритам иностранные аналоги.
Обучение в летном училище предполагает изучение теории и многочасовую практику на специальных тренажерах. Главное для пилота – это количество налетанного времени. Выпускник по нормативам должен налетать не менее 150 часов.
Но даже с лицензией ATPL нужно пройти дополнительные курсы, чтобы переучиться на определенную марку авиалайнера. Курсы всегда платные, проводятся за счет авиакомпании, а деньги на обучение пилот выплачивает путем удержаний из зарплаты.
Перед поступлением в вуз на пилота гражданской авиации нужно сдать медицинскую комиссию. Можно не получить лицензию, если выпускные тесты написаны безукоризненно, но со здоровьем были небольшие проблемы. Медосмотры — норма в профессии пилота, так как их проходят перед каждым вылетом.
Пилот гражданской авиации, закончивший обучение в России, должен знать авиационный английский язык на высоком уровне — это обязательно для получения команд от диспетчерских служб.
Тестирование по авиационному английскому языку
TELLCAP – тест по авиационному английскому языку по Шкале ИКАО, предназначен для пилотов и диспетчеров гражданской авиации. Обучение строится с использованием специфической авиационной терминологии.
Пилот гражданской авиации, окончивший вуз, должен знать английский язык 4 уровня по шкале ИКАО.
Во время занятий изучается не только авиационная терминология, но и фразеология ведения радиообмена на английском языке, грамматика, навыки понимания на слух авиационной информации, прослушивание авиационных текстов на английском языке и отработка навыков устной речи. Подготовка к сдаче теста TELLCAP и пробный экзамен включены курс обучения.
Тест на уровень английского TELLCAP можно сдать очно в городах:
- Москва;
- Сургут;
- Ульяновск.
Какие вузы выпускают пилотов гражданской авиации
Пилот — востребованная профессия, поэтому часто за новыми специалистами приходят представители компаний, чтобы взять отличившихся студентов.
7 лучших вузов для обучения на пилота гражданской авиации в России:
- Омский летно-технический колледж гражданской авиации имени А. В. Ляпидевского УИ ГА. Это филиал Ульяновского института гражданской авиации им. маршала авиации Б. П. Бугаева.
- Сасовское им. героя Советского Союза Тарана Г. А. летное училище гражданской авиации УИ ГА. Специальности для пилотов — это летная эксплуатация летательных аппаратов и информационные системы. Для практики студентов доступны почти полсотни летательных аппаратов.
- Краснокутское летное училище гражданской авиации УИ ГА. В училище только одна специальность — летная эксплуатация летательных аппаратов. Доступна практически сотня летательных аппаратов.
- Красноярский филиал СПбГУ ГА. Здесь получают среднее профессиональное образование по специальности летная эксплуатация летательных аппаратов и высшее по специальности эксплуатация воздушных судов и организация воздушного движения.
- Бугурусланское летное училище гражданской авиации им. героя Советского Союза П. Ф. Еромасова (колледж) — филиал СПбГУ ГА. Практиковаться можно на семи аэродромах и 27 воздушных судах.
- Ульяновский институт гражданской авиации им. маршала авиации Б. П. Бугаева. Выпускники работают в компаниях Аэрофлот, Уральские авиалинии, Сибирь, S7 и других.
- Колледж СПбГУ ГА. СПбГУ ГА ведет свою историю с 1955 года и уже успел выпустить свыше 50 тысяч специалистов.
Карьерные перспективы и зарплата пилотов в России
После вуза пилот гражданской авиации, начинает карьеру с должности второго пилота. Перейти на должность командира воздушного судна (КВС) можно только после 1,5 тысячи часов полета и сдачи квалификационного экзамена.
Карьера зависит только от амбиций пилота. Можно до пенсии оставаться командиром воздушного судна. Некоторые специалисты работают пилотами-инструкторами, руководителями полетов или занимают управленческую должность.
Зарплата пилотов в России зависит от авиакомпании, стажа и других факторов. Больший оклад у линейных летчиков, особенно на международных направлениях. Наименьшая зарплата у пилотов в России, выполняющих рейсы по внутренним направлениям. Чаще этим занимаются молодые специалисты, не имеющие достаточного рабочего стажа.
Наибольшая зарплата пилота в России по данным интернет-сервисов по поиску сотрудников:
- Командир воздушных судов (В737NG, А320, А330, В777, SSJ100) — до 650 000 рублей.
- Второй пилот ВС (В737NG, А320, А330, В777, SSJ100) — до 270000 рублей.
Нижний порог зарплаты пилота гражданской авиации после обучения в вузе России не установлен, так как он зависит от множества факторов.
Плюсы и минусы профессии пилота
Плюсы | Минусы |
высокая зарплата | высокий порог вхождения в профессию, дорогостоящее обучение |
интересная профессия | крайне высокие требования к здоровью и физическому состоянию |
льготы и карьерные перспективы | большая ответственность |
опасная работа, требующая внимания |